Макаренко о коммунистическом человеке

Антон Семенович Макаренко (13 марта 1888 — 1 апреля 1939) — советский педагог-новатор, на своем многолетнем опыте проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

===

«Волей нашей партии уничтожена педология. Педология представляла особое направление, так называемое теоретическое, и педологическая мысль являлась враждебным направлением по отношению не только к нашим нуждам, но и к нашей чести, и к нашей преданной работе. Что утверждала педология, и не только педология, а вообще педологическое направление? Педологическое направление было не только в самой педологии, оно затягивало очень много умов, которые воображали, что никакого отношения к педологии не имели. Педология затягивает даже сейчас много умов, когда формально педология не существует. Основное, что характеризует педологию, — это определенная система логики. Система такая: надо изучать ребенка. Изучая его, мы что-то найдем, а из того, что мы найдем, сделаем выводы. Какие выводы? Выводы о том, что с этим ребенком нужно делать.

Вот основная логика педологического направления.

Здесь метод работы с ребенком, метод воспитания должен быть выведен из изучения ребенка, при этом не всего детства в целом, а всего детства в целом и каждого отдельного ребенка и отдельного типа ребенка. Таким образом, сделан был вывод, что поскольку это изучение должно привести нас к разным картинам [личности], то и метод воспитания должен быть разный. Один ребенок оказался одним, его нужно так воспитывать, изучили другого — он оказался другим, его нужно воспитывать иначе, третьего — тоже иначе, и так, сколько детей — столько методов.

Педологи нашли очень много групп детей и умственно отсталых, и социально запущенных, и трудных детей, и правонарушителей и т. д. Отсюда очень недалеко до чисто фашистской теории, утверждающей, что между расами существуют умственные различия, что отдельным расам предопределены и отдельные судьбы. Естественно, что раз отдельные исторические судьбы, то и метод воспитания у немцев должен быть один, у славян — другой, у негров — третий.

Эта теория близка к теории Ломброзо, который утверждал, что люди рождаются с преступными наклонностями. Педология в конце концов только и могла прийти к такому заключению, что в самой человеческой натуре, в самом ребенке, в биологической картине его личности и характера заключаются такие различия, такие особенности, которые должны привести и к особым, отдельным методам для его воспитания.

Повторяю, педологическая логика затягивает не только тех людей, которые себя формально называли педологами, но и очень много людей, считающих совершенно честно, что они не педологи. Вывести педагогический метод из рефлексологии, из психологии, из экспериментальной психологии, вывести данный метод из обстоятельств данной личности — это и есть педологическое направление.

Необходима другая логика, которая метод педагогики выводит из наших целей.

Мы знаем, каким должен быть наш гражданин, мы должны прекрасно знать, что такое новый человек, какими чертами этот человек должен отличаться, какой у него должен быть характер, система убеждений, образование, работоспособность, трудоспособность, мы должны знать все, чем должен отличаться, гордиться новый, наш, социалистический, коммунистический человек.

Раз мы это знаем, раз мы честные педагоги, мы должны стремиться всех людей, всех детей воспитывать в наибольшем приближении к этому нашему коммунистическому идеалу. Вот откуда должна исходить наша практическая педагогика. Она должна исходить из наших политических нужд и при этом диалектически критически. Она должна исходить из нужд не только настоящего, а из нужд нашего социалистического строительства, из нужд коммунистического общества.

Предположим, раньше говорили, что нужно воспитывать гармоническую личность. Это тоже была какая-то цель, но цель вне времени и пространства, цель вообще идеального человека, а мы должны воспитывать гражданина Советского Союза. В нашу великую эпоху мы должны воспитывать наиболее полноценного гражданина, достойного этой эпохи. Вот из этой нашей священнейшей цели, наиболее простой и практической цели, мы должны выводить метод воспитания. А знание психологии, знание детской души, знание каждого отдельного человека только поможет нам приложить наш метод наиболее удобно в одном случае, несколько отлично — в другом.

