Центурион

ИС Р21-107-0178
Рег номер ОГ-14/32 от 21.04.2021



ЦЕНТУРИОН.
                Гл.  1
- А знаешь ли ты, Фазеель, Что такое черепаха?
- Существо такое в панцире. – Пожал плечами  19 летний раб римского центуриона.
- Существо? – С иронией передразнил Фазееля центурион Антоний. – Черепаха, это такой боевой строй, когда легионеры закрываются со всех сторон, и сверху, щитами, да так, что ни одна стрела никого не может ранить. А черепаха подойдёт к врагу, и ему конец. От римского меча не уйдёшь. Это я тут вынужден с вами сидеть в Капернауме, а было время, когда я со своей центурией участвовал во многих битвах. И с галлами, и с германцами, да и с вашими иудеями довелось сражаться. Ты видел, чтобы хоть один легионер из моей центурии потолстел?
Фазеель молча улыбнулся. Он знал, что является рабом Антония, но не чувствовал этого. Во время каждой подобной прогулки центурион Антоний начинал  рассказывать о своих воинских подвигах, и заканчивал рассуждениями о своём умении держать дисциплину в  центурии. К слову сказать, Антоний не часто повторялся, рассказывая о своих подвигах. Судьба, видать, действительно  побросала его  по миру, где он  принял участие не в одном десятке боёв.
- Нет, конечно, не видел. – Ответил Фазеель. – Среди твоих легионеров нет толстых. Я видел, как они занимаются по утрам бегом и с оружием.               
- Это да. -Заметил Антоний.- Наши воинские упражнения похожи на безкровные сражения, а наши сражения на кровавые воинские упражнения.
Фазеель стал рабом Антония с тех пор, как тот купил его за долги у местного мытаря. Его мать, вдова Рахель, не смогла заплатить налоги и мытарь попросил у Антония легионеров. Антоний, тогда, придя на место сразу оценил ситуацию и купил не мать, как предлагал мытарь, а мальчишку. Расчёт оказался верным. Рахель пришла вслед за сыном в дом язычника и там осталась. Жить они стали одной семьёй, но замуж за Антония Рахель не выходила. Да кто же освятил бы брак иудейки с язычником? Так и жила. Её сын Фазеель стал в центурии всеобщим любимцем за исполнительность и покладистость.
- Я видел, как ты ухмыльнулся, Фазеелька. Думаешь, раз ты сын Рахель, то тебе что-то можно? Погоди у меня.-Антоний театрально  потряс в воздухе богатырским кулачищем. - Я из тебя сделаю настоящего мужчину. Чтоб тебе жизнь мёдом не казалась. Вернёмся домой, воду наноси.
- Слушаю, господин. - С еле заметной улыбкой произнёс с поклоном Фазеель. Он давно уже понял, что вся эта строгость Антония напускная и ведёт он себя с ним не как с рабом.
 
