Не копия! Это подлинная подпись Г. Г. Гагарина

               Несколько раз переспросила :  «Это  не копии?!» Мне терпеливо объясняли: «Да,  это не  копии, это  подлинники!  В архиве хранятся  только подлинники…»
       Передо мной лежал  пожелтевший лист, содержавший текст, написанный   каллиграфическим  почерком  - рукой писаря -  а под  текстом несколько подписей. Первая « князь Григорий Гагарин».
    Что я чувствовала  - не описать словами! Вот уже 15 лет прошло с тех пор, как я впервые услышала  это имя  не в сочетании с «ЮРИЙ» -  с Юрием Гагариным все понятно - а в сочетании с «ГРИГОРИЙ».   Скромная табличка на стене пятого корпуса санатория «Карачарово»:  «Здесь жил и работал художник и общественный деятель  Г.Г.Гагарин ( 1810-1893)». Творчество – более 2000  его картин, рисунков, акварелей хранится в музеях России;  подвижничество во славу  православия – его стараниями на Северном Кавказе воздвигнуто 17 храмов по его проектам и им самим расписанных; деятельность на поприще вице-президента Императорской Академии художеств.  Г.Г.Гагарин  был в дружеских отношениях с А.С.Пушкиным, иллюстрировал его прижизненные издания;
служил вместе с М.Ю. Лермонтовым на Кавказе, они дополняли друг друга в батальных зарисовках, даже жили  в одной палатке.
 
         Обо всем этом можно было прочитать и в интернете. Мне же хотелось  связать   имя  князя-художника  вот с этим местом на берегу Волги –  КАРАЧАРОВО.  Тем более, что однажды, собирая в лесу грибы, наткнулась на одинокую могилу, с треснувшей надписью на мраморной доске  «ХУДОЖНИК ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ГАГАРИН. 1810-1893».  Загадочная история могилы, множество  удивительных историй, в которых трудно отделить вымысел от реальности . Например, легенды  о  призраке, который якобы видели  в том  самом корпусе, на котором мемориальная доска;  или  ежегодно возникающий   на срезе старого дерева  в санаторном парке  портрет  пожилого человека, удивительно похожего на князя…  Ну, легенды можно пропустить, потому что  реальность еще более захватывающая.  Часто выступала перед  санаторными отдыхающими с  темой «Легенды и реальность  в жизни князей Гагариных» - задолго до того как  написала книгу о Г.Г.Гагарине.
Так гагаринская тема вошла в мою жизнь.
   Но все это было еще так далеко от нынешнего дня, что поверить в реальность того, что вижу перед глазами  -  имя князя, написанное его собственной рукой , согласитесь  - это надо еще осознать.
    А если рассудить трезво – что такое полтора века, которые прошли с того дня, когда Г.Г.Гагарин поставил подпись под этим документом? Документ, как я уже писала датирован 1872 годом Да это всего две моих жизни, которая пролетела,  так быстро! Не успела оглянуться…
  Кажется, отвлеклась, увлекалась, как всегда! Просто хотела, чтобы  вы почувствовали то же, что и я, когда увидела рукопись, подписанную Г.Г.Гагариным.
     Что это был за документ? Постараюсь очень коротко. В 1870 году дирекция Московского публичного и Румянцевского музеев объявила конкурс  на лучший проект церкви в стиле византийских храмов. Авторам трех лучших проектов предусматривалась премии –  1000, 600 и 400 рублей.  О конкурсе было объявлено в печати.
Особая комиссия в  мае 1872 года отобрала 6 лучших проектов, (авторы принимали участие в конкурсе анонимно, под символами)  Но  с просьбой выбрать 3 самых достойных проекта  организаторы конкурса обратились  в Императорскую Академию художеств, где пост вице-президента  занимал князь Григорий Григорьевич Гагарин. Петербургские академики живописи сделали свой выбор. Именно этот обоснованный ответ, ими подписанный,  и был у меня в руках. Первая подпись – КНЯЗЬ ГРИГОРИЙ ГАГАРИН. Хотя документ пролежал в  особой папке, но время -148 лет! - сделало свое дело – подписи поблекли, выгорели,  и особенно -  подпись Г.Г.Гагарина .
     Были оглашены победители. Первую премию получил архитектор  К.М.БЫКОВСКИЙ, вторую ДАЛЬ Л.В, третью – ШМЕЛИНГ  Р.Г.  и ПЕТЕРСОН М.Ф.  ( В некоторых  источниках победителем  значится ДАЛЬ Л.В,  но мы с Вами знаем истину,  видели подлинный документ!)
    За недостатком средств    церковь так и не была  было построена. Правда,  в том же 1872 году началось  строительство ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ.  Может быть, именно в этом причина несостоявшегося  ее возведения?
      А домовым храмом Московского публичного и Румянцевского музея остался храм Святителя Николая Мирликийского  в Староваганьковском переулке, непосредственно к ним примыкающему (ныне к Российской государственной библиотеке и к Дому Пашкова, тоже относящемуся к РГБ)
P.S. Константин Михайлович Быковский принимал участие (был помощником своего отца , архитектора М.Д.Быковского)  в постройке в  1866-1870 гг церкви Знамения в Ховрине на ФЕСТИВАЛЬНОЙ .


Рецензии