Эрос-как-фикция

Ритон. I век не нашей эры.

Once upon a time мир был эротичен – вообще, насквозь, навечно, – так казалось. Эрос для Гераклита – имя, для нас – фикция, самораспаковывающийся архив, выдающий в зависимости от запроса ту или иную информацию. Сейчас вспоминал содержание статьи во 2-м томе МНМ, фильм 2004 года (реж. Карвай, Содерберг, Антониони), иронию Сократа в «Пире», свой донжуанский список, утерянный при переезде, и армию кудрявых ребятишек, что днем и ночью порхают меж стен музеев с луками и стрелами.

Фикция, вопреки словарям, не только о «плохом». Первое значение лат. fictio – создание, составление; второе – выдумка, вымысел. Две строки словарной статьи о fictor позволяют услышать интонацию римлян, произносящих это слово до рождения Суллы и в эпоху Цицерона. Для салиев fictor – булочник, пекущий жертвенные пироги; для Вергилия – скульптор, творец, изобретатель; для Цицерона – автор законов и мастер сочинять, выдумщик, лжец. Краткая история борьбы с суевериями и предрассудками.

Эрос-как-фикция – «троянский конь», доставленный в Рим вместе с греческой образованностью в разобранном виде. Эрос-как-фикция в мозгах физиков в жанре нон-фикшн, в головах лириков смешенье всех жанров, компот из сухофруктов. Фиктивны элементы пазла – у кого-то их больше, у кого-то меньше. Количество роли не играет: у меня все элементы из разных эпох, их «выступы» разной формы – прямоугольные, круглые и овальные. Чувствую, картинка получается похожей, но что-то в ней не то. Язык другой, не греческий, и мысли соответственно, и жесты.

Эрос-как-фикция – коллективное творчество булочника, законника и лжеца. Гипертекст, 99% объема «Вавилонской библиотеки». Никому не собрать корову из тысячи бифштексов. Имя не сложить из археологических открытий Фуко и антологии Шестакова «Русский эрос». Имя можно припомнить. Вспомнить забытое – одна радость. Вспомнить то, чего не знал – другая. Удовольствие Сократа – припоминание онлайн. Время пира.


Рецензии