Дивеевский самородок

С творчеством замечательного самобытного поэта Михаила Алексеевича Тимонина я познакомился лет десять тому назад, когда в Дивеевской центральной библиотеке случайно наткнулся на сборник стихов. Книга, изданная нижегородским издательством «Литера», называлась «На коромысле радуги-дуги». Стоило мне заглянуть в книгу, как оторваться я уже не мог. Целиком погрузился в волшебный, сказочный и добрый мир автора.
Стихи Михаила Алексеевича чисты, как родниковая водица, живые, проникают в самую глубину души читателя.
«Зима дрожащими осинами качает полную луну, примерзли перьями гусиными узоры к светлому окну», «Свищут птицы в дудочки…», «Под светлым ливнем мокнет дуб лохматый…», «Иголкой острой пуговку ежиха вновь пришивает к вороту ежу…», «Побежал в серебряной рубашке шаловливым мальчиком ручей…» Эти строки написаны человеком, который любил свою родину – Нижегородский край, Дивеевский район. Крохотная букашка, улыбка солнца, капелька росы, кудрявая березка, опавший осенний листок были для Михаила Алексеевича живыми героями, которых он и воспевал в поэзии.
Так мог писать только человек с добрым и чутким сердцем. Хотя немало трудностей выпало на долю поэта. Это и ранний уход матери, и нищета, тяжелый крестьянский труд, война, которую он прошел солдатом, частичная потеря слуха. И все же не загрубело сердце поэта. Наоборот, с еще большей добротой и нежностью смотрело на этот мир и находило в нем все самое прекрасное. Многие творческие люди начинали свой большой путь из глубинки, и Тимонин был одним из них, самородком, нигде не учившемуся стихосложению.

«В город Горький, в город древний,
Где шумит листвой откос,
Я приехал из деревни
    И стихи с собой привез.
В прорезиненной спецовке,
В легких лапотках из лык
Прохожу я по Свердловке,
Я, дивеевский мужик!..»

Особую радость и гордость ощущаю каждый раз, когда читаю стихи Михаила Тимонина – моего земляка. Во многих строках узнаются дивеевские просторы. Пруд за околицей села, узкая сельская улица, родники, необъятная широта полей, золотые колокола церквей и храма. Богатствами этими любовался когда-то поэт-фронтовик. И под утреннюю зорьку рождались новые стихи. Вдохновляла поэта земля Нижегородская и сеяла мозолистая трудовая ладонь разумное, доброе, вечное. 
Обидно, что поэзия Михаила Тимонина знакома лишь очень узкому кругу людей. Попросту неизвестна, а где-то и давно уже забыта. Хочется верить, что стихи этого замечательного человека еще громко прозвучат на всю Россию. Прорастут семена, посаженные когда-то давным-давно, и залюбуется, насладится народ богатым, прекрасным и сказочным урожаем.


                Антон Лукин




Михаил Алексеевич Тимонин (1910 – 1977)

Снег давно растаял в поле,
И река чиста, свежа.
Принесли ребята к школе
Утром из лесу ежа.

За густым колхозным садом
Солнце моется в реке.
Облака большим парадом
Развернулись вдалеке.

На веревке у забора
Сохнут белые платки.
В теплом солнечном просторе
Закружились мотыльки.

Покидая темный улей,
За околицу села
Золотой помчалась пулей
Быстрокрылая пчела.

Ветер с юга тихо льется
И несет в простор полей
Стук колес и скрип колодца,
Крепкий запах тополей.

В тихом утреннем тумане
Обняла березу ель.
Петуха петух у бани
Вызывает на дуэль.

                Михаил Тимонин.



СЕНОКОС

Входит зорька в огороды,
Скрылся в небе Звездный Воз.
Не видать в селе народа –
Все ушли на сенокос.

Вся цветет роса от дрожи,
Ветерок да синева.
Ни проезжих, ни прохожих –
Поросята да дрова.

Да петух в репье курчавом
У развилки двух дорог
Лапкой левой, лапкой правой
Разгребает бугорок.

Задевает дым антенну
Близ напудренной трубы.
Месяц выспался на сене
И ушел искать грибы.

                Михаил Тимонин. 1971 г.


Поутру в разливе света
Зашумели глухари,
Сыроежки жарит лето
На большом костре зари.

Заплетает кудри вика,
Сок готовя для пчелы.
Сыплет звезды земляника
На зеленые столы.

Трактористы встали рано,
А вдали наперебой
Ходят тучи с барабаном
По дороге голубой.

                Михаил Тимонин.



Последний грибок
Я в деревню несу,
Становиться холодно
Птицам в лесу.

Трава потеряла
И запах, и цвет.
С холодным туманом
Приходит рассвет.

В березовой роще
Не слышно «ку-ку»,
Скучают опята
У пня на боку.

От ветра холодного
Тихо дрожа,
Дуб желудем целится
В спину ежа.

                Михаил Тимонин.




         ПЕТУХ

Горластый петух
На дощатом заборе
Поет во всю мощь
Про весенние зори.

Он ветку задел
Гребешком золотистым,
На цыпочках ходит
Дворовым артистом.

Колхозник к реке
За околицу вышел,
Он голос весны
Из-за леса услышал.

Она где-то близко,
Она где-то рядом,
Готовит цветы
Для большого парада.

Нектар припасает
Сиреням и розам,
Из прочного шелка
Сережки березам.

А в поле под дымкою
Рожь молодая
Готовиться праздновать
Первое мая.

                Михаил Тимонин.