                Гл.2

Путь Антонием и Фазеелем до центральной площади Капернаума был проделан не близкий. Ещё бывший до Антония центурион предусмотрительно расположил гарнизон не в центре городка, а на его самой возвышенной окраине.  Подальше от моря, но у одного из немногочисленных ручейков. Там и был   основан лагерь римлян, который Антоний называл по римскому обычаю, каструмом, хотя иудеи
называли его преторией. Лагерь, как и  положено, был за небольшим валом и деревянным частоколом. Даже две деревянные башни были. Эта крепость ещё могла дать отпор появляющимся время от времени шайкам разбойников, но оказать  сопротивление нападающему врагу, конечно, нет. Своих крепостных стен у Капернаума не было. Это был небольшой процветающий городок, который  растянулся по берегу Галилейского моря. Центральная площадь  была в  одной стадии* от прибрежной полосы.
Когда Антоний с Фазеелем проходили через площадь в сторону моря, к ним подошли два почтенного вида иудея. Один из них, Самсон, был хорошо знаком с Антонием.
- Я рад приветствовать моего друга, Антония. Сегодня суббота и я хочу пригласить тебя, мой друг, и твоего слугу в синагогу**, которую ты для нас построил. Ты услышишь о том, как Бог создал мир. Как он благоволит нам и почему евреи Богом избранный народ.
Антоний уже пятый год служил в Капернауме, но с первого же дня  понял, что в этом месте он со своей сотней останется, по-видимому, до конца своих дней. Он сам и вся центурия давно уже не  были гастатами***, или принципами****, и годились разве что в триарии*****. В боях триарии очень редко принимали участие, а вот в гарнизонах были незаменимы. Поэтому Антоний сразу стал учить местный язык, чему способствовало присутствие Фазееля и Рахели в доме.
- Привет, привет, Самсон. – Антоний дружелюбно махнул рукой его спутнику. – Я не знаю, за что вы называете себя избранными Богом, но ваша вера в то, что Бог один и Он создатель всего вокруг, мне нравится. Не нужно распределять обязанности между богами. А про синагогу мне не напоминай. Она построена мною на ваши деньги, которые ваши мытари выбивали из вас с помощью моих легионеров.
- Да, но другой сотник, тот, что был до тебя,  он этого  же не сделал.
- Слушай, Самсон. Мы римляне. У нас свои боги. Мы не должны вам строить синагоги. Вы с нами и общаться брезгуете. Меня вот только отличили от остальных. Но почему вы сами не собрали деньги для строительства синагоги? Ведь синагога нужна вам, а не мне.
- Ты сто раз прав, мой друг. Пойдём ко мне в дом. Отведаем чаю с халвой, если ты не против, а потом пойдём в синагогу.
Антоний был не против, и через несколько минут спутники уже входили в дом к Самсону. Дом его был сложен из базальтовых камней без всякого раствора. В Капернауме многие так строились. Базальт был основным строительным материалом, поскольку в округе было несколько базальтовых каменоломен. Самсон сказал жене, что они будут пить чай и она, пройдя вперёд, с намоченной в воде тканью, протёрла столик и скамьи. После того, как муж с гостями сели, она подала им большую чашу с водой для мытья рук. Помыв руки, мужчины стали наблюдать, как женщина на глазах у них протирала и без того чистую посуду.
- Самсон. Я, конечно, тоже люблю чистоту, но зачем протирать чистые кружки?
- По преданиям наших старцев каждый иудей должен много чего делать по правилам. Этих правил больше шестисот. Одно из них, чистая посуда. При этом гость должен видеть, как посуда, из которой его будут угощать, тщательно протирается.
- Да я и так вижу, что посуда чистая.
- Увидь ещё и наше уважительное отношение к тебе, как к гостю.
После чая спутники отправились в синагогу. Антоний был там  почётным гостем, и у него там было своё место. Никто не заставлял его туда приходить.  Ему самому интересно было слушать обсуждаемые в синагоге вещи. Вникать в смысл произносимых молитв. Но в дискуссии он вступал крайне редко. Чаще всего он тихо переспрашивал Самсона о непонятных ему вещах, и тот так же тихо их ему разъяснял. Но в этот день речь зашла о Мессии. Сыне Бога Живаго, которого Сам Бог пришлёт к людям своего народа. Что Он станет царём  и избавит евреев от угнетения и все народы покорятся Ему. И будет Он творить всякие чудеса, которые невозможно делать простому человеку. Этого Антоний пропустить не мог и сразу спросил у собрания:
- А как вы узнаете Его? Ну, когда Он придёт к вам.
Наступила гнетущая тишина. Антоний  сразу смекнул: ну кто же захочет выдать римскому сотнику Мессию, который должен освободить евреев от римского владычества? Истолковав так молчание евреев в синагоге, он встал и сказал:
- Ладно, я не буду вас отвлекать своими вопросами, но если бы Сам Сын Божий появился передо мной, я, хоть и другой веры, сразу бы покорился Ему.
После этого Антоний, в сопровождении верного Фазееля, вышел, но молчание после его ухода ещё продлилось, пока Самсон не спросил у присутствующих:
- Братья. А действительно, как мы узнаем Его?******
 
