Лев Толстой - Пророк России

Если и не все россияне, то старшее, образованное поколение, хорошо осведомлено о судьбах трёх последних русских царей: Александра Второго, Александра Третьего и Николая Второго. Никто из них не умер "своей" смертью - если не считать смерть от тяжёлой болезни предпоследнего императора естественной. Но много ли из знающих замысливалось о причине такого печального завершения жизни "помазанников", памятуя, что "на всё Воля Божия"?

Итак, Лев Николаевич Толстой. Не только как выдающийся писатель-мыслитель и "зеркало русской революции", но и как Пророк. Дальше привожу выдержку из ЖЗЛ. Сборник "Великие русские люди", вышедший во время Великой Отечественной Войны:

"Характерно, что у Толстого работа над художественным произведением всегда сопровождалась стремлением уяснить себе существенные вопросы, волновавшие его и выдвигавшиеся современностью. Он вмещал в роман все казавшееся ему животрепещущим, идейно значительным, смело нарушая общепринятые литературные каноны и жертвуя ими, когда ему нужно было откликнуться на факты реальной жизни, так или иначе задевавшие его и заставлявшие работать его сознание. Художественный образ для Толстого был прежде всего средством возможно более точно и наглядно сообщить читателю свои мысли о жизни и одновременно самому себе помочь оформить их в их конкретном выражении...
Начав с отрицания церковной веры, Толстой все больше проникается отрицательным отношением к государственному строю Российской империи. Ему внушает отвращение фигура Победоносцева, ставшего опорой реакции. В 1881 году Толстой пишет Александру III письмо, в котором просит его помиловать революционеров, убивших Александра II, но Победоносцев отказывается передать это письмо по назначению. Тогда же Толстой записывает в дневнике: «Революция экономическая не то что может быть, а не может не быть. Удивительно, что ее нет».

Когда десять народовольцев по «процессу 22-х» были приговорены к смертной казни, он, справляясь в письме к жене об участи приговоренных, пишет ей: «Не выходят у меня из головы и сердца. И мучает, и негодование поднимается»...
...
«Я отрекся от жизни нашего круга, — пишет он в «Исповеди», — признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа — того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей».

 То миросозерцание и то отношение к жизни, которое определялось у Толстого в 80-е годы, в дальнейшем все более и более укреплялись. В 1891 году Толстой, преодолев сопротивление жены, публично заявил об отказе от литературной собственности на свои произведения, написанные после 1881 года. В 1891–1893 годах и 1896-м он принимал энергичное участие в помощи пострадавшим от голода: сам посещал голодающие деревни в Рязанской, Тульской и Орловской губерниях, устраивал для голодающих столовые, организовывал сбор денежных пожертвований, писал статьи о способах борьбы с голодом.

В этих статьях Толстой не мог не связывать тяжелое народное бедствие со всем государственным и общественным строем современной ему России и не мог не осуждать сурово этот строй. Реакционная газета «Московские ведомости», перепечатывая выдержки из статьи Толстого «Почему голодают русские крестьяне?» (так озаглавленной в обратном переводе с английского языка), в редакционной статье писала: «Письма гр. Толстого… являются открытою пропагандою к ниспровержению всего существующего во всем мире социального и экономического строя. Пропаганда графа есть пропаганда самого крайнего, самого разнузданного социализма, перед которым бледнеет даже наша подпольная пропаганда».

После этой статьи в сферах, близких ко двору, высказывалось мнение о необходимости выслать Толстого, или засадить его в дом для умалишенных, или заточить в тюрьму Суздальского монастыря. Н. Я. Грот писал Толстому, что весь Петербург целую неделю только и говорит о его статье о голоде и что «все богатые тунеядцы раздражены» против Толстого «донельзя». В. Н. Ламздорф, занимавший крупный пост в министерстве иностранных дел, записал в своем дневнике, что недавно захваченные прокламации находились в прямой зависимости от мыслей, высказанных Толстым в этой статье, и это доказывает действительную опасность статьи. Тут же Ламздорф добавил, что в Петербурге было произведено несколько обысков.

В своих письмах к Александру III и потом к Николаю II Толстой очень смело и настойчиво протестовал против всяческих проявлений произвола и насилий, характеризовавших самодержавный режим. Так, в конце декабря 1901 года он пишет Николаю II письмо, в котором призывает его уничтожить «тот гнет, который мешает народу высказать свои желания и нужды», отменить «те исключительные законы», которые ставят трудовой народ «в положение пария», предоставить русским гражданам «свободу передвижения, свободу обучения и свободу исповедания веры» и уничтожить частную собственность на землю.
***
Итак, оба адресата обращений мыслителя не прислушались к голосу "Пророка земли". А если бы они всё же прислушались, какова была бы их судьба?

Итак, Пророк, не желавший такого исхода (расстрел царской семьи), исключён из церкви за "инакомыслие", а Николай, прозванный в народе "кровавым", почитаем церковью как "страстотерпец"
***
"14 мая 1896 в Успенском соборе Московского кремля был коронован Николай II. В честь этого события были организованы торжества, а также запланирована раздача продуктовых пайков для простого люда. В состав подарка входило полфунта колбасы, сайка, Немного конфет, орешков, пряники, а также эмалированная кружка. Местом раздачи пайков был избран Ходынское поле в окрестностях Москвы, служило полигоном для московского гарнизона. Слухи о возможности получить дармовые продукты пошли по всей Московской губернии, и в Москву потянулись жители окрестных сел и городков. Понимая, что подарков на всех не хватит, москвичи решили пойти на поле в ночь перед раздачей, чтобы утром оказаться в первых рядах. Давка была невероятная, и первые жертвы появились уже в три часа ночи. После начала раздачи пайков толпа ринулась в магазины с продуктами; тех, кто падал затаптывали в землю, многие погибли, попав в яму или колодцы. По официальным данным, погибло около 1400 человек, однако в реальности жертв было значительно больше.
Узнав о трагедии, Николай II решил продолжить празднование. Солдаты срочно начали вывозить трупы с поля, чтобы успеть до прибытия императора. На поле проходил концерт под руководством Сафронова, в 14 часов прибыл Николай II в и принял парад. Несмотря на просьбу отменить празднование, Николай II в поехал на бал, который открывал вместе с графиней Монтебелло. За свое поведение Николай II в получил прозвище «Кровавый».

"23 октября 1915 Николай II занял пост Верховного главнокомандующего русской армии. Неудачи на фронте, огромные потери, разруха, голод вызвали недовольство самодержавием во всех кругах общества. Февральская революция 1917 в России ликвидировала монархию. 2 (15) марта Николай II отрекся от престола . 8 (21) марта 1917 был арестован в Александровском дворце (Царское Село) и отправлен в Тобольск, а затем в Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Николай II и членов его семьи расстреляли в Екатеринбурге"

Вывод: Пророк никогда не болтает зря. Поэтому к Пророкам лучше прислушиваться, а не преследовать и хулить за правду. Чтобы впоследствии избежать кармического возмездия.


Рецензии