Эвенки. Есть ли среди них кузнецы

 По воле судьбы , мне пришлось в интернете рассказывать об эвенкийских ножах , технологии их изготовления  и применении на практике. Многие за возмущались , приводя доводы в том , что этот народ никогда не имел своего железа ,   По этому вопросу я не спорю.А вот ,о том, что они с железом могли обращаться как кузнецы , мне приходилось наблюдать сотни раз. В каждом роду непременно был человек ,который это умел делать лучше других. И у него была даже небольшая походная кузница, приспособленная к кочевым  условиям. У Вити Петрова, нашего знаменитого в своё время специалиста по изготовлению ножей я наблюдал такую. Толстый , квадратный брусок железа служил  наковальней. Щипцы , посатижи, напильники , точильный ручной станочек позволяли делать из метала всё необходимое для  жизни.  А вот само железо приходилось доставать на стороне. Толя Сахаров , когда в продаже появилась листовая жесть научился самостоятельно делать палаточные печи и трубы к ним.Когда я каюрил в Якутии и мы ждали прилёта геологов на метеостанции  «ТОКО», то обнаружив здесь потерпевший крушение самолет, принялись из добытых металлических трофеев делать ботала и колокольчики на оленей. У Афанасия Петровича ,нашего бригадира для этих целей имелось всё необходимое, даже пробойники по металлу и пластина с дырочками для этих целей. Когда у него сломался нож,он сделал его из оказавшегося в запасе отрезка ручной косы И я , никогда не имевший к этому ни призвания ,ни интереса научился  гнуть , пробивать, клепать, отпускать и закаливать. Приятно было видеть свои изделия полученные в глухой тайге кустарным способом, сделанные как говорится на коленке. Еще один пример работы с металлом можно увидеть в Зейском музее на костюме и бубне последнего эвенкийского шамана Ильи Ивановича Яковлева из рода Бута. Фигурки рыб и зверей, трубочки и погремушки. А металлическая голова лося - это шедевр искусства.Вот такой , не большой ответ , мне хочется дать тем скептикам , которые утверждают, что среди эвенков не может быть кузнецов. В пределах жизненной необходимости ,они всегда были , есть и будут.


Рецензии
Познавательно, благодарю!

Сергей Лорд Сергик Симонов   29.11.2022 11:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.