Один в музее. Schatzkammer. Вена

Императорская сокровищница.

Сокровищница для меня оказалась самым интересным музеем Хофбурга. На немецком языке я даже не пыталась вслух произнести это слово «Schatzkammer». Кстати, сокровищница закрыта по вторникам. И об этом нигде на ее дверях не написано, просто знайте - так оно и есть. Проверено на друзьях. Если вы отправитесь сюда во вторник, вы просто увидите закрытые двери. И все. Билет в этой музей стоит 12 евро.

Schatzkammer  находится в том самом месте, где когда-то была церковь. Печально,  но от нее  до нас  дошла только кованая железная дверь с монограммой императора Карла Шестого.

Музей довольно большой. Туристов ждут больше 20 комнат, заполненных экспонатами.  И здесь можно фотографировать, правда, без вспышки, поэтому качество фотографий оставляет желать лучшего.  Смотришь на витрины и понимаешь, что вокруг тебя живая история двух империй - Священной Римской и Австро-Венгерской.  Сокровища начали выставляться еще при императрице Марии-Терезии. Ведь часть из них была уже продана для того, чтобы у государства были деньги на войну с Пруссией.
А ведь Габсбурги на протяжении 650 лет целенаправлено собирали христианские реликвии и другие сокровища, чтобы подчеркнуть свою особую связь с Богом. И в какой-то момент их начали распродавать. Конечно, Мария-Терезия поступила очень умно, сохранив все церковные артефакты. Понятное дело, что она не думала о нас, современных любознательных туристах, но на самом деле сотни тысяч человек, посетивших Сокровищницу, могут сказать ей искреннее спасибо!

Сокровища разделены  на две группы -  светские и церковные. Церковная коллекция весьма обширна и интересна. Хожу между витринами, внимательно все рассматриваю и думаю о том, что как хорошо, что в Австрии сохранилась  католическая вера, а не протестантская, как в соседней Швейцарии и мы можем любоваться всей этой церковной красотой.

Самые значительные экспонаты коллекции -  это  корона Священной Римской Империи. Вообще, до наших дней сохранилось три короны. Понятно, что раньше их было намного больше.

Корона Священной Римской Империи, выставлена сразу в первом зале. В ней в 962 году короновался Император Оттон Первый. С тех древних времен  золотую корону с драгоценными камнями носили все императоры Священной Римской империи  до 1602 года, когда Рудольф Второй заказал своим пражским мастерам другую императорскую корону, оставив старую лишь для коронационных церемоний. И эта корона находится рядом. Она  с 1804 года стала короной Австрийской Империи. И к ней в "довесок"  можно увидеть Державу и скипетр.  Раньше считалось, что ручка скипетра изготовлена из рога единорога.  Современные исследования показали, что это был рог нарвала.

Из путеводителя – «Корона, усыпанная бриллиантами, рубинами, жемчугом, сапфиром на верхушке, восходит к средневековым формам, часто воспроизводимым на картинах и фресках. Четыре чеканки из золота изображают Рудольфа в облачении полководца и три его коронации во Франкфурте, в Братиславе и в Праге, напоминающие о том, что австрийские монархи были в то время императорами Священной Римской империи, королями Богемии и Венгрии».

На самом деле, как только не короновались Габсбурги. Поэтому история их корон и церемониальных одежд весьма запутана.

Тут же недалеко стоит бюст императора Рудольфа Второго.  Лицо Рудольфа отлично отражает фамильную габсбургскую черту — выпяченную нижнюю губу.
Теперь смотрим на корону Карла Великого.  Она реально меня потрясла. Это нечто фантастическое! Дата ее изготовления точно не известна, пишут, что это вторая половина 19 века.

Восьмигранная золотая корона украшена 144 драгоценными камнями и жемчугом. Каждая грань носит свой определенный смысл.

Я долго осматривала корону Карла Великого со всех сторон. И что интересно – в Сокровищнице Вены ее можно спокойно фотографировать!

А вот в одном из замков Чехии стояла ее копия, которую нельзя было фотографировать под страхом смертной казни. *большая улыбка*. Понятное дело, что после озвучивания гидом этого факта, вся группа бросилась тут же фотографировать копию  знаменитой на весь мир короны. Вообще, почему-то в Чехии все сложно. Там почти во всех замках внутри нельзя фотографировать.  И никто толком не может объяснить, почему.

