История создания и гибели Чудова монастыря

 1930 год. В Московском Кремле большевиками взорван Чудов монастырь, основанный в 1365 году.
(Главные события 1 октября) – http://www.proza.ru/2019/10/01/919

  «Чудов монастырь (старинные названия – Великая Лавра, или «Чудо»). Кафедральный
мужской монастырь в восточной части Московского Кремля. Основан в 1365 году митрополитом Алексием, был разрушен в 1929-1932 годах. Название происходит от посвящения соборного храма монастыря – во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех.
В 1357 году митрополита Киевского и всея Руси Алексия призвал в Золотую Орду хан Джанибек, чтобы вылечить потерявшую зрение Тайдулу – ханскую мать. По преданию, митрополиту удалось вернуть ей зрение, а в знак благодарности он получил разрешение построить храм в Кремле[7]. На выделенном участке в то время находилась конюшня, на месте которой Алексий заложил деревянную церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех, в народе – «Чудовскую». Там же он основал мужской монастырь и общежитие. Перед кончиной Алексий завещал положить тело в основанный им монастырь за алтарём, а не в храме, но Дмитрий Донской велел перенести тело в храм.

  В монастыре крестили младенцев царского рода – сыновей и дочь Ивана Грозного, в 1629 году – будущего царя Алексея Михайловича, в 1672-м – Петра I, в 1818-м – Александра II. На территории монастыря хоронили монахов, светскую аристократию (князей Трубецких, Куракиных, Хованских) и известных бояр. Его использовали для заточения противников церкви и государства. В числе узников были архипастырь Геннадий, митрополит Исидор, в XVI веке – князь Василий Патрикеев и архиепископ Новгородский Феофил.
В конце XIV века на территории Кремля построили женский Вознесенский монастырь.

                XV-XVIII века

  Лицевой летописный свод, отражающий освещение Церкви Чуда архангела Михаила, XVI век
Чудов монастырь, 1883 год. Могила патриарха Гермогена, 1912 год.
В 1438 году верх Церкви Чуда архангела Михаила обрушился, здание снесли и на его месте поставили богаче украшенную каменную церковь, но меньших размеров. Уже в 1501 году она была разобрана, спустя два года возвели пятиглавый четырёхстолпный собор, его освятили 6 сентября 1503 году. Купол собора украсили золотой главой с крестом. В 1485 году рядом с Церковью Чуда Архангела Михаила была построена церковь Святителя Алексия, куда перенесли мощи митрополита Алексия.

  В 1506 году в монастыре открыли патриаршее училище, которое стало центром научного знания Русского государства. В нём монахи переписывали и переводили церковные книги и манускрипты. В 1515 году в монастырь приехал монах Афонского Ватопедского монастыря Максим Грек, который основал библиотеку для князя Василия Ивановича. Монастырь пострадал от пожара в 1574 году. Были уничтожены 32 иконы, погорели сооружения монастыря. В середине XVI века монастырь вновь расписали, а сгоревший иконостас заменили новым в 1626 году.
Предполагается, что в период с 1601 по 1602 годов в монастыре жил Григорий Отрепьев, позднее известный как Лжедмитрий I. Игумен монастыря Пафнутий, при котором Отрепьев пришёл в обитель, был активным участником событий Смутного времени на стороне Романовых. С 1619 по 1633 год в монастыре работало греко-латинское училище, в котором преподавали иеромонахи Арсений Грек и Епифаний Славинецкий. С 1610 по 1612 год в монастыре был заточён московский патриарх Гермоген, который призывал к борьбе с польской интервенцией и отказался призывать ополченцев отойти от Москвы, под стражей он умер от голода.

