Огонь и лед женщины в фантастике

Тема нашей сегодняшней встречи – Прекрасная половина человечества. Женщины, пишущие фантастику, и женщины – героини фантастических произведений… Какие они? И есть ли вообще такое понятие – «женская фантастика»?
Каждая женщина – это актриса, у которой 100 лиц и 1000 ролей. Женщина объединяет в себе огонь и лед, жгучую страсть и невозмутимое терпение, храбрость и нерешительность, простодушие и хитрость…Сила женщины – в ее способности быть любой. А слабость заключается в том, что порой женщина не догадывается о своей силе. Итак…
«100 лиц и 1000 ролей»: женщины в фантастике.
«Если женщина пробудила в тебе страх ее обидеть,
оскорбить, унизить своим недостойным прикосновением –
разве это не одно из проявлений Любви?»
/Дм. Бозин, засл. артист России/
«Женская интуиция и есть инстинктивная оценка мудростью
опыта прошлых поколений, потому что у женщины ее больше,
чем у мужчины. Это тоже понятно – она отвечает за двоих».
/И. А. Ефремов/

О подлинном и мнимом «мужском шовинизме» (сексизме) в фантастике, да и в литературе вообще, писали и пишут достаточно много. Любопытно другое: в последнее время как среди читателей фантастической литературы, так и среди участников Интернет-форумов стало распространяться мнение о засилии авторов-женщин в фантастике. Якобы (цитирую анонимное высказывание), «даже (курсив мой – Я. А.) пытаются писать космофантастику…ну как это можно, а? 99,5% этого чтива – это «любовный детектив» в декорациях фантастики и с примесью (сильно надуманной) треша и экшена. Ведь это абсолютно нельзя читать! И ладно бы если была альтернатива. Но нет, нет… «Мужской» фантастики в последнее время выходит мало». Такой вот «крик души». Безграмотно, зато со вкусом и, похоже, искренне… Думаю, продолжать не стоит. «Мужская» фантастика, «женская» фантастика… Женщины, пишущие для женщин… Мужчины, пишущие, опять же, для своих «братьев по полу». Интересная получается картина. Хотя в свое время талантливая белорусская писательница Ольга Громыко справедливо заметила: «Хороший писатель должен быть «унисекс», в книгах коего каждый может найти что-то свое. Мужчины – интересный сюжет и качественно прописанные бои, женщины – лав-стори и хэппи-энд. Разделите это – и получите искомые полюса».

«Апологеты неофеминизма»?

«Если заявляешь, что ты писательница – доказывай делом,
стилем, талантом, а не цветом волос или объемом бюста».
/Н. Первухина/

