Глава XXX VI. Дочь

«Макс бросил меня, Шимек, – и я сама во всём виновата… Но я так верила, что он простит меня… Мне было очень горько, больно и одиноко… И я оказалась совершенно одна в незнакомом и чужом городе… Но Бог милостив… Живу я у добрых людей – снимаю просторную комнату в доме на выселках… Пан и пани Цвилиховские заботятся обо мне и об Агнешке, как о родных – своих детей у них нет… Да, Шимек, твоя дочь Агнешка родилась 11 ноября. Она – вылитая твоя копия! Но ты о нас не беспокойся, дорогой – мы ни в чём не нуждаемся: Макс оставил мне все деньги и вещи… Часть вещей я продала, что мне делать с ними?.. И помни, дорогой, ты совершенно свободен – живи своей жизнью и не думай о нас… Господь справедлив – и Он дал мне в жизни всё, о чём я мечтала и о чём Его просила…  И да хранит Он тебя, мой милый Шимек… Не поминай же меня лихом – и прощай... Твоя – Ядзя»

Прочитав до конца это длинное письмо, отец сидел в глубокой задумчивости, совершенно потрясенный невероятными событиями, происшедшими с Максом и Ядвигой… И тут же вспомнилось то, другое письмо, которое прислала ему несчастная Ирен из Ниццы – всего каких-то десять месяцев назад… «Тень» отцовства, «нависшая» над ним тогда, теперь материализовалась столь странным образом… И сколько трагического и непостижимого произошло за этот неполный год! Приход нацистов к власти, смерть Ирен, арест Макса, его собственный арест, бегство из Германии, судебное преследование Фридлендера, злоключения Ядвиги и Макса… И вот теперь – рождение дочери… Такое ощущение, будто он спит и видит бесконечный и удивительный сон… Или смотрит длинный, нескончаемый фильм, снятый безумным режиссёром… Но как бы то ни было, всё происшедшее с ним за это короткое время, казалось, ничего общего с реальностью не имеет. Всё совершалось помимо его воли и желания… Словно он попал во временную воронку, которая захватила его и с нарастающей скоростью несёт к чему-то неизбежному, неотвратимому, некоей черте, за которой открывается бездонная черная пропасть…

Как странно осознавать, что рождение и смерть, по сути, явления одинакового – и случайного – порядка… Ни то, ни другое не поддаётся вразумительному осмыслению… Возникновение жизни из ничего, и последующий уход жизни в ничто… А между этими превращениями - трепет трусливого, сладострастного и ненасытного животного эго, обманутого иллюзией бессмертия, и вместе с тем парализованного страхом неизбежного конца.  Ибо жизнь – это лишь короткая вспышка света среди кромешной тьмы… И где проходит граница между нашей волей и волей непостижимого Часовщика, который однажды завёл этот безумно сложный часовой механизм – с только Ему понятной целью. И как смешны и глупы мы со своими якобы осознанными резонами, когда предполагаем наличие некоей доступной нашему пониманию причинно-следственной связи между явлениями и событиями. Мы оперируем бесконечным количеством кажущихся нам очевидными «потому что», совершаем, как нам кажется, осмысленные поступки – не подозревая, что и у мухи могут быть свои «резоны» - но они не спасают её от мухобойки…  И что муравей, раздавленный ботинком случайного пешехода, безусловно, вынашивал чрезвычайно важные жизненные планы…

Первым побуждением отца было немедленно отправиться в Белосток, о чём он сообщил доктору Зайднеру – так уж получилось, что между ними установились доверительные, дружеские отношения, и отец считал его чуть ли не своим душеприказчиком, чей здравый смысл был достойным противовесом его собственной эмоциональности. И доктор, как и ожидалось, охладил его пыл: «У вас, коллега, если не ошибаюсь, зимняя сессия на носу! Думаю, разумнее будет всё же повременить с этой поездкой, в которой, если признаться, я не вижу особой необходимости… Ваша… хм… бывшая няня сама вам написала, что она ни в чём не нуждается, и что вы свободны от каких бы то ни было обязательств по отношению к ней и к вашему ребёнку… Мне понятно ваше стремление увидеть дочь, но ситуация, мягко говоря, довольно щекотливая… Представьте себе, что вы случайно встретите там своего дядю – такой возможности я не исключаю…»

«И потом, каким образом вы собираетесь пробираться в Польшу? Путь через Германию вам заказан… Через Италию, Австрию, Чехословакию? Но тогда вам понадобятся по крайней мере три транзитные визы, на оформление которых может уйти несколько недель, если не месяцев… Да и в Италии сегодня небезопасно – у «дуче» Муссолини с «фюрером» вроде как «междусобойчик» наметился… Или вы хотите морским путём через Балтику?..  Впрочем, вам решать – тут я не советчик…»  Но отец уже сам решил отложить поездку до лета...


Рецензии