Глава 1 Шэжэрэ. Тема 4 Два деда. Ч. 1

ДВА ДЕДА

Вернемся к уже упоминавшемуся документу Института истории им. Ш. Марджани АН республики Татарстан: «следует особо отметить, что предки К. Ш. Исхакова и по другим родственным линиям <…>, на протяжении нескольких поколений, являлись имамами и мударисами, возглавлявшими большие сельские махали (общины) в Татарстане. Они внесли значительный вклад в развитие религии, исламского образования и культуры среди российских мусульман» .

Два прапрадеда К. Ш. Исхакова – братья Ахмади (1813-1870) и Мухаммади (1826-1901) – были священнослужителями и дружили с самим Марджани. А в селе Епанчино, где муллой был сын одного из этих прапрадедов, на две семьи – на семью Марджани и семью Исхаковых – был вырыт общий колодец, общий источник воды, а значит и жизни. Может быть, это обстоятельство и это соседство тоже каким-то непостижимым образом повлияли на судьбу Камиля?

В 60-х годах XVIII века в Казани была построена мечеть. Это была первая каменная мечеть после захвата города войсками Ивана Грозного. Разрешение на постройку давала лично Екатерина II. Мечеть строили всем миром, «на внебюджетные средства», как бы мы сейчас выразились: шестьдесят два прихожанина собрали пять тысяч рублей, огромные по тем временам деньги. Мечеть получила имя Марджани, он служил в ней в 1850-1889 годах.

Пролетело долгое столетие, и старая мечеть обрела новую жизнь. Это сделал праправнук друзей Марджани, Казанский мэр К. Ш. Исхаков. Благодаря его усилиям, мечеть, как и многие другие объекты города, была включена в решения Правительства РФ . В здании была проведена капитальная реставрация. Появились позолоченные наконечники с полумесяцами на минарете и других архитектурных элементах здания, дизайнерская ночная подсветка, филигранная лепнина и орнаменты.;

Сегодня «Аль-Марджани», самое старое культовое здание города, по-прежнему выполняет свое предназначение. Она является одним из главных центров духовной жизни мусульманской части Казани.


Рецензии