Вечерняя прогулка

Одним осенним днём погода решила сделать людям напоследок, перед заморозками, приятный сюрприз - безветренный и тёплый вечер посреди холодной и дождливой недели, что угнетала людей день за днём. На улице уже стемнело и над крышами домов показались звёзды, манящие взор смотрящих в небо людей.

Этим вечером около железнодорожной станции встретились два давних друга. Дружили они давно, однако в последнее время виделись не так часто как раньше. Этому поспособствовало много событий в их жизни, тесно связанных с взрослением. Первым на место встречи пришел Дмитрий. Пришел он даже раньше назначенного часа, так как не любил опаздывать и заставлять кого-то себя ждать. Где-то в глубине души Дмитрий сильно обижался на тех людей, что позволяют себе опоздания и не чувствуют при этом ни малейшего угрызения совести. И после прихода Максима продолжал втайне на него обижаться на протяжении еще десяти минут.

Встретившись, Дмитрий и Максим долго вели достаточно обыкновенную дружескую беседу: интересовались жизнью друг у друга, рассказывали новости, обсуждали что-нибудь или кого-нибудь. Но после их разговор зашел в неожиданное для каждого из них русло:

- А знаешь… - немного стеснительно, но в тоже время так точно и уверенно начал Дмитрий – я в последнее время стал очень часто думать о смерти.

Едва закончив эту фразу, Дмитрий поднял взгляд на Максима и поймал его удивлённый взгляд, пронизывающий и осуждающий Дмитрия. Но его это не удивило, он был уверен, что Максим так и отреагирует и посмотрел на него только лишь для того, чтобы убедиться в своей правоте. И прежде чем тот вставит своё мнение, которое уже созревало и стремилось вырваться наружу, Дмитрий продолжил своё повествование.

- Нет-нет. Это не то, что ты подумал – начал оправдываться Дмитрий словами, которые заранее подготовил для этого случая – я не об этом…. Я не хочу совершить самоубийство. Нет…

Эти слова немного успокоили Максима, однако поставили его в замешательство. «Что он имеет в виду? Думает о смерти, но не о самоубийстве, а разве есть разница? Он либо с ума сошел, либо хочет намеренно меня запутать» - думал он, не понимая, что хочет сказать своими словами его друг.

- Я сейчас объясню – продолжил Дмитрий – Жизнь, вообще, очень интересная штука. Здесь есть всё, абсолютно всё, что ты захочешь. И ты в силах добиться всего, для этого тебе нужно только желание и силы. Но просто так ничего не даётся. Для того чтобы чего-либо достичь, нужно приложить усилия, соразмерные результату.

- Что ты хочешь этим сказать? – в недоумении перебил того Максим – Причем тут смерть? Мы же про неё изначально говорили, а теперь ты мне говоришь про то, как достигаются цели.

- Сейчас ты всё поймёшь, не переживай. Я просто решил зайти издалека, чтобы охватить в своём рассказе все свои мысли – не растерявшись, сказал Дмитрий и продолжил повествование – И всё это логично и справедливо. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Если хочешь многого достичь, изволь и много постараться. Чем больше сил ты вкладываешь, тем больше получаешь. И вроде как все должны быть довольны, ведь система более чем идеальна.

- Но тут я не соглашусь – сказал Максим и решил выразить своё мнение – Я считаю, что эта система сплошной обман. И я тебе приведу стопроцентное доказательство, с которым ты не сможешь не огласиться. Посмотри на нас. Мы с детства идём с тобой одной дорогой. Вместе учились, вместе пошли и на работу. И везде мы вкладывались одинаково, прилагали одинаковое усилие. А что в итоге? В итоге у тебя хорошая должность с такой же хорошей зарплатой. У тебя большой и красивый дом, новенькая иномарка, да и, в конце концов, ты ни в чем себе не отказываешь. Ты можешь позволить себе поездку заграницу и жилье там в приличных отелях. А что я? Я вкалываю как лошадь и еле свожу концы с концами. Про машину и квартиру я вообще молчу, а о поездках заграницу я и не мечтаю. И при этом, ты без стыда говоришь о своей идеальной системе? А не кажется тебе, теперь, что это самая несправедливая штука, что ты видел в своей жизни?

