Экология или Ойкологiя?

Слово экология – треснувшее зеркало, в каждом осколке блеск и нищета европейской мысли, родства не помнящей. Во всех учебниках по экологии ойкос – дом и имущество. В сознании всех образованных защитников и губителей природы ойкос – место проживания людей и складирования вещей. Только этого мало… Для древнего грека ойкос – дом–имущество–род–родина – нечто целое, неделимое.

Что чувствовал Гераклит, сталкиваясь с противоречивостью законов, запрещающих человеку дважды разумному гадить в своем доме и позволяющих более предприимчивым эти законы обходить? «Как быть иному, когда больней здоровье, чем болезнь?» – спрашивал Софокл. «Зло есть добро, добро есть зло. / Взовьемся в воздухе гнилом!» – ведьмы в «Макбете». «Сговор искусств за спиною природы», – Рильке. «Здесь как в аду, но более херово», – Бродский. День сурка перманентный.

В России до революции экология – ойкологiя, напоминание «людям сведущим» о духе Эллады. Чеховский Лопахин – продукт эпохи, приучившей рассматривать вещи с точки зрения пользы: вырубить вишневый сад – правильно, не вырубить – глупо, перестанут уважать партнеры.

Допустим, на последнем заседании суда слово возьмет Гераклит: «Вот вы утверждаете, экологическая катастрофа – следствие неправильного использования природы. Значит, семейная катастрофа – результат неправильного использования женщин и детей? Какому идиоту вступило в голову ИСПОЛЬЗОВАТЬ природу?


Рецензии