Д. Энгр великий художник, влюбленный в красоту13

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Есть два автопортрета, сделанных художником в старости.
Известно, что 15 ноября 1855 года при раздаче наград Всемирной выставки Энгр получает Большой кавалерский крест ордена Почетного легиона из рук Наполеона III.
Любопытно, что когда в 1858 году Энгр выполнил автопортрет по просьбе Галереи Уффици во Флоренции, составлявшей коллекцию автопортретов художников всех школ и эпох, то он изобразил себя строгим и суровым, без всяких наград. Как бы желая подчеркнуть, что он сам, его имя должны существовать вне преходящих и капризных почестей, воздаваемых современниками.
Но, повторяя через год этот же автопортрет по просьбе жены, поместил ордена, которыми был награжден.

До конца жизни Энгр обладал удивительной энергией и работоспособностью.
Зрение сохранилось настолько хорошо, что позволяло ему выполнять самые тонкие рисунки.
Неосторожность приблизила к смерти этот сильный организм. Еще 8 января 1867 г., т. е. неделю до смерти, художник делал набросок к новой картине, а через несколько часов, после музыкального вечера у себя дома, провожая галантно дам до их экипажей, он сильно простудился.
На замечание одной из них - надеть что-нибудь теплое и поберечь себя - художник ответил: "ЭНГР БУДЕТ ЖИТЬ И УМРЕТ СЛУГОЙ ДАМ". На следующий день у него началась тяжелая пневмония.

14 января в час ночи Энгр скончался на 87 году жизни. Похоронен художник на парижском кладбище Пер-Лашез.
В том же году в Париже была устроена его грандиозная ретроспективная выставка, устроенная в Школе изящных искусств в Париже. Каталог ее насчитывал 584 номера.

В 1869 г. открылся Музей Энгра в Монтобане, превратившийся в наши дни в центр научного изучения творчества художника.

Критики признавали, что со смертью Энгра окончена целая эпоха: "С ЕГО СМЕРТЬЮ БЫЛИ ПОРВАНЫ ПОСЛЕДНИЕ УЗЫ УМЕРЕННОСТИ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ АНАРХИЮ".
Под "анархией" критики понимали «нашествие» новой французской живописи - импрессионистов, взбунтовавшихся против академического Салона и открывших первую выставку через 7 лет после смерти Энгра.
Все они преклонялись перед Энгром, но выбрали свой собственный путь в искусстве.

Высший дар Энгра почти магического владения линией, проявившийся в полной мере в карандашном портрете, вдохновлял в XIX веке Дега, Сера и Ренуара, а в XX веке обрел поклонников в творчестве Пикассо и Матисса, вообще преданно любивших творческое наследие Энгра.

Творчество Энгра привлекает к себе все новых исследователей. Вносятся уточнения в историю создания отдельных работ, все шире раскрывается многогранность его интересов. Но не только историки искусства стремились  глубже понять Энгра как художника и как человека.

Одну из самых интересных попыток проникнуть в его внутренний мир сделал знаменитый французский скульптор Эмиль Антуан Бурдель. Он тоже был уроженцем Монтобана и с юных лет преклонялся перед Энгром, перед силой и совершенством его рисунка.

 В 1908 году Бурдель создал бронзовый бюст живописца. Бурдель был ребенком, когда умер Энгр, и он не мог его видеть. Но с удивительной проницательностью этот большой художник сумел понять и раскрыть перед зрителем внутренний мир и характер своего прославленного земляка.

Это образ энергичного человека уже преклонного возраста с властным взглядом, глубоко верящего в поставленную перед ним задачу и готового служить ей до конца.
Таким и был Энгр, который прочно и нерушимо вошел в яркое созвездие талантов, выдвинутых народом Франции. Он оказался прав, когда считал, что его искусство сохранится для будущего.


Рецензии