Как быть реалистом в музыке?..

"Легко  быть реалистом  в  живописи, искусстве,  зрительно  обращенном к
внешнему  миру.  Но  что  значит  реализм   в  музыке?  Нигде  условность  и
уклончивость не прощаются  так,  как в  ней, ни  одна область  творчества не
овеяна так духом  романтизма, этого всегда  удающегося,  потому что ничем не
Проверяемого,  начала  произвольности," -  спрашивает Борис Пастернак в эссе "Шопен". Дам свой ответ на этот вопрос.

Для меня быть реалистом в музыке значит импровизировать. В импровизации проявляется истинное, настоящее, непридуманное. Есть простой способ определить, где в жизни правда, а где ложь, где глубокое, а где наносное, где существенное, а где нет: представить, что сегодня - последний день жизни. И сразу всё станет на свои места.

Но и это не предел. День - достаточно большой промежуток времени... Нет принципиальной разницы, впереди сто лет или всего лишь один день... Принципиальна разница, лишь когда осталось ОДНО МГНОВЕНЬЕ... За день  можешь еще подумать, взвесить, оценить, а следовательно - прожить день искусственно... Маловероятно, что проживешь искусственно, но можешь, есть такая возможность... Но когда есть лишь мгновение, шансов уйти от правды нет. И вот тут-то и проявляется настоящее.

Импровизация - это игра без подготовки. Нужно просто ПРЯМО СЕЙЧАС передать в музыке что-то истинное, настоящее, идущее от сердца... И когда импровизируешь не потому, что лень готовиться, а из-за того, что понимаешь, что таким образом пробуждаешь в себе способность к мгновенному восприятию Истины, то и выражаешь что-то действительно настоящее... Тогда возникает истинная, непридуманная интонация...


Рецензии