В. Шингарев. К освящению Собора в Варшаве 1912

ПРОТОИЕРЕЙ В. ШИНГАРЕВ

К ОСВЯЩЕНИЮ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В ВАРШАВЕ
(1912 год)

В самом близком будущем (20 мая) православная Варшава явится свидетельницей и участницей редкого, знаменательного торжества, - освящения нового Кафедрального собора. Для православного населения Варшавы предстоящее торжество будет, бесспорно, светлым праздником, но торжество это слишком велико, слишком значительно, чтобы быть исключительно местным, ограничиться пределами Варшавы. В нем примут участие представители православного населения всего Привислинского края, оно, без сомнения, отзовется и во всем обширном Отечестве нашем, явится торжеством общерусским, общенародным.
Новый собор Варшавский не обычный храм Божий. Имея ближайшею своею целью - удовлетворение религиозных нужд православного населения города Варшавы и религиозное объединение православных всего Привислинского края, храм этот, по мысли его устроителей, должен служить и памятником «величия и могущества русского народа». Устроенный с возможным великолепием, представляя грандиозное монументальное сооружение византийского стиля, по конструкции и плану приближающееся к лучшим памятникам русского церковного зодчества XII века, - эпохи раннего вдохновенного развития религиозной жизни русского народа, новый собор Варшавский действительно отражает русское величие и могущество, не видимое, внешнее величие, подвергающееся по временам и умалению и колебаниям, а то вечное, неувядаемое величие, ту внутреннюю несокрушимую мощь, которые лежат в самой основе жизни русского народа, всегда подвигали его на все славное, прекрасное, доброе, в течение всего его исторического существования служили для него источником одушевления и творчества во всех областях деятельности, хранили его целым и невредимым среди самых тяжких испытаний. Освящаемый во имя святого Благоверного князя Александра Невского (главный алтарь), стойкого и мужественного защитника веры православной и народа русского в самое трудное время его жизни, святых братьев Кирилла и Мефодия (южный придел), первоучителей славянских и основоположников и общеславянской и русской культуры, и святителя Мирликийского, Чудотворца Николая (северный придел), в такой привлекательной и всем понятной форме воплотившего в своей жизни Евангельские заветы Христовы, собор Варшавский будет постоянным благовестником тех великих и христианских и национальных начал русской жизни, которые всегда служили залогом могущества и славы русского народа, и совершенными выразителями которых явились эти, благоговейно чтимые людьми русскими, святые угодники Божии. Этот величественный храм Божий всегда будет говорить нам о том, что всего ближе и дороже русскому человеку: он будет говорить нам о явленной св. князем Александром беззаветной преданности вере православной и народу русскому, о запечатленной подвигами святых братьев высокой ценности самобытной славянорусской культуры, о евангельской кротости и смирении, любви и милосердии святителя Николая, как самых ценных основах жизни христианской, лучшем и наиболее достойном ее украшении. Представляя эти высокие, совершенные начала и религиозной и национальной жизни нашей, новый собор действительно будет памятником величия и могущества родной нам веры православной, памятником всей нашей духовной культуры, но памятником мирным, никакой национальности не угрожающим, чрез посредство общеславянских просветителей указывающим нам пути к сближению и с численно господствующим в крае местным населением.
