История буддизма в Казахстане

Будда – Пробуждённый Сакский Мудрец

Учение Будды, как и другие религиозные учения, имеет свою пред-историю. Ещё в XIX в., среди учёных, было мнение о том, что, своими корнями, Учение Будды уходит в мировоззрение Саков и Скифов. В частности, российский востоковед Григорьев утверждал, что Саки и Скифы исповедовали «доисторический буддизм». Тогда, ещё, термин «Тенгрианство» не был общепринятым. Это мировоззрение и образ жизни народа – конных наездников образовывали, на культурном уровне, Единый Союз Номадов, от Дуная до Корейского Полуострова. В центре этого пространства располагается Казахстан. И вполне можно допустить, что знаменитый Алтын Адам – Золотой Человек (останки сакского вождя, найденные в Кургане близ Алматы, захоронение которого не было разграблено и потому его золотой костюм сохранился полностью и стал нацональным сокровищем и символом Казахстана) был одного рода с Буддой Шакьямуни т.е. Пробуждённым Сакским Мудрецом, чьи предки, скорее всего, перекочевали с Тянь-Шаня к южным отрогам Гималаев в VII в. до НЭ. Есть некоторые косвенные факты, которые могут подтвердить эту гипотезу. В частности, буддизм единственная, религия, в которой самым почитаемым объектом является, как и у саков со скифами, курган – ступа, в которую закладываются останки кремированного, более 2500 лет назад, тела Будды. С этой точки зрения, Казахстан, часть прародины буддизма. Часть – потому что, то же можно сказать об Алтае, Туве, Хакасии, Южном Урале, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, Джунгарии.

Буддистская Эра Кушан – расцвет Центральной Азии

Восток Казахстана, в II в. до НЭ был кочевьем Больших Юэчжей – Великих Тохар, будущих Кушан, которые были оттеснены на юг и образовали, в I в. до НЭ, Кушанское Царство, которое, во времена своего расцвета, в I в. до НЭ, при царе Канишке, раскинулось от Восточного Ирана до Восточного Туркестана, и от Ферганской Долины до Центральной Индии. За всю историю, Центральная Азия, именно при Кушанском Царстве, пережила пик своего цивилизационного развития. Тогда, здесь была построена первая глобальная рыночная экономика. Кушанские монеты, играли такую же роль, как сегодня доллар США. Кушанское Царство создало условия для расцвета Великого Шёлкового Пути. В этом буддистском государстве мирно сосуществовали и взаимообогощали друг-друга все, существовавшие тогда, религии и этносы. В Кушанском Царстве сформировался буддизм Махаяны, тогда-же проникший, из Центральной Азии на Дальний Восток, где он стал основополагающим элементом цивилизационного развития. А буддистская скульптура и архитектура Гадхары, резвившееся в Кушанском Царстве, являются наивысшим образцом эллинистического искусства. Хоть, на сегодня, не известны материальные свидетельства, того, что буддизм, тогда, проник на территорию современного Казахстана, но исключать эту возможность мы то же не можем. Влияние Кушанского Царства было мощнейшим и достигало Рима, Японии, Индонезии, как его мог миновать, хотя бы, современный, находящийся гораздо ближе, Южный Казахстан, в котором, в то время, располагались древние государства Кангюй и Уйсунь? 

Буддизм при тюрках и джунгарах

В VI веке, Каган Таспар предпринял попытку сделать буддизм государственной религией Великого Тюркского Каганата. Именно тогда, Учение Будды было широко распространено среди Енисейских кыргызов и уйгуров. Об этом в частности писал известный учёный Кляшторный. Этому есть письменные и археологические свидетельства. Это значит, что тогда уже буддизм, точно, проник на территорию современного Казахстана. На данный момент, в нашей стране, найдено два археологических памятника, примерно той эпохи, которые, по свидетельству видного археолога Байпакова,  идентифицируются как буддистские храмы – рядом с Таразом и не далеко от Талды-Кургана. Так же известно, что буддизм был распространён среди киданей и найманов, которые, перед нашествием Чингисхана, кочевали на территории современного Казахстана. В то же время, происходило становление суфизма в Центральной Азии, на который, по мнению некоторых учёных (Дани, Литвиский и др.), очень сильно повлиял буддизм.

В XVII в., по данным известного историка Ерофеевой, почти на половине территории Казахстана были возведены буддистские храмы и насчитывался их не один десяток. В то время, Джунгарское Ханство заключило союз с Далай-Ламой V и помогло ему подчинить Тибет и Ладакх. В свою очередь, дети джунгарской знати стали получать высшее буддистское образование в Лхасе. Школа Гелуг стала государственной религией всех ойратов, от Калмыкии до Западной Монголии и от Алтая до Тибета. Из известных нам исторических памятников, к тому времени относятся: буддисткие наскальные изображения на р. Или и в Тарбагатае, а так же остатки буддистских храмов - Кызыл Кент (Карагандинская обл.,) и Аблаинкит (Восточно-Казахстанская обл.).