                гл.3
 
- Чудной ваш народ, Фазеелька. Да если бы у нас, римлян, хоть намёк был на пришествие от главного  Бога Его Сына, у нас бы караульные стояли везде, где только можно зимой, летом, осенью и весной.
- А откуда ты знаешь, Антоний? Может быть и стоят часовые в ожидании? Я от людей про зелотов******* слышал. Так те, говорят, готовы Мессии армию предоставить, когда Он придёт. Может их караульные и ждут. Только зачем это разглашать?
- А и то верно. И я бы не разглашал. Ну, да ладно. Пусть каждый делает своё дело. Зелоты пусть ждут Мессию, а мы пойдём нести нашу гарнизонную службу.
Дни потянулись один за другим как верблюды в караване, похожие друг на друга и нагруженные тяжестью повседневных забот.  Ранним утром Капернаум суетливо начинал день  криками рыночных торговцев, которые уже перед рассветом выносили на рынок выловленную рыбаками за ночь рыбу. Рыба в пресноводном Генисаретском озере, которое люди гордо называли Галилейским морем, была необычной на вкус. Её охотно покупали и засаливали впрок. В этом озере даже вода была необычной. Чистая и прозрачная, она имела свойство охлаждаться в знойный день, если её  набирали в глиняный  кувшин и просто ставили в тень.  Если кто-то попробовал бы предположить, что этими свойствами вода из озера обязана глиняному сосуду, способному пропускать сквозь собственные стенки в малых количествах влагу, от испарения которой и охлаждается сосуд, его просто  признали бы невежей. Все люди проживающие на берегу Генисаретского озера  хорошо разбирались и в воде, и в глине, и в человеческом невежестве.

