Как разводят и обувают старых лохов

   Не открою Америки, многим уже эта ситуация знакома... К сожалению, мы не учимся на чужих ошибках, скорее, на собственном горьком опыте.
   И все-таки, может, этот рассказ поможет хоть кому-то, поэтому поведаю, как на духу. Хоть я уже битый не раз в жизни, но снова «клюнул» на сладкий голос современных «сирен», что поют нам между Сциллой и Харибдой соблазна и желания – получить на халяву, как многие еще надеются в этом несовершенном мире получить бесплатный сыр в мышеловке...
   Я «лоханулся», потеряв, к счастью,  немного, но от этого осадок в душе не меньше. Неважно, сколько мы теряем, важно, что потом с этим приходится жить, возвращаться долго еще в мыслях, пока новые впечатления, эмоции не закроют эту рану на более свежую и более кровоточащую…
   Но хватит жалостных сентенций. Итак, позвонила «Неизвестная», представившись менеджером Сбербанка. Деловым тоном «девушка» назвала меня по имени-отчеству, что сразу внушило к ней доверие. Правда, подобные предложения в Интернете я уже давно игнорирую, практически не читаю, сбрасывая сразу в спам. По телефону – другое дело, как-то неудобно отказываться от разговора, не выслушав сути. Но поняв, что это наверняка мошенники, и повесить трубку. И в этот раз надо было бы поступить также, но ведь обратились конкретно ко мне, сказали приятную информацию, что за пользование банковской картой накопились бонусы, которые, оказывается, можно монетизировать. Для этого нужно просто назвать номер своей карты и всё…
   Ах, как мы наивны! Это только первая зацепка. Нам всегда говорят, что от нас ничего не требуется, только несколько технических шагов и дело в шляпе, то есть – денежки в кошельке, точнее, на вашей карте.
    Я все еше сомневался. Тянул время, мучительно соображая – «развод» это или на самом деле так? Тогда «девушка» назвала восемь первых цифр моей карты и с чувством достоинства спросила:
   - Ну что, я правильно назвала? Продолжить или Вы сами подтвердите остальные?
   Мне стало неловко перед ней из-за своего недоверия. Нехотя, как из под палки продиктовал остальные восемь…
   - Все правильно. – Сказала она. И добавила. Я чувствую, что вы не доверяете мне. Правильно делаете. Но Вы убедились, что все честно, мы делаем свою работу, только и всего.
   Я спросил:
   - Какая сумма мне причитается?
   - Это зависит от того, сколько карт Вы имеете, как часто ими пользуетесь в магазинах и других местах, зависит от сумм, которые лежат на них.
   Я пояснил, что у меня всего одна карта, что на ней немного, и что не пользуюсь картой при расчетах ни в магазинах, ни в других местах. Она нужна только для оплаты интернета и телефона. И вновь спросил о сумме, причитающейся мне по бонусам.
   Она назвала «хорошую» сумму, что меня должно было насторожить: «откуда? За жалкие пару тысяч такие бонусы и деньги?»
   Я все же робко повторил вопрос, она уклончиво ответила: «За долгое сотрудничество, преданность банку и карте, которой Вы пользуетесь».
   Меня это почти успокоило. Она попросила назвать три цифры с обратной стороны карты, при этом подчеркнула, что не просит назвать пин-код, доверительно сообщив, что этого ни в коем случае делать нельзя. Поблагодарила за сотрудничество и попросила подождать немного, объяснив, что через пару минут со мной свяжется бухгалтер Сбербанка и закончит операцию по переводу средств на мою карту. 
   Действительно, вскоре раздался звонок, мужской голос обратился вновь по имени и отчеству, сказав, что осталось подтвердить код, который сейчас придет мне на телефон. А он перечислит причитающиеся мне деньги на указанный номер карты.
   «Но прежде, чем они будут перечислены, - как бы, между прочим, сказал он, - скажите, сколько карт у вас в наличии и какая сумма там лежит? Ну, это для подсчета бонусов, - пояснил он, - и средств, причитающихся на эти бонусы».
   У меня внутри вновь предательски шевельнулся червячок сомнения: «Что-то не так… Обязан ли я сообщать сумму, разве они не знают, не видят, что у меня одна карта? «Откройте и убедитесь, что денег там мало» - сказал я. И вдруг услышал раздражение в голосе говорившего со мной клерка из якобы Сбербанка.
   - Хотите, по одному щелчку я лишу Вас ваших жалких копеек? Что Вы умничаете, отвечайте на мои вопросы…»
   Банковские работники обычно вышколены и мы уже привыкли к их терпению. Они знают, что многие пенсионеры, мягко говоря, остались за бортом стремительно наступающего прогресса в век цифровизации и компьютеризации. Сейчас в банках нам безвозмездно помогают молодые специалисты, такие «синие воротнички», терпеливо разъясняющие, а то и выполняющие за нас все операции на банкоматах. Нам только и остается, что нажимать пин-код, чтобы получить или положить свои кровные…
   Раздражение у моего визави проскользнуло, когда я сказал «мало средств». -  Сколько? - нетерпеливо бросил собеседник на другом конце связи, 6-7 тысяч есть?
   - Нет.
   - Вы что, меня шантажируете? - уже не скрывая раздражения, сказал оппонент. 
