Д. Энгр-великий художник, влюбленный в красоту10

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Вместе с тем во второй парижский период художником были созданы настоящие шедевры портретной живописи. ПОРТРЕТ ЛУИ ФРАНСУА БЕРТЕНА (1832), ЛУВР, ПАРИЖ.
Луи Франсуа Бертен издавал популярную газету "Деба". Посетители Салона 1833 года, увидевшие выставленный там портрет Бертена, были потрясены его реализмом.
Дочь Бертена недовольно заметила, что на портрете ее отец похож на "толстого фермера".
На самом деле, сила воздействия этого произведения, не вызывавшая сомнений, определялась великолепным владением формой. Картина явилась символом наступающей эпохи, главным действующим лицом которой стал либеральный буржуа.

Под кажущимся реализмом скрывалась искусная имитация. Решающую роль тут сыграла единственно верная поза, в которой запечатлен издатель. Она долго не давалась Энгру (о чем свидетельствуют многочисленные наброски). Если верить одному из учеников художника, во время очередного сеанса Энгр "поймал" эту случайную позу, после чего радостно воскликнул: "Завтра Ваш портрет будет готов!"

В 1830-е гг. Энгр работает над большой религиозной композицией «МУЧЕНИЧЕСТВО СВ. СИМФОРИОНА» (1834 г.), заказанной для собора города Оттен. Энгр надеялся, что она увековечит его имя. Художнику надлежало изобразить покровителя города Святого Симфориона.
Этого знатного жителя римской колонии, положившей начало Отену, в конце II в. казнили за то, что он исповедовал христианство.

Над картиной Энгр проработал 10 лет, сделав более ста эскизов. Возможно, Энгр поставил перед собой слишком сложную задачу: хотел изобразить большую массу людей, притом в движении. Толпа, ведущая святого на казнь за городские ворота, кажется хаотическим нагромождением фигур. На этом фоне выделяется мать Святого Симфориона, которая провожает мученика на подвиг, стоя на крепостной стене. Выставляя картину в Салоне, Энгр рассчитывал на успех, однако произведение, стоившее Энгру огромных усилий, вызвало неоднозначную реакцию критики.

Полотно сочли слишком претенциозным. Разгневанный Энгр поклялся никогда больше не отдавать свои работы в Салон. Сразу после закрытия Салона 1834 г. Энгра назначают директором Французской академии в Риме, где он прожил до 1841 г., занимаясь, главным образом, преподавательской деятельностью.

Годы его второго пребывания в Риме ознаменованы появлением еще трех новых картин: "ОДАЛИСКА И РАБЫНЯ"(1839), "СТРАТОНИКА"(1840) И "МАДОННА ПЕРЕД ЧАШЕЙ С ПРИЧАСТИЕМ"(1841).
«Одалиска и рабыня»(1839), Кеймбридж, Музей Фогг. Это одно из самых полихромных и ярких по зву¬чанию красок произведений Энгра. Эту картину, построенную на сочетании интенсивных локальных тонов — синего и красного, зеле-ного и желтого,— часто и вполне справедливо сравнивают с разно¬цветной каменной мозаикой или, что еще ближе, с индийской или персидской миниатюрой.

Своеобразие гаремной жизни Энгр воплощает преимущественно в ритме пластических форм, и особенно в гибком, олицетворяющем сладостный покой силуэте тела одалиски.
По контрасту с холодными, резко звучащими цветовыми сочетаниями картины (подчеркнутая де¬коративная яркость которых сама по себе тоже была проявлением романтических тенденций в искусстве художника) Энгр нашел удивительно нежную палитру бледно-розовых тонов, которыми написано обнаженное тело. Оно почти монохромно. Основное — мягкая текучесть объемов и контуров. Изысканная округлость этих очертаний усилена противопоставлением их суховатому рисунку архитектурного обрамления, состоящего из чередования четких горизонтальных и вертикальных линий.
Нельзя сказать, чтобы Энгр изображал своих одалисок только как олицетворение холодного целомудрия: они у него притягательны, но в них нет чрезмерной чувственности.

Он всегда находит в пластической интерпретации обнаженного женского тела такую гармонию линий и форм, что их чисто эстетическое воздействие превалирует над остальными.
Существуют два основных варианта этого произведения, очень близких по размеру. Один из них, датирован 1839 годом, а другой, помеченный 1842 годом (и исполненный в Париже для короля Вюртембергского Вильгельма I), тоже пересек океан и украшает теперь Галерею в Балтиморе.
Почти одинаковые в главных своих элементах, эти картины имеют отличие в фоне: в первом варианте действие разворачивается в интерьере гарема, а во втором - задняя стена комнаты заменена видом парка с бассейном.

"Антиох и Стратоника"(1840). Энгр обратился к повествованию Плутарха и, как рассказывают его биографы, горько плакал, когда читал своим ученикам на вилле Медичи трогательную историю любви Антиоха, сына сирийского царя Селевка, к своей мачехе Стратонике.
Художник выбрал наиболее драматический момент: при появлении Стратоники умирающий от любви к ней Антиох выдал себя осматривавшему его врачу Эразистрату усиленным биением сердца.
Пусть кажется наивным и сентиментальным то, что пожилой человек проливал слезы, читая о любовной драме, разыгравшейся два тысячелетия назад, но пережитые им при этом волнения привели к созданию едва ли не самого пленительного из всех его женских образов.
Ко всему остальному в картине, кроме самой Стратоники, Энгр был довольно равнодушен.
Этот совершенно искусственный и холодный мраморный мир, который окружает его героиню, был нарисован и перенесен на холст его учениками.

Поверх белой туники на Стратонику наброшено светло-лиловое покрывало, окаймленное розовой полосой. Глубокие, тщательно уложенные складки этого покрывала образуют как бы струящийся каскад линий.
Образ Стратоники излучает целую гамму тончайших чувств: она остановилась и, как будто внешне безучастная, полна нежного раздумья, она догадалась о любви Антиоха и смущена случившимся. Однако в ней нет ни тени жеманства или притворства.

«МАДОННА ПЕРЕД ЧАШЕЙ С ПРИЧАСТИЕМ» (1841, МОСКВА, ГМИИ ИМЕНИ ПУШКИНА). Написана в Риме по заказу наследника русского престола, будущего Александра II.

По его желанию художник рядом с мадонной должен был поместить двух русских святых: слева — покровителя царствующего императора святого Ни¬колая Чудотворца, а справа — покровителя наследника святого Алек¬сандра Невского с хоругвью и щитом в руках.
При выполнении этого заказа Энгр создал, в сущности, не какой-то новый образ, а повторил голову мадонны из «Обета Людовика XIII», которую он уже однажды
использовал в картине 1827 года («Мадонна в синем плаще»). В этом варианте им найден и основной жест — молитвенно сложенные руки,— без изменений перенесенный в картину, предназначенную для отправки в Россию.

Энгр создал еще восемь последующих вариантов, вплоть до известного луврского тондо 1854 года и картины Музея Бонна в Байонне, исполненной в 1866 году и явля-ющейся последним из законченных произведений художника.


Рецензии