Основание нового собора в Варшаве связано с именем выдающегося государственного деятеля в Привислинском крае, бывшего Варшавского Генерал-Губернатора, Генерал-Адъютанта, впоследствии Фельдмаршала, И.В. Гурко. Его ясному, проницательному государственному уму, его широкому пониманию задач русской государственности в Привислинском крае, ныне законченный собор Варшавский обязан своим возникновением. Благодаря его же энергии, его решимости и настойчивости, не знавших преград и препятствий, раз явившаяся мысль о создании русского культурного памятника в Варшаве в сравнительно короткое время приведена была в исполнение, и в центре города, в лучшей его части, на Саксонской площади, заложен великолепный художественной архитектуры православный храм. Положив прочные начала русской государственности и культуры в Привислинском край, добросовестно и самоотверженно потрудившийся над утверждением их в жизни края, И.В. Гурко естественно желал и имел законное нравственное право закончить свою государственную деятельность созданием такого памятника в Варшаве, в котором начала русской жизни получили бы возможно лучшее, самое превосходное и благородное выражение, в котором ясно и полно отпечатлелось бы все, чем жив народ русский, что движет и направляет его мирную, чуждую всякой агрессивности деятельность. И так как ни в чем так характерно не сказывается господствующая национальная особенность русского народа, как в его высоких, мирных и светлых религиозных христианских идеалах, то понятно, что этот чуткий русский государственный человек, весь проникнутый духом и настроением народа, озаботился устройством не театра, не музея искусств, а художественного православного храма, достойного духовного величия и могущества русского народа.
В марте 1893 года, по ходатайству И.В. Гурко, последовало Высочайшее Государя Императора соизволение на повсеместный в пределах Российской Империи сбор добровольных пожертвований для сооружения православного собора в Варшаве. Вслед затем Генерал-Адъютант Гурко от имени всех православных русских в Варшаве обратился к русскому народу с воззванием. Сообщая о последовавшем, по его ходатайству, Высочайшем соизволении на открытие по всей Империи сбора добровольных пожертвований для сооружения нового православного соборного храма в Варшаве, И.В. Гурко так выяснял мотивы своего ходатайства. «Ходатайство мое, - говорил он в воззвании, - вызвано тем печальным и безвыходным положением, в каком находятся ныне православные русские люди в Варшаве, громадное большинство коих лишено возможности удовлетворять свои религиозно-духовные потребности в храмах Божиих, вследствие крайнего недостатка их в сем городе. Недостаток этот так велик, что во всех Варшавских приходских, домовых и временных военных православных церквах, по точному измерению их внутренних размеров, может поместиться молящихся всего лишь от 5 до 7 тысяч душ, между тем как русского православного населения в Варшаве, состоящего по преимуществу из служащих здесь военных и гражданских лиц с их семействами, числится 43 тысячи. Таким образом в праздничные дни и вообще при каждом церковном богослужении от 36 до 38 тысяч проживающих в Варшаве православных русских лишены возможности присутствовать и возносить свои молитвы в храмах Божиих». Таким образом, печальное и безвыходное положение православных русских людей в Варшаве, вследствие малочисленности и маловместимости существовавших в то время в Варшаве храмов лишенных возможности удовлетворять свои религиозные потребности, и побудило прежде всего Генерал-Адъютанта Гурко озаботиться созданием нового обширного храма. С 1893 года, когда возникла мысль об устройстве нового собора, Варшава, к утешению православных, обогатилась несколькими новыми православными храмами, и положение православных русских людей в удовлетворении нужд религиозных несколько улучшилось. За это время усердием и ревностью бывшего Попечителя учебного округа, Сенатора А.Л. Апухтина, устроен великолепный и довольно обширный трехпрестольный храм при 1-ой мужской гимназии, на средства военного ведомства построены новые церкви: Лейб-Гвардии Литовского полка на Уяздовской аллее, Лейб-Гвардии Кексгольмского полка за Мокотовской заставой, полков Лейб-Гвардии Уланского и Гусарского за Лазенками, в нижней приречной части города, церковь Артиллерийского Арсенала на Стальной улице на Праге, открыты домовые церкви при Вдовьем доме на Праге и в новом здании Николаевского приюта для солдатских детей на Нововейской улице. На средства покойного Архиепископа Варшавского Иеронима построена церковь на Вольском кладбище. Но все эти храмы имеют специальное назначение: устроены для воинских частей или же воспитанников учебных заведений и призреваемых в благотворительных учреждениях. Число собственно приходских церквей не возросло, и если нужда в храмах православных не так чувствительна теперь, как при И.В. Гурко, то и не устра-нена вполне. Новый собор, рассчитанный на 2500 человек, значительно ослабит эту нужду и даст православному населению Варшавы возможность свободнее удовлетворять религиозные потребности, особенно в великие, торжественные праздники. Имея в виду прежде всего и главным образом улучшить условия религиозной жизни православных города Варшавы, И.