Перфекционизм и ипохондрия
Как-то раз, общаясь с одним перфекционистом, являющимся одновременно и ипохондриком, я услышал от него недовольство тем, что он живёт в областном центре, а при этом не имеет возможности попасть в областную больницу, и поэтому вынужден лечиться в городской, которая по уровню значительно ниже. При этом люди, приезжающие из малых городов, деревень и удалённых уголков, лечатся в областной больнице. Но, насколько я понял, в областной больнице лечатся именно те люди, коих районная или городская больница не в состоянии вылечить. То есть, всё зависит от самой болезни, а не от чего-то ещё, и то, что жителей областного центра лечат кого в областной, кого в городской больнице – это, должно быть, справедливо. Но в сознании ипохондрика везде видится несправедливость, даже там, где её нет. Всё плохо, всё рушится, и дальше только хуже будет. Такой взгляд на вещи, конечно же, дискуссионен, это личное мнение, и, когда автор искренен, в его таком подходе ничего плохого нет. Но в данном случае речь идёт именно об ипохондрике, и поэтому его заявления о том, что всё плохо, сопровождаются упадочным настроением и депрессивной интонацией голоса. Поэтому общение с ипохондриками не представляет удовольствия. Но мой герой является средне-выраженным ипохондриком, а вот наличие у него ещё и перфекционизма, тоже в средней степени, делает общение ещё менее продуктивным. Впрочем, я, возможно, преувеличиваю проблему, и выраженность у него ипохондрии и перфекционизма меньше, и какое-то общение есть, так, чтобы со стороны казалось, что всё идеально. Но в то же время общение с человеком могло быть гораздо продуктивней, интересней и насыщенней, если бы этих свой не было – перфекционизма и ипохондрии. Мы говорим всегда на пустые темы, и любой разговор о чём-то серьёзном сразу заканчивается, хотя читатель, наверное, понял, что я могу говорить долго и увлечённо о самых разных вещах, если только есть хороший слушатель, которого ничего не раздражает и которому мои мысли интересны.
*************
В то же время я не могу не обратить внимание на то, что в наше время ипохондриков принято называть «пессимистами», а ведь это не одно и то же. Ипохондрик – это человек в упадочном настроении, передающемся тем, кто рядом. Пришёл к ипохондрику с хорошим настроением – уйдёшь с плохим. А пессимизм это не обязательно плохое настроение. Пессимизм – это передача негативных новостей и сведений. При этом пессимисту вовсе не обязательно быть ипохондриком. К примеру, если мы будем общаться с ветераном какой-либо войны, то наверное мы услышим от него много негативной информации. Но вряд ли этот человек нам испортит настроение. Он будет увлекательно рассказывать военные истории, наполненные пессимизмом, ведь на войне нет оптимизма, но настроение будет в норме, а может даже, это как-то взбодрит и развеет грусть. Можно также заметить, что любой журналист уже по определению пессимист. Он не может быть оптимистом, так как его профессия обязывает сообщать плохие новости.
*************
В то же время в обществе, в различных коллективах существуют такие люди, которые причиняют досаду, когда осаживают негативные новости. «Что ты мне тут разводишь пессимизм». Они обрывают на полуслове, и выражают своё недовольство твоим пессимизмом, отчего у тебя сразу же портится настроение. И эти люди – никто иной, как перфекционисты. Получается, что эти перфекционисты, под видом того, что ты, якобы, пришёл портить им настроение, на самом деле портят его тебе. Кто не сталкивался с этим, тот не поймёт. Надо заметить, что перфекционист это вовсе не тот, кто стремится к совершенству, а тот, кто, стремясь что-то улучшить, затем начинает этого требовать и от других. Если он выражается культурно, то на тех, кто выразился недостаточно культурно, он готов наброситься с яростным словоизвержением. Когда перфекционизм сильно запущен, то перфекциониста всё раздражает и бесит, и жизнь рядом находящихся людей превращается в ад. К примеру, если он тщательно следит за своим внешним видом, то, увидев у тебя пятно, он сделает замечание, но после этих мягких пары слов тебе сделается не по себе, главное, каким тоном они сказаны. Если ты будешь каждый день ходить на работу и общаться с перфекционистами, то я могу тебе лишь посочувствовать. Ты попал к энерговампирам.
********
Я также помню одного сторожа, когда и сам сторожил, с которым вообще нельзя было ни о чём говорить, так он сразу же переходит в какой-то полукрик, причём выглядит это как-то безадресно, словно направлено не к тебе. Ипохондрия у этого человека дошла до высшей точки, а люди, которые находятся с ним рядом, считают его совершенно нормальным, и даже находят общие темы для беседы. Общество поражено больными людьми, с кучей психологических проблем, но никто этого не видит, и государство ничего не собирается делать. А ведь у нас могли же быть бесплатные психологи, которые жили бы за счёт государственного оклада, и люди, зная, что ничего платить не надо, шли бы на приём. Хотя и не все, но всё же. Мне также приходит в голову мысль, что до 20-го века ещё не было психологов, и с этой работой справлялись священники. А ведь и в наше время они могут выполнить эту работу, в какой-то мере, насколько есть возможность. Но боюсь, как-бы и самим священникам не понадобился психолог. И, значит, можно сделать следующее. Если человек готоввится стать священником, то ему было бы хорошо сходить к профессиональному психологу на беседу. И если в результате беседы окажется, что у него есть серьёзные проблемы, то нужно предложить их сначала решить, а уж потом и в рясу. Но, видимо, это несбыточная мечта… Когда-то давно я работал в одном заведении, где надо было в обязательном порядке проходить психолога. И мне были предложены тэсты на сравнение. К примеру, спрашивалось, что общего между деревом и стаканом. И в итоге психолог мне сказал, что для меня форма важнее, чем содержание.