В качестве одной из наиболее существенных новых тенденций развития современной фантастики в 70-х-80-х гг. ХХ столетия наметилось Женское Возрождение, знаменовавшееся приходом в литературу значительного числа писательниц, концентрацией внимания на деятельных героинях, способных самостоятельно принимать решения, видоизменениями гендерной составляющей социо-культурного воспитания как средства преобразования общества, углублением психологической обусловленности поведения героев и героинь.
В 90-е гг. неофеминизм в нашем обществе воспринимался как западный «загиб». «Стремление найти альтернативный вариант решения проблем в личной и общественной жизни женщины, подкрепить участие женщин в научно-технической сфере, повысить их роль в принятии решений, составляющие суть неофеминизма, - игнорировали, а вместо этого выпячивалось (и высмеивалось) неприятие неофеминистками бытовой помощи со стороны мужчин», - пишет Лариса Михайлова, доцент факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Судите сами. В российском (в целом, надо сказать, неплохом!) журнале фантастики «Четвертое измерение» в 1992 г. была опубликована статья В. Веревкина. Не могу не процитировать: «Вторая половина нынешнего столетия заметно изменила традиционные представления о «слабом» поле – женщины решительно отвергли на практике свою «маломощность» и второразрядную интеллектуальность (курсив мой – Я. А.), активно осваивая в прорыве к равноправию с мужчинами любые профессии, еще недавно считавшиеся прерогативой мужчин – от молотобойца до космонавта и политика…» Ну вот, молотобойцев вспомнили! Шпалоукладчицы, тяжелоатлетки – и пр., и пр. (добавьте по вкусу). «Не надо требовать от женщины того, что она не может или что ей вредно, а во всем остальном она вряд ли уступит мужчине в наше время, когда ей открыты сотни профессий и в том числе наука», - говорит И. А. Ефремов устами своего героя – врача Ивана Гирина. Вот именно: равноправие, а не одинаковость (идентичность)! Мы разные, и ничего тут не поделаешь. «Никакой трагедии у женщины я не вижу. Наоборот, во многом мы, мужчины, можем ей позавидовать. Разность полов существует совершенно реально, и с ней нельзя не считаться – вот тут и есть корень всех недоразумений», - продолжает Иван Антонович. А что же у В. Веревкина? «Осваивают женщины и фантастику, хотя этот жанр в силу целого ряда специфических нюансов, характерных для разных периодов развития НФ литературы, был довольно далек от традиционных сфер «чисто женских интересов» (курсив мой – Я. А.)… От женщины уже изначально ждешь набившего оскомину «сюсюкания» по поводу «вечных душевных проблем»». Да, похоже, у г-на Веревкина было тяжелое детство. Или проблемы с девушками. Конечно, неприятно – можно только посочувствовать!
А вообще-то давно прошли те времена, когда женщина-фантаст считалась явлением исключительным. Классическими стали книги Нарбинь Кенжегуловой и Ольги Ларионовой, Далии Трускиновской и Элеоноры Раткевич, Андрэ Нортон и Урсулы Ле Гуин. Но, как ни крути, и сейчас всякая фантастическая писательница вызывает уважение и восхищение. «Прежде всего  -;потому, что играет на традиционно «мужском» поле (не от слова «пол» комментарии мои – Я. А.)», по мнению Петра Тюленева, одного из создателей журнала «Мир Фантастики». Каково же женщине быть писательницей? «Пожалуй, так же нелегко, как быть женщиной-боксером, шпалоукладчицей или снайпером, - говорит Надежда Первухина, работающая в жанре юмористического фэнтези. – В литературе, как и в любой другой опасной работе, нет никаких скидок на пол. Писательнице-фантасту приходится биться за свое имя, популярность и вообще право на существование именно в литературной ипостаси наравне с мужчинами». «Писать ничуть не сложнее, чем мужчине, - вторит ей Ольга Громыко. – Даже легче: жена не пристает, чтобы шел кран чинить, полку приколачивать или в магазин за картошкой. А муж сам себе пельменей сварит, не впервой».
А что касается «женской» и «мужской» фантастики… «Мужская» фантастика агрессивна во всех смыслах этого слова. «Ее основная идея – вторжение в жизнь, ее исследование, изменение, борьба, познание», - утверждает Н. Первухина. Это фантастика вопроса «Что делать?». А «женская», соответственно, - «Кто виноват?», поскольку тут размышлению, путешествию в глубины человеческих отношений придается больше значения, чем собственно действию.
По мнению писательницы, толкинистки и ролевика с 15-летним стажем Натальи Точильниковой, «женщин в фантастике в первую очередь интересует философия и психология, а мужчинам интереснее приключения тела… Но это, конечно, зависит от предпочтений конкретного автора и читателя. Среди представителей «сильного пола» встречаются мужчины настолько мудрые, что они способны подняться до уровня женщины (курсив мой – Я. А.) и написать настоящую философскую фантастику». Браво, г-жа Точильникова! Пусть поднимаются, им будет полезно. А то, помимо незабвенного Ивана Антоновича (царствие ему небесное!), и назвать-то, по сути, некого. Современным мужчинам-писателям до него, как бы это помягче…как до Китая…пешком. Или я ошибаюсь? Хотя, конечно, есть еще уважаемый мною Василий Васильевич Головачев, сильный человек, любящий женщин и преклоняющийся перед ними… Стоп – «преклоняющийся». Вот-вот, в его во всех остальных отношениях качественных произведениях женщина вторична, она как бы фон для главного героя. Шовинизм? Вряд ли. Скорее, стереотип. Я не права? «Отдушина», «отдохновение для уставшего воина»… Ню-ню. Похоже, мы плавно подошли к нашему следующему вопросу.