Антоний жил в отдельном доме, выстроенном его предшественником рядом с преторией. Дом всегда охраняли два легионера, которые в тени тутовника не уставали предаваться игре в кости. Во двор дома они не заходили, да и что было там делать? Обедать и ужинать они отправлялись  в преторию, сменяя друг друга, но вода в изобилии всегда была в высеченном из базальта большом каменном водоносе, напоминающем бочку. Заполнять водонос свежей водой каждое утро, было обязанностью Фазееля. Для этого он шёл к ручью возле претории и наполнял принесённые с собой мехи, которые, в отличие от кувшинов, удобно было носить на плече.
За пару месяцев до пасхи с Фазеелем случилось несчастье. Возвращаясь от ручья с полными мехами воды, он решил, как обычно, перепрыгнуть с одного камня на другой. Прыжок оказался неточным. Фазеель подвернул  ногу и упал спиной на  камень, с которого прыгнул. Удар в спину оказался очень сильным. Фазеель скорчился от боли, но когда он попытался подняться, ничего у него не получилось. Ноги не слушались его. Он попробовал подозвать кого-то, но крик был настолько слабым, что он сам не узнал своего голоса. Немного времени спустя, легионеры принесли его домой. Антоний попытался посадить Фазееля, но это вызвало у парня сильные приступы боли и он отказался от этой затеи. Рахель была вне себя от горя.
- Успокойся, Рахель. Фазеель поправится. – Утешал Антоний супругу, но она его не слышала. Мать боль своего ребёнка всегда слышит сильнее, чем чьи-то слова.
Так прошло две недели. Фазеель перестал чувствовать боль, но ног своих он так же не чувствовал. Они не слушались его. Непривычно было всё. Лежать без движения, испражняться под себя и стыдиться того, что мать  обмывает его. Постоянно видеть мать плачущей. Он мог поклясться, что Рахель сразу постарела лет на десять. Плохо было всё вокруг. Только Антоний всегда подходил к нему, не выказывая и тени беспокойства относительно его, Фазееля положения. Как всегда, он рассказывал  свои многочисленные житейские истории и всем видом своим давал понять, что ничего особенного не произошло. Поначалу Фазеель даже не вникал в его рассказы. Боль мешала ему сосредоточиться. Но теперь он уже ждал, когда войдёт Антоний и что-то расскажет. С его приходом в сердце Фазееля появлялась какая-то слабенькая, но уверенность в том, что он обязательно поправится.
- Ничего, ничего, Фазеель. Немного полежишь и начнём тренироваться прямо в постели. Пусть боль пройдёт, а там посмотрим. Я из тебя сделаю настоящего легионера. Ты думаешь мне не приходилось иметь дело с расслабленными?
Фазеель не знал, что Антоний попросту врёт. Осмотревший его в первый же день лекарь сразу сказал ему, что Фазеелю уже не встать. Расслабленные так и живут до смерти в постели. Ноги начнут усыхать, но человек их всё равно не увидит.
Однажды в дом Антония пришёл Самсон. Они с Антонием долго сидели с Фазеелем, пытаясь отвлечь его своими разговорами, а потом ушли во двор пить чай.
- Видишь, твоя Рахель настоящая иудейка. Она чай нам подаёт, как положено у нас. – Отметил Самсон.
- Да она никогда для меня так тщательно посуду не моет. – Ответил Антоний.- Мы и без этого друг друга понимаем.
- Ну, ты же не иудей. Зачем тебе соблюдать наши законы?
- Знаешь, если бы это Фазеельке помогло, я тебе клянусь,  все ваши законы соблюдал бы. Так парня жалко. Такой добрый по натуре. Какой из него легионер? Он даже и мухи обидеть не сможет.
- Дааа. – Протянул Самсон. – Но я к тебе как раз по этому вопросу пришёл.  У нас в Капернауме поселился пару дней назад некто Иисус Назорей. Кто Он, я не знаю, но он уже в Капернауме излечил много людей. Даже расслабленного. Обратись к Нему. Пусть придёт к Фазеелю.
- Он иудей?
- Конечно.
- Из священства?
- Да вроде нет, но когда  закону учит, по Писанию рассказывает так, словно  книжник и даже лучше. Он весь наш Закон и пророков наизусть знает. Все в удивлении слушают Его. Люди ходят за Ним повсюду, чтобы слушать Его речи.
Антоний молча выслушал Самсона и, немного подумав, сказал:
- Я вот что подумал.  А, может быть, ты поможешь мне обратиться к Нему с просьбой? Ну, насчёт Фазееля.
-Так ты сам к Нему обратись.
- Понимаешь, я не вашей веры. Я не могу обратиться к иудею, который может быть, Сам Сын Божий.
- Ну, ты скажешь, тоже?
-  Да я ничего не говорю. Но ты попроси Его за Фазееля. Скажи по честному, мол я тебя попросил обратиться к нему, поскольку я есть язычник. И попроси Его вылечить моего расслабленного  слугу. Он же служит мне. Попроси так. Иисус Назорей всё поймёт. Я почему-то уверен.
- Хорошо, Антоний. Завтра же я сделаю это. Я бы снгодня пошел к Не у, но сегодня Иисус Назорей ушёл из города.
На том и порешили. Самсон попрощался с Фазеелем и Антонием, и отправился прямо к старейшине синагоги Илие, которому рассказал всё о просьбе Антония.
- Слушай, Самсон, я для Антония всё что нужно, сделаю. Он, конечно, не наш, но он построил для нас синагогу. Он не мешает нам жить и просит не для себя. Я возьму с собой ещё двоих старейшин и все вместе мы подойдём и попросим Иисуса Назорея.
- Спасибо, Илия. Я сам не смог бы так красиво всё сказать, как это сделаешь ты. Помоги тебе Бог.
 