   - Причем здесь шантаж, - я растерялся, до меня стало доходить, что ситуация не нормальна. Кажется, я вляпался… - Похоже, это Вы меня шантажируете, заставляя называть сумму. С чего Вы начисляете бонусы?   
    «Надо срочно идти в банк», - решил я. Благо, что он в пятнадцати минутах ходьбы. Про телефон «горячей линии» я как-то забыл и вскоре стоял перед работником банка.
   Выслушав, она сказала, что наверняка уже поздно, но заблокировала счет, проверив наличные на карте. Они оказались на месте. Однако все же была попытка снять 6 тысяч… Поскольку их там не оказалось, преступник то ли не успел запросить другую сумму (какую? – перед ним наверняка встала такая дилемма), то ли решил бросить попытки – игра не стоила свеч.
   Мне же это стоило смены карты. Через неделю пригласили по телефону, все оформили, я на радостях написал им благодарность в книге для посетителей. И успокоился. Но, глянув в телефон, увидел, что он заблокирован «за неуплату долга» почти в пятьсот рублей. Меня это озадачило, я отправился в сетевую компанию. Там подтвердили «долг». Но откуда? Мне же автоматически пополняли счет с карты за телефон, как и за интернет, по мере расходования средств. Без конца приходили СМС-ки. Они сообщали по несколько раз одну и ту же информацию, порой ставя в тупик. С меня перед этим также только что сняли сто рублей. И тут этот долг…
   Работница подтвердила и предложила погасить его. Но за что? Сказала, что я такого-то числа, якобы, 8 минут разговаривал с Азией по услуге «Говорите в долг». Но у меня не было звонков в Азию, у меня в Азии вообще нет никого, кому бы я мог звонить. Что это за «Азия?» - абстрактный район на планете… «Какой номер, с кем я разговаривал?» - На эти вопросы – глухое равнодушие. 
   И тут до меня дошло, что это за «Азия». Так мне отомстил «бухгалтер» из Москвы. Не погнушался копейками, не мытьем, так катаньем сделал мне харакири. Я подумал, насколько же надо быть циничным, беспринципным, подлым, чтобы зарабатывать таким способом в наше время? И это теперь называется «бизнесом» – на слезах, на крови сотен, тысяч беспомощных, доверчивых пенсионеров, чьих-то бабушек, дедушек. Порой  инвалидов, перебивающихся с хлеба на квас, а точнее, с хлеба на воду. Это ведь не случайно выбран такой способ зарабатывания. Они «зарабатывают» и потом с «чистой» совестью спят, живут, ездят на Канары и Мальдивы. Господи, до чего стал циничным, глухим и слепым этот мир, неужели это вершина цивилизации, когда нет места слабым и больным, а только сильным, предприимчивым технократам, всякого рода хакерам, взламывающим аккаунты, заражающими вирусами компьютеры и требующими выкуп. От них стонут уже миллионы. И нет на них управы. Их не могут призвать к ответу, ссылаясь на технические сложности, на нашу свободу выбора… Разве у нас есть выбор?
   Выпустили джинна из бутылки, а теперь никто не застрахован от расплодившихся мошенников. Мир теперь не застрахован и от техногенных аварий, которые могут устроить кто угодно, сидя где угодно. Этакие злые гении. А вдруг они поломают коды «ядерной кнопки» какого-нибудь раззявы-президента и – понеслась душа в рай…
   Возможно, кто-то усмехнется моей наивности: «Так уж сразу «ядерной кнопки?» Ну не кнопки, так ядерной установки на атомной электростанции… Да и мало ли куда. Понимаю, что там тоже не дураки сидят. Но ведь был же Чернобыль, Фокусима… Что еще? И, право, деньги пенсионеров, по сравнению с этими проблемами – такая мелочь…
   Но мне-то от этого не легче. Да, нас предупреждают, пытаются защитить. Мы и сами виноваты, что такие доверчивые. К высоким инстанциям взывать бесполезно, остается: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Может эта заметка хоть кого-нибудь убережет…
   Дорогие соотечественники, пенсионеры, инвалиды, могу только повторить предупреждение, озвученное самими банковскими работниками: «Не называйте номера карт по телефону, не сообщайте пин-код НИКОМУ! Банк НИКОГДА не звонит клиентам с такими просьбами. Единственное, что они могут предложить, это придти в отделение Сбербанка и там решить какой-то вопрос. Выдача, замена карты – все только на месте. Бонусы, это вообще миф. Будьте бдительны, как на войне! Сейчас именно такова ситуация. Помнят люди старшего поколения: «Враг не дремлет!».
   А еще среди нас живут наши милые дети, внуки. Все ли они такие «милые»? Мы порой не подозреваем, что это уже перерожденные монстры, готовые за стольник «замочить» собственную мать или бабушку. Ну, если не собственную, то абстрактную, чью-то – запросто, «как два пальца об асфальт…», ни за понюх табаку, и к бабке не ходи…
   Жестоко? – Да! А они думают своими клиповыми мозгами – кого «обувают», на что руку поднимают?
   А у меня опять на телефоне долг, хотя я погасил прежний и заплатил вперед…   
07. 10. 2019 г.


Рецензии