С медвежатами играли в волейбол

О строителях Бама. (в сокращении) Опубликовано в 2019 году.


Ведущий инженер ... Александр Ш. принимал в строительстве Байкало-Амурской магистрали самое активное участие.
Он попал на БАМ, когда проходил службу в армии.

В 1978 году Александр окончил ... институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Железнодорожные строительные машины» и по распределению уехал работать в Казахстан. Трудился на Алма-Атинской железной дороге. Жил в Алма-Ате. Подразделения предприятия были разбросаны по всей республике, приходилось часто бывать в командировках. 25-летний железнодорожник был уже женат и имел ребёнка. Его призвали в армию в январе 1981 года на офицерскую должность.


– Я попал в железнодорожный путевой батальон, которой базировался на станции Этеркан (сейчас Этыркен) в восточной части БАМа, – рассказывает Александр. – Это горная местность. Солдаты жили в специальных утеплённых палатках, а офицеры с семьями – в вагончиках или сборно-щитовых домах.

В январе – 35°C и – 40°C там считались лёгким морозцем. А были дни, когда столбик термометра опускался до – 60°C.


– Когда я приехал, мы с солдатами смонтировали на станции ремонтно-сборочную базу, поставили краны, и я руководил сборкой и отгрузкой рельсо-шпальной решётки, которая отправлялась для укладки железнодорожного пути, – говорит Александр. – Этим я занимался все два года, что там находился.


Строители железной дороги постепенно привыкали к суровому климату – сильному холоду и вечной мерзлоте, а летом – к тучам комаров, которые непрерывно атаковали людей. Расстояние в 100 км от одного посёлка до другого можно было проехать на машине в среднем за 10 часов, так как больше 10-15 км/час развить скорость по тем дорогам было нельзя. Попадались на глаза и медведи, которые по словам Александра, нередко забредали в полевой городок, где жили военные.


– В свободное от работы время, когда мы играли на улице в волейбол, медвежата порой выскакивали из тайги и бросались за мячом, если он летел в их сторону, – вспоминает Александр. - А бывало, что и уносили его в тайгу, и мы их не преследовали, чтобы не встретиться с их родителями.

Первые гражданские строители там появились только в 1982 году, которые и организовали посёлок.

Новый, 1983 год Александр встретил на БАМе, а после этого, к концу января, вернулся в Алма-Ату. В 1997 году на семейном совете было принято решение вернуться в Краснодарский край, где он проживал в отчем доме до поступления в институт.

Александр добавил, что его родители с железной дорогой связаны не были, а вот дед работал путевым обходчиком на станции Полтавская ещё во время войны.


Александр всю жизнь трудился по специальности, которую получил в институте. Даже сейчас, находясь на пенсии, он продолжает работать, так как востребованы его опыт и знания.

В ноябре 1982 года (перед демобилизацией из армии) ему была вручена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», которая у него бережно хранится, как память о том времени.

ссылка на все мои книги
https://feisovet.ru/магазин/Майский-Модест/
 https://ridero.ru/author/maiskii_modest_gficf/


Рецензии