Д. Энгр-великий художник, влюбленный в красоту11

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Когда весной 1841 г. Энгр появился во французской столице, ему была устроена триумфальная встреча. Берлиоз посвятил мастеру специально устроенный им концерт, Луи-Филипп пригласил его посетить Версаль и отобедать с ним в любимой королевской резиденции в Нейти.
Труппа Комеди Франсез прислала Энгру почетный билет, дающий право бесплатно посещать театр в течение всей жизни.

Энгр, став маститым художником, при создании своих картин прибегал к помощи учеников. Это была обыкновенная практика - когда-то юный Энгр точно так же выполнял мелкие задания Давида. Индивидуальности энгровской манеры все это не мешало, тем более что работали ученики всякий раз под строгим и неусыпным контролем мастера.
Правда, ходили слухи, что студенты стареющего Энгра делают за него львиную долю работы. Эти слухи диктовались, как правило, завистью.
Ныне хорошо известно, кто и в чем становился соратником метра.
«Проклятые портреты! Они отвлекают меня от важных дел» - это слова Жана Огюста
Доминика Энгра. Они возвращают нас вновь к другому полюсу искусства французского мастера - портретной живописи.
Особенно декоративны были женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара. В последние годы он писал портреты женщин, принадлежащих к высшему обществу.

В 1848 году Энгр закончил один из парадных портретов, который был заказан еще в 1841 году, сразу же после возвра¬ения художника из Рима.
Речь идет об изображении БАРОНЕССЫ ДЖЕЙМС ДЕ РОТШИЛЬД, РОЖДЕННОЙ БЕТТИ ДЕ РОТШИЛЬД (1805—1886), само имя которой звучало как синоним богатства.
Энгр долго и упорно сопротивлялся настояниям заказчицы и в течение двух лет не начинал картины. Считается, что только красота модели, в конце концов, вдохно-вившая художника, склонила его взяться за работу.

Тем не менее портрет двигался медленно и писался на протяжении шести лет. Баронесса Ротшильд сидит на диване. Она в роскошном атласном темно-розовом платье, отделанном серебристыми кружевами.
На ее лице, обрамленном черными, гладко зачесанными волосами и белыми страусовыми перьями берета, застыла светская полуулыбка. Левая рука, едва касается подбородка.

Художник искусно сплетает все элементы портрета в прекрасное и эффектное зрелище, единое по замыслу и выполнению.
Этот портрет, до сих пор хранящийся в Париже в семействе Ротшильдов, является одним из самых блистательных в позднем периоде творчества мастера.

«ГРАФИНЯ Д’ОССОНВИЛЬ». Графиня д'Оссонвиль изображена стоящей около зеркала, на столике перед которым помещено множество предметов, образующих великолепный натюрморт (едва ли не лучший в творчестве художника).
Ощущение полного покоя и безмятежности было здесь для Энгра решающим в трактовке модели.
Не столько лицо, сколько форма и рисунок рук составляют главный элемент индивидуализации образа. Они запоминаются как нечто, имеющее самостоятельную эстетическую ценность.
Несколько холодному спокойствию лица графини д'Оссонвиль с ее серыми глазами как нельзя лучше соответствуют голубовато-стальные тона ее платья, переливающиеся в складках множеством оттенков.
Этот цвет как бы углублен синими оттенками скатерти столика за спиной изображенной и интенсивными тонами стоящего на нем фарфора.
На фоне такой красочной гаммы особенно эффектен акцент тонко найденного красного пятна в наколке из лент на голове, который наподобие отблесков повторяется в букетах цветов и в отражении в зеркале.

За время почти трехлетней работы над этой картиной слава художника продолжала расти: в 1842 году он получил первый иностранный орден — Прусский крест гражданских заслуг;

в 1844 году его именем назвали одну из новых улиц в родном городе Монтобане, а на следующий год его назначили командором ордена Почетного легиона.

На ПЕРВОМ ПОРТРЕТЕ ИНЕС МУАТЕССЬЕ, исполненном в конце 1851 года (Вашингтон, Национальная галерея искусства), м¬дель запечатлена стоящей в черном бархатном платье, отделанном черными кружевами.
Г-жа Муатессье, появившаяся в ателье художника еще в 1844 году, произвела на него сильное впечатление своей величественной красотой, которую впоследствии критики, писавшие о ее портретах работы Энгра, сравнивали с красотой Юноны или Флоры из античных росписей.

В картине 1851 года художник, любуясь почти неправдоподобной правильностью черт ее лица, подчеркивает их, изображая голову в фас, в строжайшей симметрии.

Более выразительной характеристики достигает художник во ВТОРОМ ПОРТРЕТЕ Г-ЖИ МУАТЕССЬЕ, 1856, приобретенном в 1936 году у ее потомков для лондонской Национальной галереи.
В отличие от картины вашингтонского музея, в исполнении которой видны следы некоторой спешки, все детали в полотне лондонской галереи отделаны с большой тщательностью и приведены в строгое взаимодействие с другими элементами значительно усложненной композиции.

Острота социальной характеристики, возросшая с годами в портретах Энгра, достигает здесь своего апогея - портрет Инес Муатессье воплощает дух роскоши и богатства, царивших при Наполеоне III в высших кругах французского общества.
Проследим, какую огромную работу проделал художник в портрете Инее Муатессье 1856 года.
Она изображена сидящей на диване с таким достоинством и величием, как будто перед зрителем изображена титулованная особа.
Крупные, пышные формы ее фигуры почти скрыты складками роскошного атласного платья, затканного букетами красных и желтых роз. Энгр тщательно укладывает складки, распределяя рисунок ткани так, чтобы сообщить устойчивость позе и завершенность всей композиции. Широким ярким по орнаменту лентам, спускающимся с плеч и от банта на груди, он придает то направление, которое еще больше уравновешивает все элементы картины.
Изобилие форм усиливается полихромностью портрета: помимо пестроты самого платья тут и ярко-розовая обивка дивана, и малиновый бархат на доске консоли зеркала, а рядом - восточное опахало и китайская фарфоровая ваза с красным орнаментом на голубом фоне. Простота и строгость форм были тогда не в моде.


Рецензии