Одинокий бездомный

Данная пьеса основана на реальных событиях. Это произошло в моей жизни. Я встретила бездомного человека и стала общаться с ним, сидя на его одинокой скамье. Он был грязным и плохо пах, но я не смогла от него отвернуться. Я стала приходить к нему чаще и проносить его любимые вареные яйца, пекла для него печенье, иногда приносила круасаны. Мы мило общались, пока однажды его не забрали в больницу. Он провел там несколько недель или месяцев и после вернулся. Когда я встретила его снова, я увидела, что человек очень ослаб и плохо выглядил. У  меня было предчувствие, что он покидает меня. Так и было. Однажды, я пришла на место, где он жил, и его уже не было. Продавщица газет сказала, что он умер. Это произошло 8-го февраля 2019 года. Я до сих пор помню его имя, как он выглядел и наши разговоры. В пьесе я кратко описала наши встречи. Конечно, их было намного больше и общение наше было разнообразнее. Но, чтобы максимально передать дух атмосферы созданной между нами, не обязательно набрасывать горы текстов и сюжетов. Сейчас я изредка скучаю и думаю о нем. Его звали Владислав. Я прошу у Бога прощение за то, что однажды немного отвернулась от него. Это был внутренний порыв – и, видимо, именно в этот момент он собирался покинуть земной план. Благодарю за эту незабываему встречу. Благодарю за все.

Действующие лица:
Б – бездомный
П – продавщица газет
Д – девушка
Массовка (1 эпизод)
Семья: сестра и племянник (1 эпизод)

Основные реквизиты: скамья со спинкой, уличный фонарь, пляжный большой зонт, маленький столик для продажи газет, газеты, электрический чайник, кофе, стаканчики, коробка для денег


Встреча первая

Занавес открывается (или медленно загорается свет).  На сцене одинокая скамья, на ней одиноко спит бездомный. Высокий уличный фонарь светит прямо на него, над бездомным – пляжный большой зонт. Он неряшливо и грязно одет – на ногах ботинки с одноразовыми бахилами, на теле тонкий дождевик. Недалеко в углу – стоит взрослая женщина и продает газеты с кофе (маленький столик с разложенными газетами, рядом электрический чайник и стаканчики для кофе).
Не спеша, на работу идет молодая девушка. Она слушает музыку в наушниках и пьет кофе. Бездомный почувствовал приближение человека и повернулся.

Б. – Здравствуйте, можно Вас попросить? Купить мне мороженое (в глазах накатывает грусть, но жалости она не вызывает).
Девушка остановилась, не понимая что делать. Недоверчиво посмотрела на него, но не ушла. Она будто почувствовала что-то родное и близкое от него, и просто захотела ему помочь. Ведь он не просил ее купить алкоголь или сигареты, не выпрашивал денег. Он всего лишь хотел обычное морожено, и даже более, давал за него денег.
Д. – Вы скажите где купить? (все еще не доверяя)
Б. – Здесь рядышком есть магазин. Вот, возьмите (ищет деньги в кармане и протягивает)… и себе купите. Я безума от белого в стаканчике. Пломбир. Я так люблю его. Давно не ел его.
Девушка не отказалась взять деньги. Для нее это была больше проверка человека. Она хотела больше понять его и потому взяла их.
Д. – Хорошо, я скоро вернусь (ушла)
Девушка ушла. После вернулась (небольшое затемнени на время ухода).
Д. – Я Вас угощаю (протянула его же деньги и мороженое).
Б. – Вы себе не купили?
Д. – Нет, я не хочу.
Б. – Спасибо. Вы добрая и светлая.
Д. – На здоровье. Извините, я спешу на работу (смотрит на часы и собирается уходить).
Б.  – Буду рад Вас видеть еще. И знаете что? Приносите вареные яйца. Я их очень люблю, правда. Если есть, приносите. Буду очень благодарен.
Девушка продолжала не доверять ему, и ответила
Д. – Постараюсь.
Б. – Я надеюсь, мы еще увидимся.
Медленно гаснет свет.


