I-1-19. Аристономия - красивая теория Б. Акунина

 
 
                «Значительно легче сотворить корону, чем
                найти голову, достойную её». И.-В.Гёте.
               
                ** До сих пор в своих эссе я свидетельствовала о Духе Божьем, действующем в личности человека, рожденного свыше. В Слове Божьем я увидела образ идеального человека, и мне всегда было интересно узнать, каким его представляют значимые для меня личности.

                Несколько лет назад мне в интернете попалась книга Бориса Акунина-Чхартишвили «Аристономия». Захватила меня сразу. Очень захотелось сохранить её содержание в форме компиляции со своими комментариями и поделиться с читателями ПрозаРу.

I.«ПРЕДИСЛОВИЕ».
               
                «Худший вид расточительства –
                провести жизнь на манер животного,
                даже не предприняв в ней попытки
                разобраться». Борис Акунин.

= «Обычно предисловие пишут в начале работы, я же берусь за него, приближаясь к концу. Когда-то мне казалось, что я веду разрозненные  записи не с конкретной целью, а просто чтобы дать выход мыслям, которыми не с кем поделиться. Лишь со временем созрело и окрепло чувство, говорившее: если я не сумею понять, объяснить сам себе всё это, тогда мое собственное существование, со всеми его радостями и несчастьями, открытиями и разочарованиями, взлетами и падениями, окажется потраченным впустую.

= Книги, которые имеет смысл читать, обладают одним общим свойством: они написаны автором для самого себя. Даже если сочинение адресовано определенному кругу людей или вообще человечеству, настоящая книга всегда узнается по отсутствию претензии. Если угодно, по простодушию. Пишущий не боится выглядеть наивным, не пытается показаться умнее или образованнее, чем он есть, не изображает, будто его волнует то, к чему он на самом деле равнодушен, не предпринимает усилий понравиться.

= Автору не до этого. Автор болен неким вопросом, поиск ответа на который является курсом лечения. Если хочешь излечиться, нельзя тратить силы на несущественное. А кроме того, в этой книге будет рассказано, где, на мой взгляд, следует искать «ответ на главный вопрос»: на что ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ можно надеяться, на что рассчитывать.

= К сожалению, я не религиозен – таким сформировали меня среда и воспитание. Говорю «к сожалению», потому что в жестокие времена, на которые пришлась моя жизнь, опора в виде религии была бы великим утешением, источником силы. Мне не раз доводилось испытывать острое чувство зависти к людям, которые наделены даром искренней веры. Но кроме собственной души и разума черпать силу мне было неоткуда – за исключением нескольких счастливых лет я провел свою жизнь в душевном одиночестве.

= Пишу это безо всякой жалости к себе, ведь то же самое, вероятно, скажут очень многие мои соотечественники и современники. От большинства меня отличает, вероятно, лишь привычка к письменной рефлексии, то есть потребность разобраться в важных вопросах бытия, излагая ход и результат своих рассуждений на бумаге».
               
II. НА ПУТИ К ТЕРМИНУ.

= «Мне понадобилось много времени, чтобы безэмоционально и объективно решить задачку о том, что такое хорошо и что такое плохо для всякого человека. Вот мой ответ: хорошо – всё, помогающее раскрыть самое ценное, что заложено в тебя природой; плохо – всё, что этому мешает. Качество, от которого, как я убежден, зависит судьба человечества, я назвал аристономией».

                ** Автор придумал вполне приемлемое для атеистов и агностиков, название процессу духовного развития личности.  Думаю, что и христианам эта идея понравится при первом прочтении. Кто же будет возражать против извечных идеалов человечества о совершенной личности?

= «АРИСТОНОМИЯ – от др.гр. слова, которым греки определяли всё хорошее, качественное, достохвальное. Одно из ранних значений  арете – «прожить полноценную жизнь». Номия - латинизированная форма понятия «закон, принцип». 

= Ближе всего к аристономии находится понятие «достоинство». Им я вначале и пользовался, пока не почувствовал, что оно перестало меня удовлетворять, а в некоторых случаях уводит в сторону и даже сбивает с толку. Для того чтобы моя неудовлетворенность была понятна, придется рассмотреть концепцию достоинства в ее исторической перспективе и ее нынешнем состоянии».