*************
О том, сколько страданий причиняют ипохондрики, можно прочесть в мемуарах Герцена «былое и думы». Отец Герцена был ярко выраженный ипохондрик, и он доставлял много неприятностей всем, кто был рядом. Отец Гкрцена насмотрелся негатива в армии, и хотел уберечь своего сына от поступления на военную службу, что и удалось, и сам Герцен об этом не жалеет. Но он видел смысл своей жизни в том, чтобы оставаться в своём поместьи, где должно быть счастье жития помещика на своей земле в окружении преданных слуг. Но на самом деле отец Герцена был глубоко несчастен, находился в упадочном настроении, и портил жизнь всем, кто попадался под руку. Хуже всего было то, что маленький Герцен не мог общаться с крестьянами, так он был благородных кровей, отец ему это запрещал, и ему приходилось часто быть в одиночестве. Под видом заботы о благородных кровях, отец Герцена создавал ему такие условия, где будет падать настроение, где будет скучно, и Герцен много видел, как его отец обращается со своими слугами. Избиений там не было, но словесных порицаний и раздражений более, чем достаточно, чтобы превратить жизнь своего ближнего в ад. Таким образом, Герцен, когда вырос, рванул за границу, и прожил в Англии 13 лет. История печальная, и удивляешься, почему эти люди не понимают, что можно жить по-другому, и самому же лучше будет. Ты не портишь настроение другим – и у тебя оно тоже будет хорошее. Это просто, но они этого не понимают, хотя понимать-то нечего, всё проще простого.
*******
Меня в детстве возили на дачу, это было часто, и родители думали, что мне там нравится. Но на самом деле мне эта дача, чаще всего, была нафиг не нужна, меня вполне бы устроило магазинное повидло вместо садовой клубники и малины. Но дача меня особо не подавляла, больше было упадка настроения из-за того, что в этом мире я не находил понимания со стороны других. Люди выбрали себе бредовые идеи и смыслы жизни, которые мне не походили, и я не находил вокруг себя людей, похожих на меня, таких же мечтателей и отрешённых от всего земного. Работать я начал в 14 лет, но кооператив отца испытывал проблемы, и в конце концов закрылся. Работая в различных местах, я встречал различных жадных и злых начальников и мелочных и завистливых рабочих, всегда чем-то недовольных. Те места, где работали хорошие люди, мне не попадались, а попадались самые худшие коллективы. И, естественно, я никогда не вписывался в коллектив, где выло холуйство, зависть, сплетни. Последние 6 лет я уже не работаю, и, вероятно, что за всю жизнь накопилось много негатива, в результате чего пришлось пережить 2 депрессии. В то же время, бывает, что я иду по городу и вижу беззаботного человека, у которого никогда не было никаких трудностей. И по нему это видно. Вот же везёт кому-то. И, если кто-то говорит, что жизненные трудности полезны, то я, со своей стороны, в качестве возражения, могу ему сказать: пройди сам хотя-бы что-то, а потом говори, что полезно. В данный момент я, нигде не работая, в то же время не ощущаю такую лёгкость своего проживания, о которой раньше мечтал и надеялся. Я полагал, что, если у меня не будет необходимости ходить на эту омерзительную работу, то я буду полностью счастлив. Но где там. И дело тут вовсе не в том, что к хорошему привыкают, а в том, что плохое накапливается, и никуда от него не убежишь. Но, естественно, если жизнь будет улыбаться человеку, то это уменьшит его негатив. Но жить, как обезьяна, которая радуется каждому банану, было бы тоже неправильно. Я считаю себя частью России, а не отдельно от неё, и все проблемы России я принимаю как свои. Насколько я знаю людей, таких здесь почти нет. Каждый существует отдельно и от России, и от планеты Земля. Он существует на пятачке земли в 1 квадратный метр, и всё, что за пределами этого метра, его не волнует. Хотя на прозе ру вы найдёте много людей, которые пишут о проблемах России. Но и с этими людьми я не нашёл никакого понимания. Для чего они пишут? Мне показалось, что о России они пишут лишь для того, чтобы придать себе значимость. Типа: посмотрите какой я, я даже о России пишу. Впрочем, я могу и ошибаться. Но, я думаю, надо уже заканчивать этот рассказ, чтобы читатель не утомился от долгого чтения и не зазевал. Если было интересно – можете сообщить в рецензиях. Если что-то не понравилось – говорите открыто. За время пребывания в интэрнете я сделал один простой вывод: тролли никак не могут омрачать моё существование, в ином случае я не многого стою, но вот отсуствие в интэрнете думающих людей сразу же бросается в глаза, и наводит подлинное уныние. Сколько лет я уже пишу на прозе ру, а ведь до сих пор не обнаружено подлинного понимания того, что я говорю. Если человек видит наличие жизни на моей странице, он должен непременно об этом сообщить. Даже не должен, а просто не сможет пройти мимо. И я надеюсь, что такой человек когда-нибудь обязательно найдётся.
**************
07.10.19
Свидетельство о публикации №219100700116