В. Гурко созданием нового соборного храма в центре Привислинского края желал достигнуть и другой, не менее важной цели. «Существующие в Варшаве православные приходские церкви (всего 4) таковы, - писал в своем воззвании И.В. Гурко, - что, за исключением одной на предместье города Праге, имеющей наружный вид православного храма, видеть их обидно и больно для религиозного и национального чувства русского человека. Нынешний собор переделан из упраздненного католического монастырского здания и спрятан между жилых домов в прямую линию улицы, а остальные две, устроенные в домах внутри дворов, тесные, темные, убогие и бедные церковною обстановкою, не имеют даже никаких наружных признаков церквей, тогда как рядом с ними красуются громадные и старые и новые католические костелы и лютеранские кирхи». Созданием нового, «достойного величия и могущества русского народа» храма, И.В. Гурко желал, таким образом, поднять религиозное и национальное самосознание русских людей здешней окраины, освободить их от горького, тоскливого чувства религиозного сиротства и приниженности, представить святыню православия в подобающем ей благолепном виде, дать религиозному миросозерцанию русского народа такое прекрасное, художественное выражение, чтобы оно могло пленительно, обаятельно влиять на всех, кто подойдет к нему без предубеждения, с ясным, незатуманенным умом и открытым сердцем.
Задумав так широко, поставив такие высокие задачи предпринятому сооружению, И.В. Гурко понимал, что это великой важности религиозно-народное культурное дело тем большую будет иметь ценность, чем живее и сердечнее выразится участие в нем русского народа. И.В. Гурко желал, чтобы новый, достойный величия и могущества русского народа собор был и созданием всего народа, чтобы он устроен был не на обезличенные казенные ассигнования, а на добровольные пожертвования всех слоев населения православной России. Твердо убежденный, что задуманное им дело есть не местное, а общенародное русское дело, что в создании величественного православного храма на окраине России он действует в согласии со всем народом русским, И.В. Гурко смело, без колебаний обратился ко всему русскому обществу с одушевленным призывом - принять участие в сооружении собора посильными жертвами. «Я глубоко верю и твердо уповаю, - заключает он свое воззвание, - что православная Россия поможет мне создать здесь новый соборный храм, достойный величия и могущества русского народа, что к настоящему воззванию сочувственно отзовутся и принесут свои посильные пожертвования все истинно русские люди - и православное духовенство, и благородное дворянство, и именитое купечество, и люди ученые и образованные, и простой русский народ, всегда отзывчивый на всякое доброе дело и общее благо, все и каждый по мере своих средств и возможности».
И.В. Гурко не ошибся в своих ожиданиях. К его горячему, одушевленному призыву русское общество отнеслось с полным сочувствием, ответило на него со всем порывом искреннего чувства. По засвидетельствованию самого И.В. Гурко, пожертвования, «сопутствуемые самыми искренними благожеланиями», тотчас же по обнародовании воззвания непрерывно стали поступать в строительный Комитет как из близких местностей, так и из дальних окраин России. Мы не имеем в виду дать точный отчет о поступивших в Комитет пожертвованиях, не располагаем и необходимыми для этого данными. Но и случайных, отрывочных сведений вполне достаточно для характеристики того, как дружно и с какою чуткостью отозвались русские люди на призыв И.В. Гурко, как охотно понесли они свои посильные жертвы. Воззвание о пожертвованиях опубликовано было в июне 1893 года, а к половине ноября того же года поступило уже пожертвований 82.544 руб. 25 коп., к Февралю 1894 г. в распоряжении Комитета было 250.000 р., а к маю того же года 328.039 руб. 85 коп. В одном январе месяце 1894 г. поступило 36.942 р. 18 коп., и эта сумма образовалась из 2.086 отдельных поступлений. Большое число отдельных поступлений говорите за то, что пожертвования исходили не от богатых только и состоятельных, но преимущественно от людей среднего достатка всех слоев русского населения, но тем ценнее, тем значительнее нравственное достоинство этих невеликих, но в собственном смысле доброхотных даяний. И хотя грандиозность предприятия и необходимые для него громадные затраты потребовали вскоре и государственных ассигнований, и собор Варшавский в главной массе своей сооружен на средства государственного казначейства, но важно то, что и этот храм Божий вырос из трудовой лепты народной, и в основе его лежит народное участие и народное сочувствие. Знаменательно в этом отношении и то обстоятельство, что одним из главных и едва ли не самых крупных жертвователей явился широко известный, приснопамятный О. И.И. Сергиев, по месту своего служения Кронштадский, а по силе и духу своей деятельности всероссийский пастырь. Одно уже участие этого народного русского пастыря в деле устроения Варшавского собора придает этому делу значение общенародного, общерусского.