= «Чтобы передать идею развития, то есть движения от хорошего к лучшему, мне показалось логичным воспользоваться однокоренным словом "аристос", означающим «наилучший». Меня не смущает то, что производное от него понятие аристократии, первоначально означавшее «власть лучших людей», в историческом смысле сильно скомпрометировано. Несмотря на это, понятие аристократизма для многих сохраняет обаятельность, во всяком случае, когда речь идет не о барстве или сословном чванстве, а о хороших манерах и внутреннем благородстве натуры.

= «Аристономия» – это закон всего лучшего, что накапливается в душе отдельного человека или в коллективном сознании общества вследствие эволюции. К дворянскому происхождению такое Качество не имеет никакого отношения.
               
= Со временем я привык к этому термину и, как будет видно из дальнейшего, стал использовать его в различных вариациях: у меня фигурируют «аристофилы» и «аристофобы», «аристономические характеристики» и «аристобежные тенденции», «аристогенные условия» и жестокие «диктаторы-аристофаги».

III. ВЫВЕДЕНИЕ ФОРМУЛЫ.

= «Итак, из каких же компонентов складывается аристоном (термин возник у меня по аналогии с «астрономом», он означает «аристономическая личность»)? Эти характеристики делятся на две группы: первая определяет отношение к себе, вторая – к окружающим.
 
       1. Согласно моему определению лучшего, первым и притом основополагающим признаком такого человека является САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РАЗВИТИЕ, то есть осознание цели своей жизни. Это качество может проявляться в служении некой миссии или просто в увлеченности своей профессией – при условии, что ты ею хорошо владеешь и желаешь добиться в ней максимального совершенства. Не так редко можно встретить людей, подчас очень простых и даже малограмотных (столяр, сапожник, садовник), - которые держатся с достоинством, знают себе цену уже потому только, что хорошо владеют своим ремеслом и постоянно в нем совершенствуются.

= Во-вторых, аристоном всегда обладает РАЗВИТЫМ САМОУВАЖЕНИЕМ.
Это чувство сильнее животных инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения, и основывается на признании того факта, что на свете есть вещи более существенные, чем выживание. Как я уже писал, именно эта характеристика таит в себе главную опасность для аристонома, оказавшегося в аристофобном окружении.

= Третий элемент – ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свои поступки. Оно базируется не на стыде (то есть страхе жалко выглядеть в глазах окружающих), а на самоуважении (то есть страхе оказаться жалким в СОБСТВЕННЫХ ГЛАЗАХ), поэтому действия аристонома не зависят от присутствия или отсутствия свидетелей.

= Далее следует умение владеть собой, СПОСОБНОСТЬ К САМОКОНОТРОЛЮ.
Аристотель считал умеренность и сдержанность (то есть, собственно, способность к самоконтролю) главным элементом "арете" в личности. В самом деле, невозможно представить аристономичного человека, который заламывает руки, устраивает истерики или трясется от ужаса. Аристоном, конечно, может испытывать страх, сильное волнение и т. п., но не должен давать волю подобной слабости даже наедине с собой – опять-таки, чтобы не потерять самоуважения.

= Пятое: связанное с самообладанием, но все же особое и очень важное качество – СТОЙКОСТЬ перед лицом испытаний. Аристоном отказывается капитулировать перед обстоятельствами или врагами, даже если те гораздо сильнее. Я бы использовал термин «мужество».

       2. Теперь перейдем ко второй группе качеств, определяющей отношение аристонома к другим людям.

= Во-первых – УВАЖЕНИЕ к окружающим. Кант прекрасно сформулировал смысл этого принципа: нельзя относиться к окружающим как к средствам для достижения твоей цели. Всякий человек – автономная вселенная, и поэтому он достоин уважения и интереса. Совершенно нормально осуждать плохие поступки, противостоять им даже похвально. Но никого нельзя унижать и растаптывать. Аристоном твердо знает, что нет людей высокого и низкого сорта; тот, кто ниже тебя в чем-то одном, вполне может оказаться выше в чем-то другом.

= Во-вторых - аристоном не может оставаться равнодушным или бездеятельным, когда рядом кто-то остро нуждается в помощи. Эта способность к АКТИВНОМУ СОСТРАДАНИЮ у аристономического человека сочетается с ВЕЛИКОДУШИЕМ по отношению к побежденному противнику, как бы виноват и как бы гадок тот ни был. Аристоном не бывает жестоким или мстительным. В современной психологии весь этот комплекс качеств получил название «ЭМПАТИЯ».