Из путеводителя – «В  короне Карла Великого короновались почти все короли немецких народов раннего средневековья и императоры Священной Римской империи. Долгое время корона хранилась в Нюрнберге».

Мне было особенно интересно посмотреть на   библейские артефакты, хотя меня нельзя назвать верующим человеком.  Мне эти предметы были интересны с исторической точки зрения.  Это Копьё Судьбы, которым  римский центурион Гай Кассий Лонгин, нанёс Удар Милосердия умирающему Иисусу Христу, чтобы прервать его мучения. В сказки верить хорошо, но на самом деле  копье, лежащее в витрине перед нами, было изготовлено в седьмом веке, но,  тем не менее, оно находится в Императорской Сокровищнице.

Про копье судьбы интересную историю нам рассказал гид в Чехии. Я уже не помню, как о нем зашла речь, но историю я помню хорошо. Итак, Адольф Гитлер случайно увидел копье еще в 1909 году и был просто околдован им. Он все время думал и твердил только о нем. И даже впадал в какое-то трансовое состояние.
Говорят, что Уинстон Черчиль тогда сказал о Гитлере -  Бараны из нашего правительства не понимают, что этот человек хочет обладать Копьём Судьбы. И как только он им овладеет, он развяжет самую кровавую войну». Считается, что сам Черчиль тоже верил в магию копья. Понятное дело, что в начале двадцатого века никто не знал, что копье не настоящее, а изготовлено больше семисот лет спустя после смерти Христа.

Но, как ни странно,  предсказание Черчиля сбылось.  После аннексии Австрии, Копье Судьбы и прочие экспонаты Сокровищницы Габсбургов переехали в Нюнберг, и скоро началась война. Кровавая и страшная. Кстати, Копьем судьбы мечтал обладать и Наполеон! И он им обладал! Опять же, если исходить из легенд.   И выигрывал сражение за сражением, битву за битвой,  он подчинил Европу, Египет. А вот в печальный  поход на Россию Наполеон, почему-то, не берет с собой копье, и оно таинственно исчезает. Куда оно потом делось? И как снова оказалось в Императорской Сокровищнице?

Вообще, Копьем Судьбы не просто нужно было обладать!  У Копья бла своя тайна, которую нужно было разгадать!

И вот тогда, этот человек и будет держать в своих руках судьбы всего мира. Копье, опять же по легенде, было выковано из куска металла, упавшего на Землю с Небес. Оно должно было использоваться в сакральных целях и олицетворяло собой символ крови иудейского народа, как Богоизбранного.

Вождь иудеев Иисус Навин, преемник Моисея, с помощью этого копья, открывает и завоевывает Землю Палестины. Царь Соломон при помощи этого копья отгонял язычников от Иудеи, и даже царь Ирод воевал с врагами и побеждал их, используя Копье Судьбы. Во все века считалось, что оно приносит военную удачу. Но это еще не все. Копье Судьбы держали в своих руках апостол Фома, римский император Константин Великий, когда он участвовал в битве у моста Милвиус,  император  Карл Великий, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса и прусский король Фридрих II Великий, а также Габсбурги.

Тридцать лет грезил Гитлер о Копье судьбы. Оно оказалось в его руках в 1939 году. В конце войны, Американцы, под руководством генерала Патона,  нашли спрятанное Гитлером копье 30 апреля 1945 года. Через несколько часов Гитлер покончил собой... Вот такие загадочные совпадения, или нет?  Или это просто легенды. После войны Копье некоторое время находилось в США, говорят, что президент Трумен, обладая им, отдал приказ о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

И еще мне понравился Большой Имперский меч, длиной около 95 сантиметров.  Считается, что это меч Святого Маврикия. Точные даты жизни этого святого неизвестны. Предположительно, он жил во втором - третьем веке нашей эры. Однако, когда мы были в Турине, нам говорили, что меч Святого Маврикия хранится там. А в Вене выставлен совсем другой артефакт, который предположительно был изготовлен во Франции в двенадцатом веке. Так что и тут все не просто.
 