30 августа 1893 года, в высокоторжественный день тезоименитства Его Величества, Государя Императора, Александра Александровича, положено было начало действий Высочайше утвержденного Комитета по сооружению нового собора в Варшаве. По этому случаю в бывшем Королевском замке, в Рыцарской зале, Высокопреосвященным Флавианом, Архиепископом Холмским и Варшавским, отслужен был молебен. На молебне присутствовал Главный Начальник края, Генерал-Адъютант И.В. Гурко, и высшие военные и гражданские чины. После молебна, в Тронной зале состоялось первое заседание Комитета под председательством И.В. Гурко и при участии Высокопреосвященного Флавиана. Так молитвою и призванием благословения Божия положено было начало великому делу.
В первых своих заседаниях Комитет занялся обсуждением подготовительных работ по устройству собора и рассмотрением представленных художниками-архитекторами проектов собора. По исходатайствовании Высочайшего соизволения на сбор добровольных пожертвований для сооружения собора в Варшаве, Генерал-Адъютантом Гурко для составления проектов собора приглашены были известные русские архитекторы: Л.Н. Бенуа, Г.И. Котов, М.П. Преображенский, А.В. Померанцев, А.Ф. Прахов и В.М. Чагин. По условиям конкурса, проекты эти имели быть представлены к 1 октября 1893 года, причем автор удостоившегося одобрения эскиза обязывался разработать в трехмесячный, со дня утверждения, срок подробные чертежи и технические расчеты; установлено было также, что составитель одобренного проекта получит премию в пять тысяч рублей, а остальные участники конкурса, проекты коих окажутся технически правильными - по тысяче рублей вознаграждения каждый. К назначенному сроку все упомянутые лица, за исключением А.Ф. Прахова, представили свои проекты, которые и были к 1 января 1894 года подробно рассмотрены с технической стороны военными инженерами Варшавского округа. Признавая, что окончательные, решающие указания по выбору столь важного сооружения могут быть преподаны исключительно Его Императорским Величеством, Государем Императором, Генерал-Адъютант Гурко имел в виду лично повергнуть на Высочайшее благовоззрение составленные проекты. Осуществлению этого помешала постигшая Главного Начальника края болезнь, вследствие которой Генерал-Губернатор поручил помощнику своему, сенатору, генерал-лейтенанту барону Медему, представить проекты Его Императорскому Высочеству Великому Князю Владимиру Александровичу, Президенту Академии Художеств, и вместе с тем повергнуть на милостивое воззрение Августейшего Покровителя русского творчества почтительнейшую его, Генерал-Адъютанта Гурко, просьбу, выраженную им и в письме к Его Высочеству, принять дело постройки собора под свое высокое покровительство. Великий Князь соизволил милостиво отнестись к этому ходатайству и рескриптом от 18 января уведомил Генерал-Адъютанта Гурко, что Государь Император, соблаговолив 13 января Всемилостивейше обозреть эскизы, изволил остановить Свой выбор на эскизе профессора архитектуры Бенуа, который и удостоился Высочайшего одобрения.