                гл.4
 
Утром Самсон пришёл к Антонию и рассказал о том, что сам Илия пойдёт просить Назорея вылечить Фазееля.
- Эх, нехорошо будет, если Иисус Назорей войдёт под кров мой. У меня вон статуэтка бога войны, Марса стоит. Нехорошо.
- Так ты вынеси её из дома.
- И что это поменяет? Мне, чтобы уверовать в Единого Бога, мало просто вынести статуэтку. Мне нужно принять Его как истину, а это не просто. Он то всё сразу увидит. А я даже не знаю, как это сделать.  Ты вот что.  Пойди и если увидишь, что Иисус Назорей направляется к нам, скажи Ему, пусть не оскверняет себя приходом в мой дом, а скажет только одно слово и выздоровеет мой слуга.
-Да что Он по твоему, сам Бог?
- Даже если Сын Божий.
-Ну, ты скажешь. Ты веришь, что Иисус Назорей Сын Бога Живаго?
- Я верю, что если это так, то одного Его слова будет  достаточно. Если я, простой центурион, имею воинов, которым приказываю, и они выполняют мои приказания, то и Он одним словом своим вылечит Фазееля. И не нужно Ему осквернять себя в моём доме.
- Эх, не забыть бы слов твоих.
- Не забудешь. Ты не о словах думай, а о деле. А я буду стоять около дома, и смотреть на тебя с другом твоим.
Самсон почесал затылок, но переспрашивать ничего не стал.

                гл.5
 
Иисус Христос возвращался в Капернаум в сопровождении многих людей, которые теснили его со всех сторон. Неожиданно к нему подошёл прокажённый и попросил:
- Если хочешь меня очистить, очисти.
Господь строго взглянул на него. Прокажённый не имел права приближаться к городу.  Всё же Он ответил прокажённому:
- Хочу. Очистись.- и прикоснулся к нему.
Проказа тут же сошла с несчастного и Господь  поручил ему пойти и показаться священнику. Удивлённые чудесным исцелением прокажённого, люди стоявшие рядом, наперебой рассказывали о случившемся тем, кто из-за многолюдности не смог увидеть этого чуда. Господь же не стал задерживаться и отправился в город. Народ, словно опомнившись снова ринулся за Ним толпой и многие обогнали Его. Вдруг, все расступились и перед Иисусом оказались трое иудейских старейшин, смиренно ожидающих Его прямо на дороге. Когда Он посмотрел им в глаза, Илия сказал:
- "У нас в Капернауме есть сотник. Он попросил нас обратиться к Тебе с просьбой, вылечить его расслабленного слугу, который не встаёт и жестоко страдает. Он сам не решился просить тебя, поскольку он язычник, но слуга его дорог ему и он совсем ещё молод. Сам сотник достоин того, чтобы Ты сделал для него это. Он любит народ наш и построил нам синагогу."******
Иисус Христос улыбнулся и пошёл вслед за старейшинами. Однако, не доходя до дома Антония двух стадий их встретили Самсон с другом. Самсон извинился и сказал Иисусу Назорею:
-  Сотник попросил передать. « Не трудись. Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой; потому и себя самого не почёл я достойным придти к Тебе, но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идёт; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.»******
Услышав это Иисус удивился и обратившись сказал идущему за Ним народу: «Сказываю вам, что и в Израеле не нашёл я такой веры.»******
А Антоний стоял у стены дома своего и смотрел, как Самсон остановил Господа и разговаривал с Ним. Ему было не по себе от того, что не принял он у себя Иисуса Назорея.  Не в правилах Антония было проявлять негостеприимство, но не мог он иначе. А вдруг это Сам Сын Божий!? Антоний  видел, как Иисус Назорей повернул от него в другую сторону и ему даже стало досадно от того, но тут его кто-то тронул за плечо.
- Да, Рахель. Чего ты хотела? – Спросил Антоний упавшим голосом и в ответ услышал невероятное:
- Это я, Фазеель.
Антоний оглянулся. Фазеель стоял перед ним! На собственных ногах! На его, дотоле бледном как сама смерть лице, горел здоровый румянец!
- Рахель, Рахель – заорал Антоний. – Иди сюда. Господь сжалился над нашим сыном. Да где же ты, женщина?
Рахель выскочила из-за дома и, увидев Фазееля стоящим на ногах,  обомлела и опустилась в изнеможении на колени не в силах поверить увиденному, но через мгновение она, обливаясь слезами, уже обнимала сына всё ещё не веря в случившееся. В этот момент в калитку  вошли Самсон с другом. Найдя Фазееля выздоровевшим, Самсон сказал:
- Одно только слово Он сказал.  Только одно слово.
- Будь я проклят, если Иисус Назорей не Сын Божий. – Ответил Антоний, и тут же крикнул: - Фазеель, ты можешь идти?
- Да, Антоний.- Ответил юноша.
- Собирайся. Мы с тобой идём за Сыном Божиим.
Фазеель молча бросился выполнять приказание, а Самсон спросил Антония:
- Ты хочешь пойти, чтобы покориться Ему?
Антоний усмехнулся.
- Я Ему покорился в тот момент, когда Он исцелил Фазееля. Мы просто пойдём за Ним. А ты?
 Солнце улыбалось своим полуденным зноем, провожая четверых путников. Очень  спешащих  путников. Им было безразлично, куда пойдёт Учитель, лишь бы идти с Ним. Учитель шёл в сторону города Наин.