А.С.Макаренко, Педагогические сочинения, Том 7, С.28-29»


Рецензии
Что за бред!?.. И ни одного слова о том, что с десяток миллионов детей, тех самых раскулаченных и уничтоженных силами НКВД, устремились в города, стараясь хоть как-то прокормиться. Грабили поезда с продовольствием объединенными группами. Ну, молодцы, что скажешь, окажись я на их месте…
Потом Сталин издал указ о расстреле детей, причастных…
Ну и, собственно, что сказал умного этот ваш Макаренко? Ничего, кроме бреда под коммунистическую пропаганду.
А то ведь была страшная и никак не описанная еще по всей правде трагедия с детьми, с их гибелью от голода и болезней в истории России по вине большевистского и, однозначно, сталинского режима. .

Неагент09   08.10.2019 19:17     Заявить о нарушении
От солженицкого словоблудия может перейдёте к фактическому обоснованию «страшной и никак не описанной ещё во всей правде трагедии с детьми». А то как-то надоело слушать бредни ваши и ваших учителей. Кроме эмоциональной (и насквозь лживой) тирады о Сталине, НКВД и «уничтожении» предложите какие-нибудь факты? Хотя думаю, что нет - ведь они «ещё во всей правде не описаны».

Беспартийные Коммунисты   08.10.2019 19:31   Заявить о нарушении
Теории и замысловатые идеи - это, конечно, красиво и витиевато, но есть практика жизни, которая говорит о том, что Макаренко, будучи действующим офицером НКВД, имел широчайшие полномочия по решению судьбы своих воспитанников.
Скажем, он мог легко отправить любого своего подопечного из "коммуны" в колонию за колючку....
В принципе - это не противоречило теории и практике по "воспитанию" нового человека у большевиков...

Сергий Сальникоф   08.10.2019 19:33   Заявить о нарушении
Только не забывайте, что Макаренко к себе в трудовую колонию брал уже уголовников, а не несчастных детишек.

Беспартийные Коммунисты   08.10.2019 21:14   Заявить о нарушении
Это не совсем так, по крайней мере если доверять тому, что я читал - он брал беспризорников детей, но иногда туда попадали и уголовные элементы.
А вот то, что жизнь на улице без средств к существовани детей лучше не делает, то это, конечно, факт и за это мы в первую очередь должны благодарить "ильича" с его маниакльным желанием устроить в России Гражданску войну.
По всей видимоти помните его тезис о "превращении войны империалистической в гражданскую"? Гражданская война была ЗАПЛАНИРОВАНА этим "деятелем" и его подельниками, вот в чём фокус.

Сергий Сальникоф   09.10.2019 11:04   Заявить о нарушении
А кем была запланирована империалистическая бойня? Тоже Лениным? Ленин с товарищами гнал на убой миллионы? Ленин стриг купоны с крови и страданий миллионов? Как можно выйти из бойни миролюбивыми лозунгами? Никак. Из войны можно выйти только военными действиями: либо продолжать убивать таких же холопов только немецкой крови, либо направить оружие против тех кто развязал эту войну. Ленин, как мыслитель и политик замечательно выявил истинных преступников и дал правильное направление рабочим и крестьянам: хватит крестьянам и рабочим убивать друг друга ради прибылей капиталистов - надо повернуть штыки против настоящих преступников-капиталистов. Это очевидные и азбучные истины истории.
Гражданку развязали феодалы и капиталисты, но поскольку они не имели массовой опоры в России, то оперлись они на западных капиталистов. И это тоже азбучные истины истории. Выходит, что беспризорники это не только результат любого капитализма, но и результат антинародных действий взбесившихся буржуа. То, что капитализм плодит миллионы бездомных и беспризорных детей, это воочию показала наша жизнь после разрушения СССР.

Беспартийные Коммунисты   09.10.2019 14:50   Заявить о нарушении
вам дан ответ статьей в "публицистика", "Необыкновенный спор с коммунистом"

Неагент09   11.10.2019 18:17   Заявить о нарушении