Глава 8

–  Маршрутный лист остался от вашего предшественника, на первое время хватит. Потом составите свой. Приступайте.

Киваю, складываю листок вдвое и покидаю кабинет «босса». До сих пор не могу привыкнуть к мысли, что надо мной стоят несколько начальников.

Недавно устроился на работу. Пришлось засунуть свое эго куда подальше и принять предложение одной компании.

Спускаясь по лестнице, опускаю руку в карман и дотрагиваюсь до ключей от машины. Дорого, конечно, но, учитывая будущую зарплату, допустимо. К тому же, должность напрямую зависит от транспорта, а торговый представитель на автомобиле такого класса явно будет внушать больше доверия. 

Садясь в машину, пробегаю взглядом маршрутный лист. На моем участке около 100 точек. Кафе, бары, рестораны, магазины и… киоски. Согласно приписке на полях, за день необходимо посетить не менее двадцати. Предыдущий представитель, очевидно, был педантом до мозга костей. Напротив каждого номера из списка нарисованы разноцветные квадратики, делящие все «точки» на три больших группы:

Красные – посещать один раз в неделю

Зеленые – дважды в неделю

Синие – раз в две недели

Включаю зажигание и отчаливаю по первому адресу.

В магазине стоит полнейшая неразбериха, и когда я появляюсь в дверях, то первое время остаюсь незамеченным. Подчеркнуто вежливо здороваюсь с одним из сотрудников, намереваясь привлечь внимание, но тот лишь кивает и спешит по делам. Пока ищу менеджера, порог переступает молодой человек в строгом костюме и, прежде чем я успею что-либо предпринять, скрывается за стеллажами. Конкурент.

Пройдя в подсобное помещение, нахожу его беседующим с женщиной, бейдж на груди которой не оставляет сомнений по поводу ее профессиональной принадлежности. На моих глазах этот нахал заключает с ней контракт, но правила делового этикета не позволяют вмешиваться. Не успевает он откланяться, как я представляюсь и перехожу в наступление. Но менеджер быстро остужает мой пыл.

–  Благодарю, в ближайшее время магазин в подобном товаре не нуждается.

Вспоминаю пустые полки. Она внимательно следит за выражением моего лица и кивает в спину уходящего.

–  Только что договорилась о поставках.

Что?!

Это ведь моя территория!

Натянуто улыбаюсь и для солидности наугад раскрываю папку.

–  У нас ведь договоренность.

Она пожимает плечами.

–  Парень предложил более выгодные условия. Ничего личного.

Выражение ее лица подсказывает, что тактика «Преодоление возражений» здесь не пройдет. Откланиваюсь и покидаю помещение.

1:0 не в мою пользу.

Адрес номер два оказывается небольшим кафе, табличка на закрытых дверях которого сообщает, что заведение открывается в 10:00. Бросаю взгляд на часы. 9:10. Я слишком быстро управился в супермаркете. Если бы там все прошло, как следует, сюда я прибыл бы как раз вовремя. Ничего другого не остается, жду под дверью. Зато я точно опередил потенциальных конкурентов.

Ровно в назначенное время двери, наконец, открываются. Выясняется, что я зря торчал на улице. В связи с потеплением, наш продукт практически не продается. ЛПР разводит руками и уверяет, что несколько дней назад по электронной почте сообщил нам о временной отмене поставок. По идее промах не мой, ведь я заступил на работу только сегодня. Но кого это волнует?

–  Если в ближайшие дни товар не разойдется, вам придется поменять просрочку, – добавляет он. –  Зайдите в среду.

2:0.

Боюсь ехать по третьему адресу, но черная полоса, кажется, закончилась. Заключаю несколько мелких сделок, но их недостаточно, чтобы перекрыть потери первых двух. Босс будет в восторге.

На пути к очередной точке попадаю в убийственную пробку. Хорошо, что предшественник-педант оставил номера телефонов. Обзваниваю оставшиеся позиции, чтобы предупредить о задержке. Большинство относятся с пониманием, один скандалит, несколько не берут трубку. Ослабляю узел галстука. Под палящим солнцем в машине становится жарко, и я включаю кондиционер.

Только под вечер вспоминаю, что из-за всей этой карусели забыл пообедать. По плану остается последний ресторан, поэтому решаю отложить чревоугодие на потом. Если станет невмоготу, можно после заключения сделки поужинать на месте.