В записке, приложенной к проекту, проф. Бенуа выясняет основания своего проекта и дает описание составленного им плана собора. В основу своего проекта он положил древнейшие русские храмы византийского стиля, руководясь тем соображением, что в храмах этого стиля, сложившегося под прямым воздействием основных идей восточного православия, наиболее ярко и выразительно отразилось религиозное настроение и миросозерцание православного русского народа. «Византийское влияние, - говорит Бенуа в своей записке, - отразилось на русском церковном зодчестве сильнее других не потому только, что оно самое древнее по времени, но и потому, главным образом, что оно - самое родственное по религиозному духу. Проникнув к нам при самом появлении христианства на Руси, оно до сих пор сильнее других отражает эту эпоху начального светлого, высокого и чисто религиозного настроения и усердия юного народа, которые легли в основу развития, силы и славы великого русского государства. Вот почему, при проектировании православного соборного храма для города Варшавы, прежде всего рисуется ряд памятников древнейшего русского зодчества, из коих наиболее типичные суть церковь св. Георгия в Юрьеве, заложенная в 1156 году Великим Князем Юрием Владимировичем Долгоруким, Дмитровский собор, Владимирский собор, послуживший впоследствии, в XV веке, прототипом Московскому Успенскому собору и многим другим. Вдохновляясь этими чудными памятниками, мною проектирован ныне собор для гор. Варшавы в стиле русских церквей XII века, причем я стремился придать храму монументальный и величественный вид. Колокольня поставлена отдельно, что совершенно в духе православных соборных храмов».
«План собора представляет квадратную форму с окружающею с трех сторон папертью, которая служит для скопления богомольцев, продажи свечей и проч. Пять богатых входов, украшенные живописью (мозаикою), ведут в храм, вместимостью на 2.500 человек. При входе - весь храм, с иконостасом во всю стену, представляет открытый, легкий и величественный вид. Собор проектирован из кирпича с 4-мя каменными пилонами. Наружную обделку стен предполагаю из облицовочного кирпича - гладкие части и колонны главного квадрата, прочие же части, орнаменты, скульптуры в стиле XII века, колонки, карнизы, арочки и пр. - из шидловецкого песчаника. В наружных верхних арках предположены картины из мозаики. Входные двери предположены из дуба с обделкою медью, наподобие дверей XII века, встречающихся в Новгородском Софийском соборе. Эта обделка замечательно характерна и изящна. В проходах из паперти в храм предположены кованные богатые железные двери. В входных порталах проектированы колонны византийского характера, придающие монументальный вид. Ризница, с двумя лестницами в углах, помещена в подвале. Для удобства духовенства, полы тут и в алтаре предположены паркетные. В абсидной части собора помешены винтовые лестницы, ведущие в чердачное помещение абсиды, откуда можно попасть на чердачное помещение главного квадрата для технических и служебных надобностей». Впоследствии, при подробной разработке проекта, проф. Л.Н. Бенуа, согласно требованиям Варшавского Епархиального Начальства и указаниям Комитета, произведены следующие изменения, не нарушившие общего характера и внешнего облика храма: а) переработан фасад боковых галерей собора; б) для придания большего значения главному входу, сняты главки над южным и северным входами; в) опущен основной квадрат собора, приподняты угловые главки и главным образом средний купол; г) над средним входом сделаны хоры с двумя круглыми лестницами и д) в колокольне сделаны: в первом этаже - помещение для часовни, а во втором - помещение для архива.
