Круговерть Глава 36

     Конечно, можно предположить, что мозг может работать и в том, и в другом направлении: потрудился на добывание денег, а потом взял и загрузил себя поиском истины, а после снова — пошёл поработал и снова — постигай себе смыслы бытия. В конце концов, ведь так и выходит: все думающие люди всё равно где-то работают, чтобы обеспечить себе верный кусок хлеба, как-то устраиваются в этом мире, чтобы сосуществовать с себе подобными. Почему бы не сделать так, чтобы мыслящий человек оставался бы и в социуме успешным предпринимателем? Но, увы, психологическая правда требует того, чтобы человек служил либо истине, либо золотому тельцу. Слишком уж это разнонаправленные векторы развития. Деньги закабаляют, истина освобождает. Нельзя идти по двум разнонаправленным дорогам одновременно: всё равно, рано или поздно, победит энергия движения в каком-то одном направлении. «Иначе тебя просто разорвёт и разнесёт на части».

     У меня на выбор есть два способа, чтобы вновь изменить судьбу своего героя. Либо это будет его внутреннее убеждение, заставляющее его отказаться от богатства, от источника постоянного пополнения богатства, либо это какие-то обстоятельства, выталкивающие его из несвойственной ему среды, подобно тому, как организм отторгает инородное тело. А среды эти, повторюсь, совершенно разные: в мышлении это среда свободы волеизъявления, в бизнесе — среда крайней несвободы волеизъявления. А ведь человек, в отличие от всего живого, это как раз своеволие. Там, где нет своей воли, всё человеческое деградирует и сходит на нет. Деньги — свобода кажущаяся, на деле это полная зависимость от источника их приобретения. Человек может реально проявить свою волю, похоже, лишь в одном: в сфере познания самого себя и истины.
 
     Поэтому весь интерес дальнейшего развития действия этой повести состоит для меня в том, что в моём герое победит: свобода или несвобода. Я, признаться, намереваюсь сделать так, что пересилит всё-таки свобода. И второй небезынтересный вопрос, — как именно это произойдёт. Чтобы выглядело это естественней, сделаю-ка я так, что одновременно сработает и то, и другое: и убеждения, и обстоятельства. Убеждения вызреют исподволь, а обстоятельства подтолкнут к окончательному принятию решения.

     Внутренние убеждения Андрея в тот период жизни основывались на чувстве несвободы. Чем глубже он влезал в своё дело, чем крупнее в своей отрасли деятельности становился, тем более несвободным себя ощущал. И то, что он стал зависеть от множества людей, было полбеды, — беда была в том, что он становился зависимым от внешних законов: рынок, финансы, конъюнктура, банки, кредиты, налоги и т.д., и т.п. Где-то в отдалённой перспективе он был зависим даже от законов глобальной геополитики. И большинство этих законов были установлены не людьми: не правительствами и не чиновниками, не учёными и не мыслителями, — а объективными силами. Эти силы воспринимались Андреем неким внешним волеизъявлением, ограничивающим людские волеизъявления, в том числе и его собственное волеизъявление.

     И его мозг предупредительно и быстро придумал и предоставил ему на суд причину, по которой Андрей мог бы свободно отказаться от своего дела. Раньше только Запад жил в финансово-промышленной системе воспроизводства, а все остальные — подавляющее большинство человечества — жили в системе земледелия и скотоводства. Теперь же всё человечество стало переходить, даже уже заканчивало переходить в ту же формацию, в какой давно обосновался Запад. Цифры среднего потребления на Западе были хорошо известны, сколько ресурсов на это затрачивалось, тоже было приблизительно известно. Андрей взял калькулятор и быстро подсчитал: выходило, что если все люди на Земле станут жить на таком же уровне благосостояния и безопасности, как на Западе, то для цивилизации это означает неминуемый и довольно быстрый конец, потому что просто прямо не хватит ресурсов планеты; и природная биосфера будет разрушена или истощена до предела.
 
     А он сам как раз и занимался развитием техносферы — организацией и запуском заводов по производству окон и дверей. Следственно, он сильнее многих других приближал неизбежный конец. Причина, по которой свою деятельность можно было признать аморальной, была налицо. Его деятельность вела не к процветанию и счастливой в конце концов жизни, а к деградации и, в результате, — к гибели. По совести, он мог спокойно оставить всё и перестать принимать в этом участие.

     Сын об этом с ним спорил и ему возражал. В качестве аргумента приводил то, что учёные найдут какие-то пути, чтобы обеспечить какое-то разумное сосуществование технократической цивилизации и природы, но Андрей в это мало верил. Просто сыну хотелось красивой жизни, и он всячески стоял за самый максимальный экономический рост. У сына не было своего дела, и он не мог не понимать, что богатеть сможет только вместе со всеми. Он мог черпать, так сказать, только с глубин общего уровня. А ему хотелось одного — богаче. И таких, как сын, было подавляющее большинство. А их желания и устремления были самой надёжной гарантией того, что экономику будут разгонять на столько, на сколько получится, на сколько хватит сил и средств. И растущая экономика будет разрастаться, расползаться и располагаться там же, где когда-то была природа, замещая собой природу. «Никакие учёные тут уже ничего с этим не смогут поделать».

     Он с сыном спорил, и горячо — до хрипоты иногда, отстаивая своё, но дела своего всё же не бросал. Почему? Во-первых, он понимал, что один он ничего не изменит, на его место, — брось он всё, — тут же придёт другой, а, во-вторых, он был уверен, что жизнь человечества всё равно должна когда-то пресечься, так не всё ли ему было равно, когда это случится: через двести лет или через две тысячи, через два миллиона. «В конце концов, вся эта природа однажды сгорит в солнечной топке, так что нам её не сберечь надо, а с умом потратить». А откажись он от заработка, его персональные возможности по влиянию на людей и на происходящее, в отсутствие денег, свелись бы к минимуму. А если не влиять на людей и на окружающее, то к чему были все его многолетние усилия мысли??



Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/08/39


Рецензии