Встреча вторая

Медленно загорается свет.
На скамье все также лежит бездомный. Продавщица продает газеты. Вот, снова идет девушка. Но теперь уже целенаправлено к бездомному. На этот раз она присела возле него.
Д. – Как Ваше самочувствие?
Б.  – Хорошо, но одиноко. Вы мне что-то принесли?
Д. – Да, я принесла Вам яиц, как вы просили (достает из сумки парочку яиц).
Б. – О, спасибо (начинает кушать). Хорошо.. ммм.. хорошо сварены (пауза). А вы знаете, я хорошо разбираюсь в людях. Я изучал почерки людей – могу многое о них сказать.
Д.  – Так Вы почеркист?
Б. – Да, хоть и часто вижу людей даже без почерка.
Д. – А что можете сказать обо мне?
Б. – Вам завидуют коллеги на работу. Очень завидуют.
Д. – Наверное, моей новой должности. Так?
Б. – Думаю, да. Вас повысили?
Д. – Немного. (задумчивый не понимающий вид).
Б. – Вы светлый и добрый человек. Вам будет нелегко. Но Вы справитесь.
Д. – Очень надеюсь на это (вздыхая).
Б. – Я хочу попросить Вас. Купите у Аллы кофе, пожалуйста.
Д. – Кто такая Алла?
Б. – Там за углом. Она продает газеты и кофе. Она моя мама. Иногда приносит еду. Заботится обо мне.
Девушка отошла, что купить кофе. Она вернулась, и общение продолжилось.
Девушка смотрит не прохожих.
Д. – Не очень щедрые люди в наше время.
Б. – Не всегда. Иногда я получаю от них много.
Д. – Да, но я смотрю они проходят мимо в основном. Вас как-будто боятся.
Б. – Когда-то я зарабатывал тем, что анализировал почерки люди. Ко мне приходили богатые и статные люди, сами депутаты приходили.  Они хорошо платили, и я был доволен своей жизнью.
Д. – Что же сейчас?
Б. – Сейчас меня оставили. Эта тема никому не нужна от того, кто сидит на улице и у кого над головой только зонт.
Д. – Почему вы здесь? Где родные и близкие? И как Вас зовут?
Б. – Я Владислав. Меня бросила жена и отобрала квартиру. Просто выбила ее у меня обманом. Долго рассказывать… Эх, не хочу. Что делать и куда идти я не знаю. Все родственники разъехались. Мой сын во Львове, а я остался один здесь. Кому я нужен старый и вонючий?
Д. – Это все очень грустно. Но Вы же должны где-то жить. Так нельзя – постоянно на улице. А прийдет зима, как Вы выживете?
Б. – Куда мне идти? Дома нет. Никто не возьмет к себе. Да и жить в четерых стенах – не для меня. А здесь я свободен. Понимаете?
Д. – Не совсем… Но как же зима?
Б. – Ох, уж эта зима. Не боюсь я ее (слегка раздраженно и на повышеном тоне). Я могу пожить и в гостинице. Но кто меня туда впустит? Еле хожу. Ноги-то больные. Старый… Никому не нужный… (повторяя свою ненужность).
Д. – Это глупости! Перестаньте так говорить. Нужно придумать что-то. Алла может Вас приютить?
Б. – Нет, у Аллы муж и дети. Куда еще я ей – старая абуза.
Д. – Плохо.
Б. – Вы живете одна? Далеко?
Д. – Поселок Котовского. Час езды, если с пробками.
Б. – Возьмите меня к себе (слегка хитря). Я каждое утро буду готовить Вам завтраки, буду следить за чистотой дома.
Д. –  Да, но я ее снимаю. Квартира не моя. Не разрешат. Выгонят меня, нас обоих выгонят.
Б. – Беда. Я ведь трудоголик. Работать люблю и хочу. Но здоровье не позволяет. Ноги не ходят.
Д. –  Вам бы устроиться охранником или консьержем. И жилье иногда дают таким.
Б. – Да, но где такое найти….
Д. – Да уж…
Оба сидят задумчиво.
Медленно гаснет свет.


Встреча третья

Медленно загорается свет.
Девушка гуляет по пути работу. Бездомный спит. Остановившись возле продавщицы газет, она решила с ней пообщаться.
Д. – Доброе утро. Сделайте, пожалуйста, кофе.
П. – Для Владислава?
Д. – Да
П. –  Хитрый он
Д. – Почему?
П. – Мы предлагали ему несколько мест, где можно жить. А он отказывается. Ото всюду сбегает.
Д. – Очень странное поведение.
П. – И мне не понятно почему. Постоянно сбегает.
Д. – Я думала, ему негде жить. А он…
П. – Он хитер. То хочет, то не хочет. Потом даю тему жилье – может, не самое комфортное, но всеже лучше, чем жить на улице.
Д. – Попробую узнать у него.
Девушка подошла с кофе к бездомному
Б. Вы принесли кофе. Спасибо Вам большое.
Д. – Скажите, а почему Вы отказывались от жилья, которое Вам предлагали? Алла мне все рассказала.
Б. – Потому что я не могу в них жить. Я хочу быть свободным.
Д. – Но жить где-то нужно.
Б. – Понимаете, там люди. Они заставляют меня что-то делать или не делать. Я так не могу. Я хочу быть свободным.
Д. – Т.е. Вы готовы жить на улице ради свободы?
Б. – Да. Потому что нет ничего важнее свободы.
Д. – Но как Вы выживете зимой?
Б. – Легко. Я пережил одну зиму, переживу и вторую.
Д. – Хотела бы я Вам помочь…. (задумчиво)
Б. – Если только пригласите жить к себе (шутя и улыбаясь).
Медленно гаснет свет.


