Платки и юбки - 3

                140.ПЛАТКИ И ЮБКИ – 3

   Задумалась о горькой женской доле. Первый раз в жизни задумалась. Конечно, в школе учила стихотворение Некрасова, но не думала. Я из первого послевоенного поколения, первого поколения женщин в брюках, отстаивавших свое право носить брюки. Образованные рижанки из культурных семей, наша жизнь отнюдь не была безоблачной, но именно на женскую долю мы не жаловались.

   А женщины старшего поколения? Женщины в юбках и прическах, зимой носившие шляпы и меховые шапки, интеллигентные рижанки. Они вообще ни на что не жаловались. Война и людоедское сталинское время остались позади, а трудности мирного хрущевского времени они не считали катастрофическими. Это они на любую трудность говорили: «Только бы войны не было!» - они знали, что такое война.

   Женщины в платочках? Среди моих знакомых таких не было. И тут вспомнила – была! Броня. Старушка, жившая у моей дальней родственницы в домработницах. Она всегда ходила в темной бесформенной юбке и платочке, почти никогда не говорила, не помню ее голоса. Чувствовалось, что она меня видит и мне сочувствует (теперь понимаю, что из-за моего раннего сиротства) - она ко всем была доброжелательной, очень тихой и незаметной. Взрослые говорили, что Броня родом из очень бедной деревни и все время старается подработать, чтобы помочь своим деревенским родственникам.

   Как-то случайно встретила ее на взморье. Она сказала:
   -Говорят, ты замуж вышла?
   -Да.
   -И как он, пьет? – очень заинтересованно.
   -Нет!
   -Ну и слава Богу! – и пошла дальше.

   Я остановилась в полном недоумении. Такой странный и нелепый вопрос . И все, больше ее ничего не интересует. Почему? Первый раз задумалась о Броне, о ее жизни – и увидела, поняла. В ее мире только это имело значение. Если пьет – беда, а если не пьет, неважно, какой он, главное – можно жить. Не пьет – это счастье. Она узнала, что мой не пьет, теперь она за меня спокойна, больше не о чем говорить.

   И мне стало бесконечно страшно. Рядом со мной человек из другого мира, из страшного, жуткого мира. Не из стихотворений Некрасова, а из того мира, который рядом со мной, и с которым я не пересекаюсь.

   Это было более сорока лет назад, больше ее не видела. Наверно, ее давно нет в живых. Я не знаю, верила ли она в Бога и принадлежала ли к какой-нибудь конфессии, но пусть у нее Там будет жизнь, которой здесь не было.

   И поняла, почему такое тягостное впечатление производят на меня  женщины в платочках и нелепых юбках  в наших храмах. (Когда женщина ходит в брюках и специально для храма держит какую-то юбку, в которой не умеет нормально двигаться, это всегда нелепо выглядит.) Понимаю, что это другие женщины с другой жизнью, но Бронин платочек...



Фотография Натальи Исаевой         


Рецензии
Когда говорят, что каждый человек - кузнец своего счастья, понимаю, что говорящий темой не владеет, а либо хочет потрепаться, либо живёт в мире своих фантазий - то есть умом не блещет. Когда моя знакомая монахиня перед тем, как уйти в м-рь, спрашивала у своего духовника, может, ей выйти замуж, он ей сказал: хочешь быть битой? То есть такое положение настолько распространено, просто страшно, Христиночка.

Анна Дудка   06.10.2019 14:05     Заявить о нарушении
Знаю, Аннушка.

Христина Либенсон   06.10.2019 16:30   Заявить о нарушении