После этих слов Дмитрию стало не по себе. Он чувствовал стыд и угрызения совести за то, что понял тему, которая задела его друга за живое. Но точно так же он понимал и то, что Максим не прав, ведь в данном случае система оказалась очень даже и справедлива. И он даже признавал себе, что был рад, что судьба так распорядилась жизнью Максима. Всю жизнь Максиму всё сходило с рук, в школе он с лёгкостью списывал все контрольные работы и получал хорошие оценки, в то время как Дмитрий, зарабатывал такие же оценки кропотливым трудом. В свободное время Дмитрий не только гулял и смотрел телевизор, но и читал книги, ходил в различные кружки. На работе он выкладывался в полную силу, и результат давал об этом знать. Максиму же, просто, долгое время всё сходило с рук и ему удавалось жить счастливо и беззаботно. Однако время расставило всё по местам и теперь он явно не доволен своим положением. Чего не скажешь о Дмитрии, старания которого наконец-то дали свои плоды.

Но Дмитрию не хотелось портить отношения со своим другом. Поэтому он решил поддержать его точку зрения, но немного иначе. Он решил рассказать о небольшом изъяне, который и в правду делал эту систему отчасти несправедливой. Так он сможет высказать не только своё мнение, но и поддержать мнение Максима.

- И это не единственная проблема этой системы – сказал Дмитрий, но уже не так уверенно, как начинал свой рассказ – немало таких людей, которые в обход этой системе добились очень многого. И все мы знаем как

- Ты о чем сейчас?

- Ты прекрасно знаешь, Максим, о людях со связями. Они повсюду. И это как раз тот самый несправедливый момент. И причин разочароваться в этой системе – сказал Дмитрий и посмотрел на Максима

- Ну а смерть тут причем? Ты ведь с неё начал – сказал Максим, желавший как можно скорей узнать причину этих, не совсем приятных и совсем не интересных ему, рассуждений.

- Ну… – уже неуверенно продолжал Дмитрий, опасаясь, что Максим совсем его не поймёт – так сразу ты и не поймешь, причём тут смерть, но я тебе обязательно объясню - тем временем друзья проходили улицу, на которой они выросли – ну вот посмотри на эту улицу. Тебе не нужно говорить, что это за улица. Ты и так её знаешь и даже лучше, чем я. Ты же помнишь, какими мы были в детстве? Наивными и амбициозными. Надеялись, что весь мир прогнётся под нами. А что теперь? Прогибаемся под другими людьми, лишь бы было чем накормить семью и во что её одеть. Уже и мыслей таких нет, что нас будут все любить и уважать, узнавать на улицах, что будем менять машины, словно по щелчку пальца, что будем свободными и независимыми. А теперь мы довольствуемся только тем, что у нас есть. И мечтаем лишь о том, что не превышает размер нашего дохода.

- Это всё, конечно, очень интересно, но ты в самом начале сказал, что думаешь о смерти, а теперь будто бы уходишь от вопроса. Уж изволь ответить на него – недовольно перебил того Максим. Однако ему нравилось упрекать Дмитрия в том, что он обещает рассказать одно, а говорит совсем другое. Так он чувствовал себя мудрее, так как видит, как тот пытается уйти от ответа.

- Эх… - с грустью вздохнул Дмитрий. Его расстраивало, что Максим не может потерпеть и выслушать его полностью. Ведь он уже так близко подвёл к ответу на вопрос, не дающий покоя Максиму. Но он нашел в себе силы продолжать свой рассказ.

- Мне кажется, что я уже взял от жизни всё, что можно было взять. Попробовал всё, что можно было попробовать. Несомненно, в жизни будет еще много чего хорошего, интересного и приятного. Но как мне кажется, что это будет чаще всего просто повторение того, что у меня уже было, только лишь с незначительными изменениями. А так, по сути это всё то же самое, просто интерес этому придаёт мишура, которая постоянно видоизменяется, чтобы придать нам интереса. Конечно же, ты скажешь, что какая-никакая, а жизнь лучше, чем не жизнь. Лучше чем ничего, чем пустота. Лучше продолжать наслаждаться жизнью, этой мишурой, этими иллюзиями нового. Но оно мне нужно? Я видел всё, что можно было увидеть. Я попробовал всё, что можно было попробовать. Достичь каких-либо вершин я уже не в силах, да и мне это не нужно. Но это не значит, что я сейчас пойду и брошусь под поезд. Просто я не боюсь того, что завтра не проснусь. Я не проснусь человеком, повидавшим всё. И я не буду ни о чем жалеть…

На этих словах Дмитрий закончил свою речь. Ему удалось передать все мысли и переживания, несмотря настырность на Максима и его стремление как можно быстрее услышать суть этого рассказа. Сам же Максим, выслушав Дмитрия, задумался на несколько минут, а после сделал вывод:

- Господи, Дим, да не забивай ты мне голову этой ерундой. Ходит он, умника строит. Давай быстрей в магазин, а то будет совсем поздно и нам алкоголь не продадут…

На этом их размышления о жизни и смерти закончились и они, обсуждая ребят, с которыми учились в школе, пошли в магазин.


Рецензии