Нужно отдать справедливость Л.Н. Бенуа, что характеризуя проектированный им собор Варшавский, как величественное и в то же время легкое, полное света сооружение, он нисколько не преувеличил и не переоценил достоинства своей работы. При монументальности и грандиозности общей своей конструкции, собор Варшавский действительно представляет и величественное и легкое художественное сооружение. При входе в него поражает обилие света, чувствуется простор и свобода, нет ничего гнетущего, подавляющего, и четыре громадные колонны, поддерживающие главный купол, как бы исчезают, так мало заметны. И в этом обилии света, в этом просторе и свободе отражаются светлые начала любви и свободы, лежащие в основе веры православной и обеспечивающие самое широкое развитие жизни духовной в неразрывной органической связи с вселенским телом Христовым, - Церковью православной. Так удачно отпечатлевая в своем устройстве основные начала веры и религиозного настроения православного русского народа, собор Варшавский будет ценным памятником нового русского церковного зодчества.
4 Февраля 1894 года автор Высочайше одобренного проекта собора, Л.Н. Бенуа произвел на Саксонской площади разбивку плана, а 2 июня того же года состоялось торжественное освящение
места постройки собора и временной деревянной часовни во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, сооруженной на средства строительного Комитета по проекту инженер-капитана Людерса. Освящение и часовни и места постройки нового собора совершил Высокопреосвященный Флавиан в сослужении соборного духовенства. Несмотря на дождь, на торжество собралось множество православных. По окончании освящения Владыка лопатой затронул земли, после чего начались работы по рытью фундамента. На этом торжестве главный виновник и вдохновитель сооружения собора И.В. Гурко не присутствовал по болезни, но на посланную ему членом-делопроизводителем Комитета телеграмму радостно отозвался из Берлина: «Несказанно рад началу великого дела. Дай Господь счастье довести до конца».
Наконец, 30 августа 1894 года, в день св. Благоверного Князя Александра Невского и тезоименитства Государя Императора, Александра Александровича, при самой торжественной обстановке и при дружном радостном участи всего православного населения Варшавы, совершена была закладка здания нового собора. Торжество это началось в 10 1/2 утра совершением божественной литургии в Кафедральном Свято-Троицком соборе. Литургию совершал Высокопреосвященный Флавиан, Архиепископ Холмский и Варшавский, в сослужении с преосвященным Гедеоном, Епископом Люблинским, архимандритами, протоиереем Иоанном Сергиевым Кронштадским и соборным духовенством. На литургии присутствовали начальствующие лица, военные и гражданские, и много молящихся. Главный Начальник края, И.В. Гурко, по болезни не мог быть за богослужением в соборе и прибыл непосредственно к месту закладки. Во время запричастного стиха Протоиереем А.С. Ковальницким произнесено было слово на текст: «Созижду церковь мою и врата адова не одолеют ей (Mф. 16, 18)».
К концу литургии к Кафедральному собору прибыли крестные ходы из церквей: Пражской, Подвальной, Успенской, Штабной, дворцовой Лазенковской, I-ой женской гимназии, полковой л.-гв. Литовского полка, Цитадельной, л.-гв. Волынского полка, С.-Петербургского гренадерского полка, и из крестовых архиерейских церквей. Прибывшее с крестными ходами духовенство вошло в собор для присутствования на молебствии, а крестные ходы остановились перед собором. По окончании молебна Св. Благоверному князю Александру Невскому, духовенство, согласно церемониалу, вышло из собора и с общим крестным ходом двинулось в 12 ; часов пополудни к месту закладки нового соборного храма, по улицам Медовой и Краковскому Предместью, сопровождаемое присутствовавшими на богослужении начальствующими лицами и многочисленными молящимися. По пути следования крестного хода расставлены были шпалерами войска. Военные оркестры исполняли «Коль славен». Все улицы, примыкающие к православному собору на Долгой улице, а также к соборной площади, были полны народом. Особенный наплыв публики замечался на Краковском Предместье. Площадь со стороны Саксонского сада тоже была вся заполнена народом. Среди площади, в выемке, приготовленной для фундамента, возле уложенной уже части бутовой кладки, на возвышении был устроен для богослужения деревянный павильон, весь убранный и декорированный экзотическими растениями и дубовыми гирляндами с цветами. Вокруг павильона, на обширной площадке были места, устроенные для генералитета, высших начальствующих и приглашенных лиц. Обширная площадка за павильоном занята была православными воспитанницами и воспитанниками учебных заведений. По бокам павильона были места для офицеров, гражданских чинов и лиц, имевших пригласительные билеты. С одной стороны барьера, огораживавшего выемку, выстроились в полной парадной форме взводы нижних чинов от лейб-гв. Уланского Его Величества полка, лейб-гв. Гродненского Гусарского полка и гвардейской конной артиллерии с хорами музыки, а за ними стояла публика.