Несмотря на то, что все столики заняты, администратор встречает меня у двери и сопровождает до барной стойки. Дела обсуждаем здесь же, краем глаза он по-прежнему следит за обстановкой в зале. Пользуюсь его рассеянностью и продаю несколько ящиков сверх нормы.

–  Подготовьте бумаги, я сейчас.

Он исчезает в зале, а я погружаюсь в расчеты. Мы с математикой на дружеской ноге, поэтому, когда я заканчиваю, администратора еще нет. Мой бесцельно блуждающий взгляд вдруг останавливается на входной двери. Один из приятелей, очевидно, только что вошел и разговаривает с метрдотелем о возможности получить столик.

Внутри все сжимается. Не хочу, чтобы он меня заметил. На мгновение наши взгляды встречаются, но он отводит глаза.

Слава Богу!

Радость, однако, быстро уступает место сомнениям.

А что, если он намеренно отвернулся?

Погружаюсь в раздумья и на некоторое время теряю его из виду.

–  Привет! –  неожиданно, он возникает прямо за спиной. –  Отдыхаешь?

Приходится делать хорошую мину при плохой игре.

–  Если бы, – небрежно отмахиваюсь. – Работаю!

–  В ресторане?

–  Как будто сам не знаешь, где заключается б;льшая половина контрактов!

Между нами завязывается обычная болтовня, он не замечает, как я перевожу разговор на другую тему и постепенно ухожу с тонкого льда. Он уверен, что я подписываю контракт с иностранными партнерами и затащил их в ресторан, чтобы сделать более покладистыми.

В этот момент появляется администратор.

–  Вы рассчитали заказ?

Ни раньше, ни позже. Меня словно ударяет током.

–  Десять ящиков, поставим, когда скажите.

–  Завтра. Оплата чеком. Где подписать?

Мне кажется, я слышу стук челюсти приятеля. Передаю бумаги, избегая встречаться с ним взглядом.



Возвращаюсь с работы уставший и злой. Намереваюсь залезть под душ, когда раздается звонок в дверь. Странно. Меня в этом доме никто не знает. Накидываю халат и плетусь в коридор.

На пороге стоит мать.

–  Что ты здесь делаешь?

–  Рада тебя видеть. Так и будем стоять в дверях?

Отхожу в сторону, давая ей пройти. Она останавливается в коридоре и от меня не ускользает выражение ее лица.

–  Нравится?

–  В интернете квартира выглядела лучше.

–  Проходи.

Рукой указываю ей в сторону гостиной.

–  Выпьешь чего-нибудь?

–  Кофе, будь добр.

Мать обладает уникальной способностью пить кофе в любое время суток. Я, например, если сейчас приму стаканчик, всю ночь не сомкну глаз. Направляюсь на кухню и высыпаю в кружку пакетик 3 в 1.

–  Держи.

Протягиваю ей кофе и опускаюсь на диван. Какое-то время сидим молча. Наконец, я не выдерживаю.

–  Зачем пришла?

Ее брови прыгают вверх.

–  Проведать тебя.

Пауза.

Мать подносит кружку ко рту, но не пьет. Мои губы трогает усмешка. После заварного растворимый кофе кажется помоями. Я потихоньку привыкаю.

–  Ты устроился на работу?

Киваю.

–  И как?

–  Справляюсь.

Снова пауза.

Она терпеливо ждет, но я не произношу ни звука. Проклятое упрямство.

Разговор явно не клеится.

–  Рада была тебя видеть.

С этими словами мать поднимается и направляется к двери. Мысль о том, что я снова останусь один, приводит в отчаяние.

–  Стой!

Она оборачивается. Вскочив, я подхожу к ней и крепко обнимаю.

–  Не уходи.

В следующее мгновение я чувствую ее руку на своих волосах. Так она успокаивала меня в детстве. В душ; разливается тепло. Закрываю глаза и возвращаюсь на много лет назад, когда одного ее слова, одного взгляда было достаточно, чтобы проблемы испарились.

*

Ну и жара!

Ослабляю галстук и, облокотившись о капот машины, открываю бутылку минералки.

+ 38 в тени, если верить прогнозу погоды.

В салоне невозможно находится, такое впечатление, что там открылся филиал ада. С грустью думаю о кондиционере в своем автомобиле. Пришлось отказаться от эффектного появления, вернуть железного коня на стоянку и взять в прокате что-нибудь попроще.