= Формула аристономической личности выглядит следующим образом:
             ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ АРИСТОНОМОМ, ЕСЛИ ОН СТРЕМИТСЯ К РАЗВИТИЮ,
             ОБЛАДАЕТ САМОУВАЖЕНИЕМ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, ВЫДЕРЖКОЙ И МУЖЕСТВОМ,
             ПРИ ЭТОМ ОТНОСЯСЬ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ С УВАЖЕНИЕМ И ЭМПАТИЕЙ.

= «Каждая из этих характеристик является непременной. Отсутствие или недостаточная выраженность хоть одной из них означает, что человек находится на пути к аристономии, однако еще не вполне достиг ее».

                ** Не приживется это латинское понятие в русском языке. Я здесь вижу БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИЧНОСТЬ, замысленную Богом в Своем ТВОРЕНИИ. В этой же главе автор описывает очередную философскую утопию аристономического общества.

= «Для того чтобы иметь возможность полноценно помогать своим гражданам, общество не должно быть угнетено проблемами базового выживания – голодом, дефицитом жилищ, неудовлетворительным социальным обеспечением и т. п. То есть, обязательным условием аристономии государства является его ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРЦВЕТАНИЕ.

= Кроме того, государство не может лишь декларировать принципы и законы, оно должно ОБЕСПЕЧИВАТЬ ИХ СОБЛЮДЕНИЕ. В конце концов, люди – не автоматы, они не сделаются аристономами все разом, по команде. Нельзя забывать и о том, что (условно) «сотая доля» людей рождаются на свет социопатами (?), то есть нравственными инвалидами, натура которых противится аристономическим нормам.
 
                ** Эта Фраза неверующего
                автора не согласуется с
                его идеей аристономии.

= Это означает, что аристополис обязан обладать хорошо развитой правоохранительной способностью. Аристономические качества общества не позволят структурам, отвечающим за правопорядок и безопасность, расширять свое влияние за рамки непосредственных функций, как это сплошь и рядом случается сегодня.

= На период, пока в мире аристополисы будут сосуществовать со странами менее высокого развития, совершенно обязательным останется еще одно условие: ВОЕННАЯ МОЩЬ. Умение давать сдачи, постоять за себя очень полезно и для индивида. Полезно и желательно, но необязательно. Многие люди безупречно аристономического склада  совсем не умеют защищать себя и из-за этого гибнут. Но целое общество такого позволить себе не может. Аристополису придется до поры до времени следить за тем, чтобы его не превзошел по военному потенциалу кто-то из агрессивных соседей по планете.

= АРИСТОПОЛИСОМ можно назвать страну, если она обеспечивает достойное существование и полноценное развитие своих граждан; существует в соответствии с твердыми моральными нормами и способно эти принципы охранять; обладает исторической ответственностью и политической выдержкой; зиждется на солидарности и прочности общества; относится к другим странам с уважением и эмпатией, но при этом способно защититься от агрессии.

= К сожалению, в сегодняшнем мире нет, не только ни одного аристополиса – нет даже страны, которая в достаточной степени обладала бы хоть какой-то из вышеперечисленных характеристик. Разве что за исключением последней (военной), которая, повторю еще раз, является временной. «Взрослых» средь нас пока нет. Мы все похожи на гурьбу дворовых подростков, где наибольшим авторитетом пользуются бузотеры с твердыми кулаками или «богатенькие мальчики», у кого есть велосипед, кулек леденцов и футбольный мяч».

IV. ЧАСТИЦА БОГА.

= «Со времен Древней Греции существуют две концепции аристономического импульса нашей души (я уже писал, что большинство философов употребляли термин «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО»).
 
= Первая система понимания - идеалистическая, объясняет это возвышенное устремление Промыслом некоего Высшего Существа, поместившего в нашу душу частицу Себя – благотворное семя, из которого может произрасти дивный цветок человеческого совершенства. Мыслители этого направления могут быть разделены на ТЕИСТОВ (утверждающих, что Бог не только посадил это семя, но и продолжает управлять его созреванием) и ДЕИСТОВ (которые сводят роль Творца лишь к «осеменению» души, возлагая всю ответственность за дальнейший рост на человека).

= Начать нужно с этической теории Платона, верившего в Ремесленника-Демиурга, сотворившего вселенную, и в рациональную Мировую Душу. Душа человека – частица этой Мировой Души, такая же бессмертная и возвышенная, обретается в голове. Есть и другая душа, смертная, которая поделена на две части: благородную, что живет в груди, и низменную, что находится в чреве.
Эволюция души – это постепенное увеличение доли «божественного» за счет подавления «человеческого», которое воспринимается как синоним всего животного, низменного. Человек не равен Богу, говорит философ, но может сделать себя богоподобным.