Встреча четвертая

Медленно загорается свет.
Девушка гуляет со своей семьей (сестра и племянник). Бездомный спит на скамье.  Продавщицы газет нет. Вместо нее рядом веселятся люди. Кто-то играет в бубен, кто-то – танцует. Вокруг шумно и празднично.
Девушка заглянула в карман своей куртки и нашла конфет. Она поняла, что она здесь гуляет с семьей, а бездомный один спит на скамье в одиночестве – когда вокруг шумно и празднично. Врядли ему так весело на душе как им всем, ведь в одиночестве хочется только кричать волком.
Она подошла к нему. Бездомный открыл глаза, и обрадовался.
Б. – А я так рад Вас видеть!
Д. – И я рада (у нее открывается доверие)
Б. – Знаете, Вы мой англ-хранитель. Мой свет и моя надежда.
Сердце девушки затрепетало. Она никогда не ожидала услышать от него такого. В этот момент она стала капельку ближе с ним.
Д. – Помните, у Вас есть еще Алла.
Б. – Алла мне как мама. А вы мой свет.
Д. – Спасибо большое. Такое приятно слышать.
Когда бездомный привстал, чтобы съесть конфет, девушка нашла у него маленькое изображение Божьей Матери.
Д. – Ваша иконка? (протянула ему изображение)
Б. – Да. Она меня охраняет. Дайте ее сюда. (взял и спрятал в шапку). Спасибо.
Д. – И Вам спасибо за то, что Вы есть.
Б. – Каждый день Вас жду. Приходите. И яйца не забывайте.
Д. – Хорошо. Я ушла. Оторвалась от родни. Они меня ищут, наверное. Не хотела им говорить о Вас. Не поймут. Скоро увидимся!
Девушка попрощалась с ним. Занавес закрывается или медленно гаснет свет.
Медленно гаснет свет.


Встреча пятая

Медленно загорается свет.
Девушка подошла к бездомному. Он один и продавщица газет за углом.
Д. – угощайтесь круассаном.
Б. – Благодарю, я очень голоден.
Д. – Вот Вам еще печенье. Я сама пекла.
Б. – Спасибо.  А яйца, вы принесли?
Д. (вот наглый, подумала она) – Сегодня я без них.
Б. – Очень хочу. Принесите в следующий раз.
Д. – Ну, постараюсь (не довольно ответила она).
Пока бездомный ел круассан, девушка поставила кофе на скамью. Бездомный не упустил момент и взял ее кофе пить.
Б. – Какой вкусный кофе. Где Вы его купили? А можете купить мне еще?
Д. – Да, но Вы выпили только что мое (в легком недоумении)
Б.  – Спасибо очень вкусно. Знаете что. Приносите в следующий раз яиц побольше – штук 10… или нет дюжину. Вы приносите, но совсем мало.
Д. -  Подумаю (недовольно)
Девушка отошла к продавщице газет за кофе и после принесла его бездомному. Бездомный выпил и они продолжили разговор.
Б. – Вы хороша и добрая. Возьмите меня к себе жить!
Д. – Дом не мой. Я не могу.
Б. – Грустно… (допив кофе). Возьмите еще стаканчик.
Д. – Вы сегодня совсем обнаглели.
Б. – Нет, что Вы…  Я просто хочу еще кофе!
Д. –  Больше не пойду. Хватит с Вас.
Б. – Ну, Вы….
Медленно гаснет свет