Оказывается, я раньше и понятия не имел, что такое быть торговым представителем. Теоретически знал, а вот практически…

В памяти вдруг всплывает почти забытый эпизод. В то утро я пребывал в особо паршивом настроении, потому что помощница не только умудрилась перепутать отчеты, но и опаздывала с кофе. Оскорбленное самолюбие требовало отмщения, и я искал, на ком бы сорваться.

Секретарь работала в компании больше года и умела угадывать настроение. Положила передо мной исправленные бумаги, поставила кофе и быстро ретировалась, оставив меня закипать дальше. Не успел я раскрыть первую папку, как в глаза бросилось снижение объема продаж на одном из участков. Недолго думая, я велел прислать ответственного торгового представителя.

Через полчаса порог переступил высокий молодой человек, совсем еще мальчик. Я вспомнил, что принял его сразу после института без опыта работы под свою ответственность. Он, очевидно, предвидел причину вызова и замер в дверях, ожидая развития событий.

–  Садитесь.

Он опустился на край стула.

–  Продажи на Вашем участке сократились почти втрое, – в моем голосе звучал металл. – На собеседовании Вы обещали обратное.

–  Могу объяснить, – запинаясь, произнес он. – Моя машина в ремонте, а обойти такое количество объектов, пользуясь общественным транспортом нелегко.

Я молча сверлил его взглядом. Чувствуя, что нужно что-то говорить, он поспешно добавил:

–  Этого больше не повторится.

Я усмехнулся.

–  Не сомневаюсь. Вы уволены.

Парень ушел не сразу. Умолял дать еще один шанс. Обещал исправиться, но я оставался непреклонен.

–  Можете не надеяться на положительную характеристику.

В моем отделе работники подобно саперам ошибались один раз.

Рассматривая ситуацию с другой стороны, понимаю, как был не прав. Торговый представитель без машины как без рук. За то, что парень на своих двоих потерял лишь треть продаж, ему следовало выдать премию.

Телефонный звонок выводит меня из задумчивости. Нажимаю кнопку приема и слышу на другом конце взволнованного клиента. Проблемы с поставками.

–  Не волнуйтесь, мы все уладим. В котором часу к вам подъехать?

Он успокаивается, и мы договариваемся о встрече. Записываю время в блокнот, а затем бросаю взгляд на часы.

Рабочий день только начинается.



Вопреки ожиданиям, возвращаюсь с работы относительно бодрым. В холодильнике пусто, а готовить нет ни малейшего желания. Поддаюсь соблазну отужинать в любимом ресторане. Последний раз я был там, кажется, вечность назад.

Такси не заставляет себя долго ждать, и через пятнадцать минут прохожу мимо швейцара. Он приветствует меня, но не может скрыть удивления. Раньше я обедал здесь почти каждый день. Метрдотель поражен не меньше, но лучше владеет собой.

–  Рад снова видеть Вас. Столик как обычно?

Они до сих пор держат мне столик?!

Хотя никто ведь не знает о моих трудностях. Для них я вернулся из очередной затянувшейся командировки.

Обвожу взглядом зал и вдруг замечаю нескольких приятелей.

–  Нет, я сяду там.

Метрдотель в замешательстве. По правилам этикета следует спросить разрешения сидящих перед тем, как присоединиться к ним.

–  Успокойтесь, – улыбаюсь, потому что чертовски рад его видеть. – Это мои друзья.

–  В таком случае, прошу за мной.

Он выдыхает с облегчением. Приглашает пройти вперед и сопровождает до места. Все почти как раньше. Приятели увлечены разговором, что позволяет мне приблизиться незамеченным.

–  Привет.

Беседа обрывается на полуслове.

Пауза.

Они явно не ожидали меня видеть.

–  Подсаживайся, – один неуклюже отодвигается, освобождая место рядом.

–  Ты голоден? – оживляется второй. –  Что будешь пить?

Вопросы сыплются градом, но пауза вначале заставляет усомниться в их искренности.

–  Принесите меню, – распоряжается третий.

Натянутые улыбки, напряженные голоса, неестественные движения.

–  Не нужно. Я подошел поздороваться.

С этими словами разворачиваюсь и иду к выходу.

Мне расхотелось есть.


Рецензии