= Этот теогенистский взгляд на развитие души никем не оспаривался и сомнению не подвергался вплоть до зрелого Ренессанса и зарождения идей гуманизма.

= Вторая концепция  не оперирует понятием «Бог», а исходит из того, что чувство достоинства возникает и развивается в человеческом сознании само собой – под воздействием внутренних и внешних обстоятельств. Эту школу я назову «автаркистской», поскольку она рассматривает человека как существо, совершенно автономное».

                ** После Платона Акунин анализирует аристономическую идею через философов: Святого Августина, Декарта, Паскаля, Канта, папу Льва XIII, Маритена, Бердяева.

= «Для религиозных мыслителей «достоинство» (в аристономическом смысле понятия) – категория в первую очередь онтологическая или метафизическая, а краеугольным камнем является идея Образа Божья, воплощенного в человеке. Я же, будучи адептом дарвиновской теории, верю, что мы прошли через длинную цепочку эволюции, прежде чем научились прямохождению, использованию пальцев и прочим ухищрениям. В эволюции человеческого организма и человеческого сознания (души) я вижу параллельность и логичность. От простейших форм жизни ко всё более сложным; от примитивных инстинктов выживания к высокой аристономии – вот путь нашего рода, и привнесение в эту линию фактора божественности лично мне ничем не помогает и ничего не прибавляет.

= Не то чтоб я категорически отвергал возможность Бога (как говорится, «помрем – увидим»), но более взрослой мне кажется позиция, при которой человек ни на кого кроме себя не уповает и ответственности не перекладывает. На Бога (если хочешь) надейся, а сам не плошай».
 
                ** Ноябрь 2020г. Последняя фраза-поговорка – типичный образчик лицемерия человеческого. Автор самонадеянно создает якобы собственную теорию аристономии, а фактически просто ПЕРЕИМЕНОВЫВАЕТ Новозаветную идею о духовном возрождении и возрастании «в меру полного возраста Христова». (Еф.4:13).
_________________________
               
                ** Но историческую и фактическую информацию Борис Акунин преподносит читателю щедро и талантливо. В своей книге «Аристономия» Б. Акунин воспроизводит историю безуспешных попыток человеческими усилиями реализовать эти идеалы, начиная с античных времен. Но, как и у большинства добрых мыслителей, в его утопических размышлениях исключается история, зафиксированная в Слове Божьем. И в этом основная причина безуспешности «благих намерений, которыми, дорога в ад устлана». Божественный замысел о человеке «по образу и подобию…» возможен только под водительством СамогО Творца - Духа Святого.

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо  б е з   М е н я  н е  м о ж е т е  д е л а т ь  н и ч е г о. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».
 
                Да хранит нас ПРЕМУДРОСТЬ и ИСТИНА
                Всевышнего Творца от заблуждения!

                * * *

                «Аристономия без Бога - всего лишь интеллектуальный
                вариант человеческой утопии».


PS.19.12.2023.                Наконец-то, собралась отреагировать на ситуацию последнего времени, в которой оказался очень ценимый мною писатель-мыслитель Борис Акунин. Последняя информация о самопрезентации в интернете мировоззрения и жизни Бориса Акунина в "лучшем из миров" - только проявляет несостоятельность его "аристономической теории" без Божьего водительства.
                Честно - я выражаю ему сострадание.(Но мощной
энергией и "князь мира сего" наделяет своих избранных).
                По-человечески он привлекает меня своей душевной открытостью. Но его мощный интеллект, на мой взгляд, не соответствует его душевной неустойчивости, поэтому он не выдержал противодействия реалий современной жизни.               
                Последние его высказывания проявляют скорее инстинкт самосохранения, выживания, чем ценимое им аристономическое качество - самоуважение. Тяжело смотреть на него в интернете. Он не пассионарий, хотя обладает мощной писательской энергией.
 
                Я с интересом и с уважением к автору читаю его серию "История государства Российского" и пять книг серии "Семейный альбом".

               


Рецензии
Вышла четвертая книга Акунина-Чхартишвили "Трезориум" из серии "Семейный альбом", о военных сороковых годах.

Екатерина Истоомина 2   06.04.2020 21:20     Заявить о нарушении
Увидела в интернете, что в 2022г. Б.Акунин выпустил в этой серии пятую книгу "Медвежатница"...

Екатерина Истоомина 2   17.11.2023 13:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.