Чувства верующих
Все мы, наверное, слышали о том, что в 2013-м году был принят закон о защите чувств верующих. Было бы интересно узнать, кто был инициатором этого закона. Естественно, это были епископы – а кто же ещё? И, вероятно, патриарх Кирилл тоже в их числе. В связи с этим, с заметным опозданием, я бы хотел выразить и своё мнение по этому поводу. Жаль, конечно, что моя публикация не попадёт в надёжные руки, и не будет широко обсуждаться в прессе. Моё мнение узнают лишь 100-200 случайных людей, и нет никаких способов донести ниже изложенные мысли до широких масс.
*********
Если говорить грубо, то человек, который заявляет, что у него есть какие-то «чувства верующего», или «религиозное достоинство», или ещё нечто подобное, уже тем самым выставляет себя на посмешище. Есть неписанное правило не выставлять свои достоинства напоказ, то есть, вести себя скромно. Говорить: «я – глубоко верующий христианин» может только лишь недалёкий человек. В обществе не принято показывать себя с выгодных сторон, это считается бестактностью. Некто говорит: «я – поэт Иванов», и это является проявлением крайней бестактности и нескромности. Принято говорить: «я – автор Иванов». Точно также и в вопросах веры: принято говорить: «я – христианин», а не «я – глубоко верующий христианин». Таким же образом заявлять о себе, как об имеющем какие-то «религиозные чувства» является проявлением крайней недалёкости ума, и, соответственно, полной своей несостоятельности. И, как выходит, именно епископы попали в эту категорию. Но, поскольку это уже произошло, то мы должны подумать, что с этим делать.
********
С точки зрения психологии, выставление себя в таком нелепом ракурсе есть проявление перфекционизма, и, если человек осознаёт проблему, то он должен идти к психологу и разобраться в себе. Частые беседы с психологом могут помочь ему победить в себе перфекционизм, хотя и не сразу. Но, чаще выходит, что сами перфекционисты не осознают своей проблемы, и считают своё поведение нормой. Поэтому перфекционистов среди нас очень много. Мы можем прийти на работу, и увидеть сразу несколько перфекционистов, или просто выйти на улицу, - и там их будет полно. Но что такое перфекционизм?
*********
Если рассмотреть корень слова – «перфект», то перфекционизм – это «стремление к совершенству». Каждый христианин стремится к совершенству, и это очень хорошо, но слово «перфекционизм» имеет совершенно другое значение, можно сказать, противоположное. Перфекционизм – это вовсе не стремление к совершенству, а желание в чём-то одном, далеко не главном, довести это нечто до какого-то «совершенства». К примеру, вместо того, чтобы заботиться о душе, христианин начинает думать, как лучше выглядеть, или как лучше выполнить свою работу, или как сделать свою квартиру «совершенной» и поддерживать в ней идеальную чистоту. Другими словами, перфекционизм проявляется далеко не в тех вещах, которые наиболее важны. Он проявляется во всём второстепенном, а часто – в третьестепенном. Мозг поглощается идеей что-то, совсем не важное, довести до совершенства. Некоторые, к примеру, хотят хорошо выглядеть, и выглядят блестяще, но при этом, естественно, мало уделяют времени на заботу о своей душе и на внимание к окружающим. Само слово «перфекционизм» придумали психологи, ведь человек не пойдёт к психологу, если он будет говорить: «я пришёл к вам, чтобы вы помогли победить во мне фарисейство». Фарисейство, как забота о мелочах – это и есть перфекционизм. Таких людей обычно называют «бонзами».
***********
Мы все, наверное, замечали, что в большинстве случаев епископы напускают на себя маску неприступности, выглядят как мёртвые куклы и кажутся совершенно чужими людьми, словно мёртвыми. Они вошли в свою роль и не собираются из неё выходить. Таких людей принято называть «бонзами». А среди прихожан есть такие, которые выглядят как-то странно, у них в телодвижениях и тоне речи проявляется смирение. То есть, я хочу сказать, что среди духовенства и мирян есть такие, которые стараются выглядеть иначе. То, есть, проще говоря, эти люди взяли себе какую-то роль, и играют её точно так же, как это делают артисты театра. С той лишь разницей, что они никогда не выходят из этой роли. И это, конечно же, плохо, ведь настоящий христианин не должен играть какую-то роль, он должен стараться быть лучше других, не иметь страстей, и только этим, и ничем иным, выделяться среди прочих. Христианин – это такой же человек, как и все, но только лучше. Если же ему не удалось стать лучше, то порой мы наблюдаем такого священника, о котором можно сказать: «в доску свой». Сейчас он пойдёт смотреть футбол, а потом он будет участвовать в весёлом застолье, травить анекдоты и петь песни. Но зачем нам такой священник, который такой же, как и мы? Ведь мы и сами такие, ещё один такой же, как и мы, но в рясе – это недоразумение. Но эти люди выбрали свой путь, и никто их с этой должности не сбросит. Есть также и такие священники, которые ещё хуже нас, и что они там вообще делают – просто диву даёшься.
**********
Подводя итог, я хочу сказать, что все те люди, которые заявляют, что у них есть какие-то «религиозные чувства», - все эти люди должны срочно идти к психологу. В настоящее время в России уровень духовности крайне низкий, и всегда в таких случаях никто не ходит к психологу, и сама профессия психолога невостребована. Если же в стране наступает духовное пробуждение, то психологи становятся нужны, и они идут нарасхват. А когда решаются внутренние проблемы человека, когда излечиваются больные души, тогда и сама жизнь в стране становится гораздо лучше. И я бы, конечно же, очень бы этого хотел. Когда-то я знал одного человека, и посоветовал ему сходить к психологу. Но он ответил, что идти к психологу незачем, так как можно самому начитаться книг по психологии и самому решить свои проблемы. Мне это напоминает то, как некий человек не желает идти к стоматологу, приобретает инструменты, читает книги, и сам себе лечит зубы. Или как в некой стране отменили полицейских, вооружили население, раздали всем рации, и народ сам наводит порядок. Но будет ли тогда порядок в стране, если каждый всё делает сам, и нет распределения труда? Что же касается того человека, который не хотел идти ко психологу, то потом он сошёл с ума, а спустя время умер. Было ему около 50 лет, и он мог жить долго, если бы решился пойти ко психологу. И я сам мог бы дать ему совет, на тот момент, как ему обустроить свою жизнь, и это бы сработало очень хорошо. Но, даже если бы я принял его в кабинете психолога, я бы не смог ему показать, в чём он неправ, потому что с этой задачей может справиться только профессионал. На этой грустной ноте я бы и закончил свой рассказ.
*********
06.10.19
Свидетельство о публикации №219100600936