Буддизм в Казахстане в наше время

В наше время, буддизм начал, вновь, проникать в Казахстан, после Перестройки. В частности, с 1991 года, в Казахстан, приезжает учитель буддистского ордена Ниппондзан Мёходзи,  достопочтенный Дзюнсэй Тэрасава, ученик основателя преподобного Нитидацу Фудзии – духовного брата Махатмы Ганди, осуществившего миссию возвращения Учения Будды в Индию. Тэрасава сэнсэй является видным миротворцем, осуществившим множество маршей мира и миротворческих инициатив в Западной Европе, во времена Холодной Войны, в Чечне, Ираке, Палестине, Пакистане. Он часто бывает в Украине, Центральной Азии, Китае, Индии. Построил первую Пагоду Миру – Ступу в Европе, в городе Милтон Кинс (Англия), и Великую Пагоду Мира, в центре Лондона. В Казахстане, он, в частности, регулярно, с 2008 по 2012 гг, посещал Всемирный Форум Духовной Культуры, в Астане. Тэрасава сэнсэй неустанно говорит о важности Центральной Азии и цивилизации Номадов, для всего мира, как бассейна изначальной духовности человечества и примера взаимодействия, и мирного сосуществования множества этносов и различных религий. Он один из первых, кто начал, в наше время, утверждать, что Будда Шакьямуни вышел из рода саков Центральной Азии.  Так же, Тэрасава сэнсэй подчёркивает огромное значение, как примера для всех стран мира, добровольного отказа Казахстана от ядерного оружия. С самого первого приезда, Тэрасава сэнсэй выдвигает инициативу возведения, в Казахстане, Ступы Мира – Кургана Будды Шакьямуни, как символа возрождения Великого Шёлкового Пути.

Приезжали, не на долго, в Казахстан, и некоторые другие буддистские учителя из: Индии, Бурятии, Кореи, Китая. В нашей стране существуют небольшие объединения различных буддистских традиций, в частности: Кагью, Гелуг, Дзен, Ниппондзан Мёходзи. Но существующий ныне закон «о свободе вероисповедания», делает невозможным регистрацию религиозных объединений из-за чрезмерно строгих ограничений, в частности по необходимей минимальной численности членов объединения, которая непомерно завышена. В Казахстане есть единственный официальный храм, который расположен в Алматы, и который позиционируется как буддистский, но дело в том, что он основан корейским направлением «Вон Буддизма», которое отрицает монашество и видимые объекты почитания, что в корне противоречит основам Учения Будды.

Основы буддизма - кратко

Для всех буддистов является обязательным почитана Тройного Сокровища (Триратна) : Будды, Дхармы и Сангхи. По другому говоря - Истины, Учения Истины и Общины, хранящей Истину. А так же соблюдение Панчашила – Пяти Заповедей: не убий, не кради, не обманывай, не прелюбодействуй и не отравляй себя. Первая заповедь – Ахимса, особенна важна. Она подразумевает, не только отказ от убийства, но и от применения любого насилия, а так же призыв к отказу от убийства и насилия. Прежде всего, это относится к людям - к животным насколько, это возможно. Считается допустимым умеренное употребление мяса животных в пищу, ради поддержания земного существования. Нужно понимать, что это не означает потакание злу и несправедливости, с которыми нужно непримиримо бороться, но только ненасильственными методами, обращая врагов в друзей. То, что это возможно доказали: Кунта Хаджи Кишиенв, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела, Далай Лама XIV.  Хотя, для буддистов, характерно проведение молитв и церемоний перед статуями и алтарями, на самом деле, это лишь форма, помогающая правильно направить  мысли. Статуи и алтарь не осознаются, как само божественное начало, они подобны нише, в мечети, указывающей направление для молитвы. Главное, для буддиста, совершенствование себя и помощь ближним, с целью достижения состояния Архатсва в Тхераваде и Будды в Махаяне (два основных направления буддизма). Буддистская община - Сангха состоит из монахов и монахинь,  мирян и мирянок. Первые ответственны за духовное развитие общины, а вторые за её материальное благополучие. Исходя из этого, монахи и монахини, всю жизнь, посвящают служению общине и живут на подаяние, а миреня и мирянки ведут семейный образ жизни и живут на свой заработок. Забота о родителях, уважение старших, щедрость, и гостеприимство – являются главными принципами Сангхи. Для христиан и мусульман важным является учение о судном дне, на котором зиждиться понятие воздаяния. Буддистам, для этого служит, учение о вселенском законе причин и следствий - карме (действии). Согласно ему, каждый получает воздаяние за свои мысли, слова и поступки. В этой жизни, за все свои предидущие перерождения, а потом, и во всех последующих перерождениях,  пока не достигнет Нирваны – прервёт цепь перерождений и станет Буддой. В Махаяне центральную роль имеет Путь Бодхисаттвы - суть, которого в том, что бы жертвовать всем, включая свои тела и жизнь, ради того, что бы помочь всем живым существам освободиться от страданий и стать Буддой. Согласно буддисткой космологии, во вселенной, на множестве планет, было есть и будет, множество будд. Каждая планета является плодом кармы будды этой планеты и живых существ, рождающихся на ней. Будда нашего времени на Земле – это Будда Шакьямуни – Пробуждённый Сакский Мудрец.               
               


Рецензии