Встреча шестая

Медленно загорается свет.
Девушка пришла на место, но бездомного нет
Д. – Где он? (спросила она Аллу)
П. – Скорая забрала его. Я вызвала, потому что мороз на улице. Не выживет.
Д. – Тогда понятно.
П. –  Вы можете навестить его в больнице. Он в четвертой больнице.
Д. – Навещу, если получится.
Но девушка ниразу не навестила его. Она часто приходила на место и высматривала, есть ли он. Ей было грустно от того, что она не находила его (смена дней, когда девушка проходит часто место – затухание света и музыка).
Однажды она встретила его. У него был неважный и ослабленный вид. Рана на лице, прикладка медицинская, похожай на костыль. Девушка едва узнала его, на нем была шапка другого цвета.
Б. – Здравствуйте, хорошая сегодня погода!
Д. – Да (едва узнавая, смотрит в глаза).
Б. – Я Вас помню, это Вы приносили мне вареные яйца.
Д. – Да, это было я.
Б. –  Я думал о Вас, каждый день. Вспоминал Вас.
Д.  – Я тоже много думала о Вас
Б. – Я сбежал с больнице. Снова.
Д. – Почему?
Б. – Не могу я, понимате, не могу… Эти режимы, графики… заставляют меня спать ложиться ровно в 10-ть, просыпаться ровно в 8-мь. Потом то не делай, другое… Как на каторге. Я свободный человек, я хочу свободы! Я нахожу ее здесь – вот она (руками показал пространство). Мне здесь хорошо, я готов ради нее потерять эти затхлые серые стены. Здесь все живое, вот мой дом!
Д. – Не представляю как Вы выживете в мороз. И у Вас царапины на лице. Кто побил Вас?
Но сейчас морозы! И Вы в царапинах. Вас побил кто-то?
Б. – Никто. Я упал и ударился об барюр. Ничего, заживет. Старый дурак и нетакое переживет. Я свободен и это главное.
Д. – Я рада за Вас, но как-то это все грустно.
Медленно гаснет свет


Встреча седьмая

Медленно загорается свет.
Через время бездомный и девушка встретились снова. На той же скамье, под тем же зонтом. Все также лежат его вещи рядом и все также неприятно от него пахнет. Бездомный посмотрел на нее радостно встречая.
Б. – Я успел по Вас соскучиться.
Д. – Вот, возьмите поесть. (достала коробчку с едой и несколько вареніз яиц.)
Б. – Я не кушал целый день. Никто не принес ни крошки (пауза, ест, берется за яйца). У Вас есть подставка под яйца и ложечка? Я хочу поесть, но по настоящему – по нормальному.
Д. – А у вас есть нотки аристократизма. К сожалению, ничего нет.
Б. – Да, это я. И мне очень хорошо с Вами. Знаете что?
Д. – Что? (в недоумении)
Б. – Выходите за меня замуж..
Д. – Хм… И что мы с Вами будем делать в замужестве?
Б. – Мы будем любить друг друга и каждый день заниматься любовью.
Д. – Необычно…
Оба понимали, что это шутка. Но в этой шутке было что-то печальное и грустное. Девушку не покидало какое-то странное ощущение, предчувствие… что она его теряет. И эта встреча казалась ей очередной волшебной встречей.
Д. – Мне никто не предлагал замуж. Вы первый.
Б. – Отлично. Меня это радует.
Бездомный поел и они снова сидели вместе.
Б. – Не уходите, побудьте со мной еще немного (он не хотел оставаться в одиночестве).
Д. – Хорошо, я еще с Вами
Б. – Я сейчас схожу за кофе и вернусь. Вы же не уйдете?
Д. – Нет, не уйду.
Бездомный слабо передвигался ногами. Очень медленно он дошел до продавщицы газет Аллы. Купил кофе и вернулся.
Д. – Вы очень слаб.
Б. – Мороз… Забрал у меня силы. Я могу попросить Вас поправить мне обувь?
Обувь не была натянута на всю ногу. Девушка попробовала натянуть истотанные ботинки на ноги, но ничего не вышло. Она сидела с ним еще какое-то время, но уходить не хотела. Это странное чувство не покидало ее. Все же она вынуждена была встать и попращаться с ним.
Д. – Простите, я должна уходить.
Б. – Я быстро.. Допью кофе и Вы пойдете. Хорошо? (переживая и слегка нерничая.)
После того, как бездомный выпил кофе, девушка собралась уходить.
Б. – Я буду Вас ждать. Всегда буду Вас ждать. Вы мой свет, помните.
Д. – Спасибо..
Они попрощались
Медленно гаснет свет




Встреча, которая не состоялась

Медленно загорается свет.
Через несколько дней девушка вернулась на место. Скамья оказалась пусто. Она не увидела ни зонта, ни одежды, ни коробки для денег. Ей стало очень грустно, и она подошла к продавщице газет
Д. – Где Владислав? Я не вижу его. (встревожено)
П. – Он умер (слегка холодным тоном)
Д. – Когда? Как? (встревожено).
П. – Восьмого февраля.
Не найдя слов, она развернулась стало было уходить. Она шла, размышляя о его жизни и о том, что его нет рядом (играет грустная музыка). На душе пусто, и девушка едва сдерживает слезы.
Д. – Спасибо, что ты был со мной (глядя на небо).
Медленно гаснет свет под грустную музыку.


Рецензии