О языке

В «Книге скитаний» К.Паустовского есть глава, отрывок из которой хочу привести. Мне кажется, что при современной деградации русского языка (именно, деградации, как я считаю, а не развитии, о чём утверждают некоторые филологи), этот отрывок весьма актуален. И я бы посоветовал его людям, которые не только говорят, но и пишут на русском языке, особенно в интернете, где состояние языка ужасающе (впрочем, как и в обыденной жизни). Создаётся впечатление, что русский язык ненавистен множеству людей. Ничем иным я не могу объяснить всяческое его намеренное (!) уродование и коверканье. Особенно,  меня удивляет, когда коверкают язык люди с филологическим (филология - любовь к слову) образованием. Мне кажется, что это является одним из симптомов некой  болезни, которым болеет общество.
Язык любого народа представляет собой ту знаковую форму, которую этот народ выработал за долгие годы своего существования и принял для общения: для обмена информацией, для того, чтобы поделиться чувствами, эмоциями и т. д. И состояние языка, я полагаю, определяет уровень как общественного, так и индивидуального сознания. Каков язык, таково и сознание. И если язык становится суррогатным, то таким — суррогатным (и сумеречным) — становится и человеческое сознание.

***

«...Со времени работы в РОСТА я начал упорно обороняться от всего, что могло засорить тот внутренний мир, который я носил в себе и пытался передать другим.
Больше всего я боялся заразиться стертым и беспомощным языком. Он безжалостно и быстро распространялся в те годы.
То обстоятельство, что я почти бессознательно забывал уродства языка, очевидно, и дало мне в дальнейшем возможность стать в какой-то мере писателем.
Отвращение к исковерканному языку накапливалось давно и перешло в ненависть к нему.
Ко многим словам, таким, как «поприветствовать», «боевитый» (их можно привести много), я чувствовал такую же ненависть, как к хулиганам. И не только потому, что они идут вразрез с характером русского языка, но еще и потому, что в них выражалось невежество и отсутствие национальных качеств.
Язык всегда должен быть под стать стране. Он должен определять ее лицо, ее красоту, ее характер с такой же наглядностью, как определяет все эти качества самый пейзаж страны, как это определяет какой-нибудь изволок, уходящий в вечереющий туман над милой до сердцебиения рекой. Многого не надо, чтобы догадаться, что ты в России. Достаточно увидеть, как синицы стряхивают на землю лимонные листья с прибрежных осин.
Возможно, что я отношусь к языку с преувеличенной строгостью и благоговением. Но иначе и не может быть. Иначе следовало бы заняться счетоводством или еще чем-нибудь в этом роде.
Русский язык существует подобно своду величайшей поэзии, столь же неожиданно богатой и чистой, как полыхание звездного неба над лесистыми пустошами...»

26 марта 2014. Москва.


Рецензии