Д. Энгр великий художник, влюбленный в красоту12

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Сам талантливый скрипач, Энгр был тесно связан с музыкальными кругами Франции и Италии. Художник создал целую галерею портретов своих друзей-музыкантов -
Ф. Листа, Ш. Гуно, Н. Паганини и других.

1849 годом Энгр не пометил ни одну из своих картин. Большое горе обрушилось на него: тяжелая болезнь и смерть любимой жены Мадлен. Эту смерть Энгр тяжело переживал, что, впрочем, не помешало ему тремя годами позже вновь жениться.
Его новой избранницей стала 43-летняя Дельфина Рамель (1808- 1887) («МАДАМ ЭНГР»).
Писал стареющий Энгр с очевидной оглядкой в прошлое. Он закончил ряд прежних работ, ретушировал некоторые другие полотна, сделал несколько копий со своих картин.
 В 1855 году прошла большая ретроспективная выставка работ Энгра в рамках Всемирной выставки в Париже. В 1862 году Наполеон III сделал знаменитого художника сенатором.

Ню - одна из констант творчества Энгра. Шарль Бодлер говорил, что художник "следует изгибам женского тела со страстью пылкого любовника".
Античная идеализация вообще является характерной чертой ню Энгра. Такой подход не всегда приветствовался художественной критикой. Так, шею героини "Роже и Анжелики" остроумцы называли "третьей грудью". Шею богини с картины "Юпитер и Фетида" сравнивали с зобом, а у "Большой одалиски" находили лишний шейный позвонок.
Возвращаясь к мотиву обнаженной натуры, художник заканчивает полотно «Источник», начатое еще во Флоренции, пишет еще несколько «ню» («Венера Анадиомена», «Турецкая баня») и др. 

 «Венера Анадиомена». Теофилъ Готъе считал «Венеру Анадиомену» Энгра возрождением греческого классицизма, назвав ее "заново открытой Венерой, высеченной великим Апеллесом".
При этом критики не видели преемственности дерзаний Энгра, идущих от опытов искажения формы, которыми "отметились" в истории живописи еще итальянские и французские маньеристы 16. века.

Турецкая баня (1862-63), Лувр, Париж. Эта работа завершает творческий путь Энгра. В ней он вернулся к одной из своих любимейших тем. Картина, ностальгически развернувшись к прошлому, становится как бы "суммой" его прежних знаменитых произведений.
Например, сидящая на переднем плане женщина с мандолиной напоминает "купальщицу Валъпинсона", а танцующая фигура слева - Анжелику с полотна "Роже и Анжелика".
Все здесь несет отпечаток роскоши, в котором как в зеркале узнается Вторая империя.
Мы ощущаем эту эпоху в звуках мандолины и тамбурина, в аромате кофе, духов и благовоний, в блеске гладкой кожи.
Энгр искусственно уплотняет пространство картины, смещая перспективу ближе к зрителю и позволяя ему лучше рассмотреть открывающуюся галерею обнаженных женских тел.
Поначалу "Турецкая баня" была квадратной.
Но в таком виде она не понравилась принцессе Клотильде, жене первого владельца полотна, принца Наполеона. Клотильда вернула работу Энгру, и тогда он "округлил" ее, безжалостно обрезав при этом фигуру купальщицы, которая изображена на переднем плане справа.

 «Источник». В 1856 г. Энгр закончил картину «Источник», задуманную им ещё в 20-е гг. в Италии. В грациозном цветущем девичьем теле воплощены чистота и щедрость мира природы. 
В целом картина представляет собой не что иное, как дальнейшее развитие главного мотива «Венеры Анадиомены».
В «Источнике» все формы правильнее и точнее (в них нет никаких анатомических пог¬решностей), рисунок более тверд и определенен, но утрачена, однако, пленительная интимность образа, свойственная «Венере Анадиомене».
Что касается современников, то они с редким единодушием и востор¬гом приняли энгровский «Источник». Впоследствии отзывы о картине стали более сдержанными.
Ее находили надуманной и сентиментальной, а часто и просто отно¬сили к так называемой салонной живописи. Но «Источник» продолжал находить себе поклонников, причем среди самых глубоких и требова¬тельных ценителей искусства; ПО СЛОВАМ ГОЛЛАНДСКОГО ХУДОЖНИКА ВИНСЕНТА ВАН ГОГА, «ЭТА ВЕЩЬ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ ЧЕМ-ТО ПОИСТИНЕ НОВЫМ».


Рецензии