«Белоснежка против семи гномов»?

«Женщины – они как слоны. На них интересно
смотреть, но приводить их к себе домой не стоит».
/Вильям Дакенфилд, американский актер/
«Фантастические дамы ведут себя так,
как будто постоянно находятся в известном
состоянии, которое у нормальных женщин
наступает всего один раз в месяц».
/Михаил Попов/

А может быть, стоит дать слово самим женщинам? Как ОНИ видят СВОИХ персонажей? Здесь мнения расходятся. «Женские персонажи в фантастике, - утверждает известная санкт-петербургская писательница Елена Хаецкая, - вообще ущербны. Фантасты используют для их описания стандартные ходы. А между тем каждая женщина – тайна, загадка… И женщины, и мужчины обычно одинаково плохо описывают персонажей-женщин. Бывают, разумеется, исключения. Случается, что автор нащупает удачный образ, как Ольга Ларионова или Урсула Ле Гуин. А вот у Толкина, например, женские образы удивительно блеклые». Насчет Толкина г-жа Хаецкая права. Именно из-за отсутствия ярких женских персонажей мне так и не удалось до конца осилить «Властелина колец» (толкинисты, ау, не бейте меня, пожалуйста!). Далее у Е. Хаецкой звучит хорошая фраза: «Пусть девочки будут девочками, а мальчики мальчиками…» Ну, тут можно было бы поспорить насчет «современной гендерной ситуации». Но это, как говорится, «совсем другая история».
Далии Трускиновской интереснее разворачивать женские образы в исторических и фэнтезийных произведениях, чем в НФ. «С космической фантастикой сложнее всего, - уверяет Яна Боцман (прекрасная половина харьковского дуэта, известного под именем Александр Зорич). – Главная героиня-женщина для меня в произведении такого жанра непредставима». А Надежда Первухина, по мнению поклонниц, «самая сексуальная писательница издательства «Альфа-книга»», даже предлагает классификацию женских персонажей в фантастике.
Итак, тип 1-й: «Боевая подруга». Распространен практически повсеместно. Роль сводится к тому, чтобы в выгодном свете показать главного героя и, если надо, принять на себя роковой удар. Владеет всеми мыслимыми искусствами боя и всеми видами оружия, легко управляется с танками, вертолетами…Не обременена семьей, хозяйством, детьми. Из одежды предпочитает бронелифчик, кожаный килт и сапоги с острыми каблуками.
Тип 2-й: «Королева». Ведет происхождение от Клеопатры и Мессалины. Населяет миры фэнтези, занимается придворными интригами, травит любовников и под корсажем носит толедский кинжал. Детей если и рожает, то мимоходом, тут же после родов бросаясь в водоворот дворцовых страстей.
Тип 3-й: «Леди Тьмы». Может быть вампиршей, оборотнихой, неупокоенным призраком и зомби-каннибалом. В роман вводится для того, чтобы хорошенько повеселить читателя описанием погони кровавой леди за положительным главным героем. Иногда автора пробивает на жалость, и тогда в свет выходят исповеди покаявшихся вампирш и подымательниц мертвецов. В них леди Тьмы сильно жалуются на неудавшуюся личную жизнь и отсутствие большой и чистой любви.
Тип 4-й: «Просто ведьма». Действительно, просто ведьма во всей своей профессиональной красе. Собственно, любой роман о судьбе ведьмы – это роман на производственную тему. Если в роман вводится опытная толковая ведьма – успех обеспечен. Кстати, сама г-жа Первухина прославилась своими веселыми историями «Имя для ведьмы» и «От ведьмы слышу!».
Тип 5-й: «Харизматическая личность». Это разряд возвышенных, добродетельных дам, одаренных силой ясновидения и талантом посылать на смертный бой сотни людей. Занимаются, в основном, тем, что благословляют на подвиги и вручают главному герою полезные артефакты. Естественно, ни семьи, ни хозяйства – это харизматической личности не к лицу…
А если серьезно?