По прибытии крестного хода, началось торжество закладки. По совершении молебствия пред иконою Св. Благоверного князя Александра Невского, духовенство направилось к бутовой кладке, где был приготовлен мраморный куб, с углублением для вложения в него серебряной вы-золоченной закладной доски и монет. Член-делопроизводитель строительного Комитета, А.Т. Тимановский, прочел текст закладной доски следующего содержания:

«Во имя Отца и Сына и Св. Духа.
Основася сей соборный храм в честь Св. Благоверного Князя Александра Невского, в лето от сотворения мира 7402, от Рождества Христова 1894, августа 30 дня, при державе Благочестивейшего, Самодержавнейшего Государя нашего Императора Александра III Александровича, при святительстве Высокопреосвященного Флавиана, Архиепископа Холмско-Варшавского, в управление Привислинским краем Варшавского Генерал-Губернатора, Генерал-Адъютанта Иосифа Владимировича Гурко, по проекту профессора архитектуры Л.Н. Бенуа, в присутствии Генерал-Губернатора, Архиепископа, членов строительного Комитета: барона Н.Н. Медема, Ю.А. Андреева, К.В. Божовского, А.Г. Воронцова-Вельяминова, А.П. Вернандера, И.В. Бневского, Н.В. Клейгельса, Н.В. Бибикова, К.М. Чеховича, М.Я. Жахановича, члена-делопроизводителя А.Т. Тимановского, строителей храма Л.Н. Бенуа и Н.В. Покровского и всего православного населения Варшавы».

Эта доска была завернута в шелк и уложена в приготовленное для нее углубление. Затем Высокопреосвященный Флавиан, взяв приготовленный для него мраморный кирпич, прикрыл доску и, зачерпнув лопаткою немного цемента, залил им щели. Второй мраморный кирпич, с надписью: «И. Гурко», собственноручно положил Главный Начальник края, прикрыв им заранее положенные монеты чеканки 1894 года, от копейки до империала. Следующий кирпич, из белого песчаника, положил Епископ Люблинский Гедеон, далее - о. Иоанн Сергиев, члены строительного Комитета и присутствовавшие на торжестве начальствующие лица военного и гражданского ведомств. Затем краеугольный камень и все место закладки были окроплены св. водой. По совершении церемонии закладки было провозглашено многолетие Его Императорскому Величеству Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему дому. По окончании торжества, крестные ходы тем же порядком, под звуки «Коль славен», проследовали в Кафедральный собор, а оттуда разошлись по своим церквам. На месте закладки долго еще толпился народ, прикладываясь к иконе Св. Благоверного князя, Александра Невского (1).
С такою торжественностью положено было основание ныне законченному и готовому к освящению новому Кафедральному собору. К торжествам освящения, по приглашению Высокопреосвященного Владыки Николая, прибудут: положивший первый камень при основании собора Высокопреосвященный Флавиан, Митрополит Киевский, Преосвященный Евлогий, Епископ Холмский, и Обер-Прокурор Св. Синода, В.К. Саблер.

Протоиерей В. Шингарев.

(1) Все фактические сведения для настоящего очерка заимствованы нами из Холмско-Варшавского Епархиального Вестника за 1893 и 1894 годы.

(«Варшавский Епархиальный Листок». 1912. № 10 (16 мая). С. 145 - 150).


Рецензии