Ч. 25 Жизнь номер 2. Новое направление

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/10/06/462

После завершения разработки твердотопливной ракеты, мне предложили перейти на артиллерийское направление и принять участие в отработке 130-мм двухорудийной автоматической артиллерийской установки АК-130. Это было то, чему меня когда-то давно учили  в училище.

Когда я впервые после Урала в 1970 году пришёл на завод, то увидел, что на нём изготавливают всё те же артустановки, которые я видел ещё во время производственной практики курсантом.

Причина нашего тогдашнего отставания от американцев в части артиллерии заключалась не в технике, а в политике. В середине 60-х годов все работы по созданию артиллерии  крупного и среднего калибров по решению ЦК КПСС и Совета министров прекратили.

В октябре 1955 года на совещании руководящего состава Министерства обороны, подпевая Хрущёву, некоторые военачальники объявили о неперспективности артиллерии.

Перестали готовить специалистов по артиллерии в Военно-механическом институте, расформировали моё училище инженеров оружия, а также высшие военно-морские училища береговой обороны.

В это время в США продолжались работы по совершенствованию морских артиллерийских установок. В течение 15 лет у нас в развитии морской артиллерии наступил застой, ни одного нового образца!

А американцы эту работу не прекращали, создав высокоэффективные автоматизированные артиллерийские комплексы для защиты от противокорабельных ракет.

Работы по автоматическим артиллерийским комплексам среднего калибра начались после такого длительного перерыва. Малокалиберными комплексами стали заниматься раньше на пять лет.

До меня разработку артиллерии контролировал капитан 2 ранга Василий Матвеевич. Это был великолепный инженер, к тому же обладавший даром делать всё что угодно своими руками, настоящий народный умелец. Мне два раза в жизни встречались такие самородки.

Он одинаково владел обеими руками, мог написать на доске мелом слово одновременно двумя руками и в зеркальном отражении. Мог одновременно руками нарисовать два идеально ровных круга.

Иногда его инженерные способности превращалось в недостаток, когда он пытался подменить конструктора и увлекался сам проектированием. Каждый должен заниматься своим делом. Василий Матвеевич окончил мой факультет, только на пять лет раньше, и попал на завод сразу после окончания училища.

Одноорудийная 100-мм и двухорудийная 130-мм установки, в отработке которых на полигоне Ржевка и на кораблях наш коллектив военного представительства принимал участие, были полностью автоматическими.

Отличие этих комплексов от тех, что были раньше - в полной автоматизации процессов стрельбы, подачи и заряжания унитарных боеприпасов и невиданная ранее скорострельность.

Я убедился, что в КБ был собран удивительно талантливый коллектив инженеров во главе с замечательным главным конструктором Евгением Иеронимовичем, которым удалось довести механическую часть до совершенства.
 
Во время испытаний артустановки АК-130 на Чёрном море разорвался ствол. Я в тот момент находился вместе с конструкторами и производственниками на корабле. Анализ показал, что причина была не в нашей матчасти.

Если в КБ всё было хорошо, то иначе обстояли дела на производстве, где допускалось немало дефектов. Василий Матвеевич меня успокивал: «Володя, не переживай! Ну, выйдет из строя артустановка. Отправят бригаду из отдела внешних работ, конструктора, технолога. Исправят!» Правда, вместо «исправят» он произносил другое слово, которое не рискую написать.

Я фиксировал все телеграммы с флотов. Иногда были дни, когда ни на одном флоте ни одна артустановка не была в строю, каждый раз выявлялись разные производственные дефекты. Конструктор пьяным технику не проектирует, а вот рабочий в пьяном виде мог её изготавливать. Были и другие причины дефектов, связанные с общим уровнем производства.

Приходилось часто выезжать на корабли для устранения дефектов. Был в Севастополе, Кронштадте,  Балтийске, Североморске, Риге,  Петропавловске-Камчатском и во Владивостоке.

Когда я в наше время вижу фотографии священников, брызгающих кисточками (не знаю, как они называются) «святой водой» на ракеты и другие военные изделия, освящая их….

Нет, не буду писать о том, что я при этом думаю.

Со мной в группе работали прекрасные специалисты и очень добросовестные люди: капитаны 3 ранга Сергей Иезекелиевич и Григорий Николаевич, а на должности гражданского старшего инженера - капитан 1 ранга в отставке Илья Лазаревич, бывший старший военпред с другого завода.

Механики в КБ были прекрасные, чего не скажешь об электриках, не торопившихся внедрять электронику в материальную часть, благодаря чему можно было бы уменьшить вес артустановок. На этом постоянно настаивал мой коллега Сергей Иезекелиевич, согласовывая их схемы.

После увольнения в запас Василия Матвеевича мне пришлось заниматься и конструкторскими делами, и производством.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/10/08/332


Рецензии
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.