 И роскошный Имперский крест, который был изготовлен в 1025 году и является важной христианской реликвией.

Этот крест выставлен в витрине рядом с Животворящим крестом. Имперский крест - это хранилище для трех частей животворящего креста и Копья Судьбы.
Важно не пропустить рог единорога. Средневековые монархи очень верили в его магические свойства. Но, как мы уже знаем, это был рог морского млекопитающего нарвала.

В Сокровищнице я провела гораздо больше времени, чем в музее Императорского фарфора. Наверное, не нужно объяснять почему. *улыбка*.

Здесь так же хранятся знаки Ордена Золотого Руна,  реликвии герцогов Бургундских, перешедшие потом к Габсбургам в результате бракосочетания Максимилиана Австрийского и Марии Бургундской.  Чаша из оникса, о кторой я расскажу чуть позже, в числе тех реликвий.

В одном из залов стоит большая витрина с разными ключами. Чаще всего эти ключи не открывали двери, они служили показателями статусности своего владельца.
 
Колыбелька  короля Рима, сына Наполеона Бонапарта - Наполеона Франсуа Жозефа Шарля Бонапарта выставлена в отдельном зале. Она была подарена городом Парижем. Ребенка Наполеону родила Мария-Луиза Австрийская. Так получилось, что младенец никогда не лежал в ней. Вообще, колыбель больше похожа на маленький трон.

Еще из того, что  понравилось,  отмечу расшитую золотом мантию, в которую император Франц Первый  был одет в 1830 году  на церемонии коронации сына Фердинанда, короля Венгрии. Тут хранятся оригиналы, а не как в Музее Сиси мы видим лишь  воссозданные платья.  В сокровищнице выставлено много шикарных парадных платьев. Почти все из них надевались всего по одному разу. Во время коронации и все. Шикарных нарядов выставлено очень много и возле каждой из витрин хочется задержаться, потому что меня завораживали разные элементы.
А вы знали, что в начале девятнадцатого века существовал Орден Железной короны? Я нет, пока в витрине не увидела роскошную накидку, которую носили рыцари этого ордена.

Императорские перчатки 13 века тоже хороши!  Они изготовлены в Палермо, из красного шелка и украшены драгоценными камнями.

Я долго не могла отойти от большой чаши, выточенной из цельного куска оникса, ища заветные буквы, про которые расскажу ниже.  Ее диаметр около 60 см и многие люди в древности, да и сейчас ее почитают, как Святой Грааль. Историкам точно известно, что роскошную чашу привезли крестоносцы после разграбления Константинополя. 

Сначала она хранилась в Бургундии у герцога Карла Смелого, а потом в качестве приданного его дочери Марии Бургундской переехала в Вену.  Религиозные мистики считают, что  если посмотреть  на чашу под  определенным углом, то на ней можно увидеть буквы XRST, и значит эта та самая чаша, из которой пил Христос со своими учениками. Кто хочет верить в сказки, тот в них и верит. Я как-то нет. Я уже даже не верю ни в какие чудеса. А вы помните, что если испить из чащи Грааля, то можно обрести бессмертие?

И долго не отходила от витрины, в которой стоит солонка.  Она представляет собой самый большой в мире обработанный изумруд. Его нашли в Колумбии в середине шестнадцатого века, и обработали спустя 90 лет.

Дальше я отправилась смотреть еще одну реликвию, официально признанную Ватиканом. Это «Плат Вероники»,  который с древности известен своими целебными свойствами.

И новая легенда, или, скорее, предание, говорящее нам о том, что  Вероника подала идущему на Голгофу Христу свой платок, чтобы он отер лицо в пути на Голгофу. Позже  на ткани проступили черты страдающего Иисуса. Если приглядеться, то можно увидеть худое,  скорбное лицо - один глаз полностью закрыт, а веко другого полуприкрыто. Это нерукотворное, то есть не созданное рукой человека, изображение Христа, которое признается как icona vera, то есть истинное изображение. Все же помнят про Туринскую плащаницу, а вот про Плат Вероники знают не многие. И даже не подозревают, где он хранится.

Плат Вероники   почитался тамплиерами, а в Австрию он попал в 1721 году в качестве подарка знатной итальянки Катарины Савелли императору Карлу Шестому.