«Академия Горя и Радости»

«Сознание всемогущества матери для
будущего. Что же, скоро оно придет, когда женщина
познает свою настоящую силу, и все женщины будут
ведьмами…. А я всегда готов …поднять бокал за ведьм,
проницательных, веселых, сильных духом женщин,
равноценных мужчинам!»
/И. А. Ефремов/

Иван Антонович Ефремов считал положение женщины в обществе показателем уровня его развития. Немного сегодня найдется людей, которые смогли бы, подобно Ефремову,
творчески усвоить такое огромное количество информации по различным областям знания и создать прямо-таки «золотые россыпи» будоражащих идей и прекрасных образов. Но самое главное – рядом с ним всегда была его подруга, его «добрый ангел» Таисия Иосифовна Юхневская-Ефремова, которой он посвятил свои книги «Таис Афинская» и «Час Быка», и чьи черты угадываются в героине «Лезвия бритвы» Симе Металиной. Духовное, психическое и физическое совершенствование, самовоспитание, познание – по этим ступеням происходит восхождение в ефремовское будущее. По этим ступеням идут герои романа «Лезвие бритвы», борясь со злом как в мире, так и в себе. «Лезвие бритвы» - это обновленная через столетие после знаменитого романа Н. Г. Чернышевского версия «рассказов о новых людях», представителях будущего в настоящем. Иван Антонович отмечал, что «Чернышевский первым заговорил о прекрасном будущем как о настоящей реальности, достижимой в соединенных усилиях людей». Также роднит Ефремова с Чернышевским убежденность в том, что развитие человечества без освобождения женщины от патриархального унижения невозможно. Здесь оба автора непреклонны. Тема свободы и человеческого достоинства женщины постоянно присутствует и в «Лезвии бритвы», и в романах о будущем, и, конечно, в «Таис Афинской», и вполне естественно дополняется темой Любви и Красоты. И. А. Ефремов называл красоту светозарным мостом в будущее. «Если благодаря разуму человек сумел превратить простое влечение животного в священный огонь любви, то неизбежна и следующая ступень восхождения. Непонятная и мучительная страсть тела станет сознательным царственным наслаждением в поклонении красоте (курсив мой – я. А.). Часы и дни бытия сделаются безмерно богаче тысячами ее проявлений в образе любимых, в изгибах тела, взмахе ресниц, блеске глаз. И сама страсть, пришедшая через прекрасное, станет восхитительным даром природы, обостряющим чувства, возвышающим душу». Лучше, пожалуй, не скажешь!
Две половины без «на первый-второй рассчитайсь», где национальные и расовые различия способны сделать людей интереснее друг другу, а не вызвать отчуждение – таким предстает человечество будущего у Ефремова. Как вам такая перспектива? Лично мне нравится. А женщины в его произведениях – настоящие ГЕРОИНИ. И в прошлом, и в настоящем, и в будущем.


Рецензии
Спасибо за ликбез.
А вот это ценная мысль: «Лезвие бритвы» - это обновленная через столетие после знаменитого романа Н. Г. Чернышевского версия «рассказов о новых людях», представителях будущего в настоящем.

Пиротехъник   12.09.2023 19:38     Заявить о нарушении