   МОЛОДОЙ АПРЕЛЬ

Лес к весне прислушался,
   позабыв усталость,
   заползает зелень
   дымкой на холмы.
Под корягой скорченной
   в логове осталось
   ледяное блюдце
   бабушки-зимы.
На кусте черемухи
   пьет росу синичка,
   иглами густыми
   ловит звуки ель.
К фитильку подснежника
   голубую спичку
   в сумраке подносит
   молодой апрель.

                Михаил Тимонин.



      ЛЕТНИЙ ПОЛДЕНЬ

К реке бегут купаться дети,
За рощей окрик пастуха,
С листвой заигрывая, ветер
Пушинку сбросил с петуха.

На речке с бочкой мокнут дроги,
Воронкой пыль летит под мост,
Поймал репейник у дороги
Теленка рыжего за хвост.

                Михаил Тимонин.



ЛЕСНАЯ СКАЗКА

К исходу дня уставшая ворона
Здесь отдыхать садиться на сучок.
В свой кабинет лесной по телефону
Вновь вызывает муху паучок.

И облака, уставшие в полете,
Проникнуть вдаль под вечер не спешат.
Лягушки-мамы в розовом болоте
На сон грядущий моют лягушат.

В лесной глуши торжественно и тихо.
Луч не находит зарослей межу.
Иголкой острой пуговку ежиха
Вновь пришивает к вороту ежу.

                Михаил Тимонин.




Ветер бродит, как медведь по сучьям,
Листья рвет зеленые с берез,
За горой весенней черной тучей
Гром гремит раскатами колес.

Я стою под вязом у калитки,
За разрядом молнии следя.
По стеклу прямой прозрачной ниткой
Протянулась капелька дождя.

Раздвигая в стороны ромашки,
Подмывая груду кирпичей,
Побежал в серебряной рубашке
Шаловливым мальчиком ручей.

                Михаил Тимонин.



Я люблю в траве бродить по пояс,
Когда в поле вдоволь натружусь.
Я дождем серебряным умоюсь,
Полотенцем радуги утрусь.

А когда настанет летний вечер,
Небо спрячет тихую зарю,
Выхожу я месяцу навстречу,
За оградой с рожью говорю.

Я к колосьям подойду поближе,
Наступая на ночную тень.
Запою, когда вдали увижу
Огоньки далеких деревень.

Я вдыхаю в поле запах хлеба.
Мир на сказку чудную похож.
Я люблю, когда ночное небо
Сыплет звезды вечные на рожь.

                Михаил Тимонин.


               У РЕКИ

Вода до дна реки прогрета,
Кузнечик пляшет на лугу.
Меня крылом зеленым лето
Баюкает на берегу.

В родном краю давно я не был –
Гасил войны большой пожар.
Теперь бросает солнце с неба
На грудь мне бронзовый загар.

Качает ветер над заливом
Паучью тонкую струну.
Водой затопленные нивы
Ласкают чистую волну.

Домой вернулся я с победой,
Прошел великий ратный путь.
Родимый край пришел проведать,
На речку тихую взглянуть.

                Михаил Тимонин. 1945 г.



     НОЧНОЕ ПОЛЕ

Костер пылает
Краснокрылой птицей.
В уснувшей чаще филины орут.
Над молодыми всходами пшеницы

Уснул горбатым карликом хомут.
Траву прохладой ветер поливает.
Глядит звезда с улыбкой на весну.
У речки кони жажду утоляют,

Жуют губами мокрыми луну.
Пузырясь маслом, запыхтела каша.
Струиться пар
Над черным чугуном.

Не уставая, трактор землю пашет
И золотит кустарник фонарем.
И, как живые, на колхозном поле
Шипят на светлых лемехах пласты…

Люблю полей
Широкое раздолье,
Люблю костер
Под шапкой темноты.

                Михаил Тимонин. 1946 г.



       ДЕВУШКИ

В озере качается
Радуга-дуга.
Из деревни девушки
Вышли на луга.

С песней колокольчики
На букеты рвут.
В майский вечер летчики
К девушкам придут.

Над лугами сочными
Выстроившись в ряд,
Самолеты звездами
По небу летят.

Заслужили соколы
Славу на века.
Белыми канатами
Вяжут облака.

Пусть не видят летчики
Милых с высоты,
Ждет любовь их девичья,
Песни и цветы.

                Михаил Тимонин.



Все реже отдых, чаще перегрузки
И в волосах – нежданный первый снег.
Все чаще вспоминается: я – русский,
Не бедный и не серый человек.

Я видел Русь – в опорках, в рваной шляпе
Она просила хлеба под окном.
Но пел мне о дубинушке Шаляпин,
И Стенька Разин угощал вином.

Я в мыслях был у юного Максима,
Бродившего часами у реки.
И это мне окутанные дымом
Не раз желали счастья бурлаки.

Я славил солнце вешнее и небо,
Мне улыбались небо и трава.
Но, честно жизнь прожив, ни разу не был
Иваном я, не помнящим родства.

                Михаил Тимонин.





         В РОДНОМ КРАЮ

Я опять в Дивеевском районе.
Слышу окрик детства за тропой.
Облака спокойный ветер гонит,
Как пастух овец на водопой.

Дарит небо жаворонка голос,
Заглянуло солнышко в зенит.
На полях колхозных каждый колос
Золотым бубенчиком звенит.

Не видать хлебам высоким края,
Возле стана дремлет летний зной.
Я к груди колосья прижимаю,
Утопая в глубине ржаной.

                Михаил Тимонин.





































   


Рецензии