По еще одной легенде, римский император Тиберий, узнав, что Христос может исцелять страждущих людей, послал на его поиски в Иерусалим гонца. Но этот человек уже не застал Иисуса в живых, так как тот был распят.  Зато, каким-то образом,  гонец получил плащаницу, прикосновение к которой тоже, якобы, исцеляло от всех хворей. Чудодейственную силу Плата Вероники испытал на себе не только Тиберий, но и, много веков спустя, члены Габсбургской династии, которые в случаях крайней необходимости требовали её из Сокровищницы. И, наверное, прикладывали к разным частям тела…


В музее представлена большая коллекция крестильных предметов и детской крестильной одежды. Габсбурги крестили своих детей через несколько часов после рождения. За стеклом стоит купель с кувшином и предметы из золота, работы итальянских мастеров, которые использовались при крещении императорских детей. Предметы  были изготовлены в 1571 году. И выставлены крестильные одежды детей императрицы Марии Терезии. Она родила 16 детей.

Если пристально рассматривать все, что выставлено в Сокровищнице, там можно «застрять» надолго. Так у меня и получилось.

Одних только гербовых накидок смотреть, не пересмотреть. Здесь даже есть венецианская накидка, так как Венеция какое-то время входила в состав Австрийской империи.

Не пропустите  Крест Судьбы. Здесь древесина из того_самого_креста. В Сокровищнице так же находится  один из гвоздей, которыми Христос был прибит к кресту, шип от Тернового Венца и кусочки скатерти,  которая была использована на Тайной вечере.

Гвоздь является частью великолепного произведения искусства. Всю конструкцию поддерживают два шикарных золотых ангела.

Плюс тут хранятся кошель Святого Этъена, зуб Иоанна Крестителя и другие христианские реликвии.

Мое внимание привлек рыцарский орден Золотого Руна.  Магистрами этого Ордена были некоторые из Императоров! Награда была учреждена  королем Филиппом Третьим  Добрым, герцогом Бургундским, в 1430 году. Это одна из самых древних и почётных наград Европы. Орден выставлен  почти в самом конце всей экспозиции. Он роскошный! Его можно рассматривать очень долго!  На собрания членов Ордена, которые до сих пор регулярно проводятся в Вене, из Императорской Сокровищницы достают золотые орденские цепи и мантии.

Кажется, в этом же зале выставлена роскошная книга! Это Венское Коронационное Евангелие от Иоаннана, на обложке которого изображен Бог, который одной рукой держит Библию, другой рукой благословляет Деву Марию. На этой священной книге  при коронации императоры давали клятвы.  Евангелие от Иоаннана  использовалось в церемониях с 800 года. Путеводитель нам сообщает о том, что из всех императорских регалий оно самое древнее. Эту книгу показывают только в закрытом виде. В ней 236 рукописных страниц и шестнадцать иллюстраций. Буквы выписаны золотом и серебром.

Среди интересных вещей стоит отметить Корону Иштвана Бочкаи 1605 год изготовления. Говорят, ее изготовили турки. Для венгров. Занятный исторический факт.

Знаете, все увиденное – завораживает… И не отпускает! Сходные чувства я испытала в Сокровищнице в Тауэре, в Лондоне. Только там нельзя фотографировать и внутри у посетителей совсем мало времени. К тому же, в Лондоне мы отстояли огромную очередь, а в Вене я попала в Сокровищницу сразу же. Народа вообще не было!
Когда я вышла из здания музея, волшебным образом распогодилось. Исчезла серость.


Рецензии
Исчезла серость, потому что вышла из храма Женечка.
А были ли Вы в Москве, на территории Кремля, в подобном же хранилище сокровищ?
Точное название сейчас не помню. Не была там с 1956 года.

Жарикова Эмма Семёновна   09.10.2019 05:21     Заявить о нарушении
В Москве я была 4 раза проездом и один раз жила три дня в однушке у друга мужа. ОН обещал меня прогулять по Москве, но эксртенно улетел в командировку. Это был год, когда вокруг Москвы горели болота и вся Москва была затянута едким дымом. В Кремле была 1 раз, но не в сокровищнице. А мне там очень хочется побывать..

Шестакова Евгения   14.12.2019 14:22   Заявить о нарушении