*стадия - расстояние равное приблизительно 125 метрам.
**синагога – в древней Иудее храм Богу был только в Иерусалиме. Только там можно было приносить жертвоприношения. Синагогами же называли молельные дома, в которых по субботам и в праздники собирались местные жители для изучения свидетельств иудейских пророков, пятикнижия Моисея и других книг.
***гастаты- в римском войске так называли копьеносцев. Брали туда мужчин от 25, до 35 лет.
****принципы – наиболее опытные бойцы от 35, до 45 лет, которые шли за гастатами и вступали в бой только в случае прорыва неприятелем линии гастатов. Решение боя в принципе, означало тяжёлые последствия боя из-за больших потерь среди гастатов.
*****триарии- бойцы от 45 лет, которые шли в бой после принципов и гастатов, но в бою принимали участие только в случае бегства с поля боя тех и других. Задачей триариев было сдерживание наступающего противника ценой собственной жизни, чтобы дать возможность отступить и перегруппироваться легиону. Такое случалось крайне редко. В таких случаях говорили: «дело  дошло до триариев.»
****** - согласно пророчеству  из книги пророка Даниила, Мессия должен прийти в времена 2го храма. Ещё пророк Даниил утверждает, что Мессия будет из рода царя Давида. Его родословную можно будет проверить в храмовых книгах, которые во времена 2го храма ещё существовали. Так же, в пророчестве есть утверждение, что Мессия придёт через 483 года после принятия решения персидским царём о  восстановлении второго храма.
Стр.8.
 Мессия пришёл  в предсказанные сроки. Второй  храм был разрушен. Пророчество сбылось.
 Историки до сих пор спорят  относительно  месторасположения 2го храма. Часть территории застроена мечетью Аль Акса, одной из исламских святынь.
******* Евангелие от Луки.
******** Зелоты- иудейская религиозная секта разделяющая верования фарисеев, но отличающаяся от них решимостью к действиям. Как и фарисеи, они ожидали прихода Мессии, но готовили себя к тому, чтобы вступить в ряды Его армии. Как люди простые, они считали, что без армии Сыну Божьему не обойтись.


Следующее произведение сборника "Евангельские рассказы".
http://proza.ru/2019/09/01/1032








               


Рецензии
Приветствую, Юрий! Спасибо за рекомендацию прочесть Ваши Евангельские рассказы.
Вижу, Вы провели огромную работу по реконструкции Евангелия, приближению его к нам. Надо сказать, что я плохо знаю и само Евангелие, и то время, которое здесь описывается, поэтому критически судить о Вашем произведении некорректно. Что-то меня заставило задуматься, но чтобы это понять, надо глубоко погружаться в историю, иначе будет дилетантизм. Не обессудьте, но мне понравился комментарий Алексея Аксельрода. Похоже, он в теме. Вероятно, Вам будет интереснее и полезнее общаться с ним по этом плане.
Успехов Вам в творчестве!
С уважением,

Лысенко Светлана   17.12.2023 14:57     Заявить о нарушении
Алексей один из лучших моих рецензентов, но он не в теме. Если можно так выразиться.

Иногда я слышу расхожую фразу, мол каждый нормальный человек должен хотя бы раз в жизни прочитать Евангелие. Честно говоря, смешно такое слушать. Евангелие нужно не просто прочитать. Этого мало.

Юрий Лазин   17.12.2023 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.