  В 80-х годах XVII века Чудов монастырь реконструировали: Перед кончиной Алексий завещал положить тело в основанный им монастырь за алтарём, а не в храме, но Дмитрий Донской велел перенести тело в храм. К нему присоединили двор боярина Бориса Морозова, на этой территории возвели новое здание храма Святителя Алексия по чертежам Фёдора Алексеевича, он был разделён на мужскую и женскую половины с отдельными входами. В 1686 году его освятили[14]. Также в эти годы строится церковь Святого Апостола Андрея Первозванного.
С 1653 года в монастыре работает церковная школа. Настоятели монастыря часто служили на высоких архиерейских местах, поэтому в 1723 году был подписан указ, разрешающий брать в послушники только монахов, достойных быть руководителями в духовном ведомстве. В 1744 году по указу Елизаветы I в монастыре учредили кафедру Московского архиерея.
Известно, что до 1764 года монастырю принадлежали 18 600 крестьян и несколько подворий в Москве. В него свозили церковные архивы и утварь из Крутицкого подворья и упразднённых обителей. Благодаря притоку денежных средств от множества паломников монастырь постоянно достраивался и поддерживался в хорошем состоянии. Он также занимался благотворительностью: нищим выдавалась милостыня, на праздники Чудов монастырь отправлял в тюрьмы продукты и деньги для узников.

  Во время Чумного бунта в 1771 году в монастырь ворвалась толпа в поисках митрополита Амвросия, который запретил проведение молебнов у Боголюбской иконы Божией Матери из-за опасности распространения чумы. В результате погрома была уничтожена часть церковной утвари и разворованы погреба. Фельдмаршал Пётр Салтыков писал Екатерине – «Я нашёл Чудов монастырь в жалком состоянии».
В 1775 году на территории монастыря по проекту архитектора Михаила Казакова был построен двухэтажной дом для архиепископа Платона. В этом же году к Чудову монастырю был приписан Николо-Перервинский общежительный монастырь. В 1779-м позолотили главу на Церкви архангела Михаила и пристроили к ней каменные крыльца, а также добавили входы в подвал. В 1780-м пятиглавия заменили на одну главу, а позакомарное покрытие – четырёхскатным.

               
                XIX век

 Трапезная палата с готическим крыльцом.
Усыпальница великого князя Сергея Александровича, 1908 год.
В 1812 году во время оккупации Москвы наполеоновскими войсками монастырь в очередной раз разграбили, некоторую церковную утварь переплавили, книги сожгли. На территории был разбит штаб гвардейских полков, а на месте соборной церкви устроили спальню маршала Луи Николя Даву. После окончания Отечественной войны монастырь восстановили и вернули часть украденного. В нём также начали работать Духовная консистория, Епархиальное попечительство и Духовный цензурный комитет. Когда эти учреждения переезжали, их помещения переоборудовали в братские кельи. Так, в 1896 году в братстве монастыря насчитывалось 50 человек.

  В 1820 году дом митрополита был переоборудован в Малый Николаевский дворец, в 1824-м к нему пристроили третий этаж. При Николае I монастырь стал центром общественной жизни Москвы и местом проведения государственных праздников. В ноябре 1826 года в нём отмечали первую военную победу над Персидской империей в Русско-персидской войне. Во время высочайших визитов царской семьи в Москву Чудов монастырь наряду с кремлёвскими соборами включался в обязательный маршрут церковно-государственных церемоний и юбилейных торжеств, особенно частых в конце XIX – начале XX веков. Шествие в монастырь обычно совершалось после литургии в Успенском соборе и поклонения мощам московских святителей, которые там находились. В 1870 году в монастыре построили помещение для 45 икон из Синодального архива. К 1913 году коллекция увеличилась до 300, и на её основе провели Романовскую выставку памятников церковной старины.

                Начало XX века

  В начале XX века монастырь входил в группу пятнадцати самых богатых русских храмов. По данным 1897 года, его капитал составлял 498 тысяч рублей. В 1911 году в Чудовом монастыре построили церковь во имя святителя Иосафа Белгородского. В это же время в Чудовом монастыре было организовано захоронение великого князя Сергея Александровича, усыпальницу соорудили в подклете Алексиевской церкви по проекту архитектора Василия Загорского. Склеп великого князя находился под полом, точно под ракой святителя Алексия.

                После революции

  Последним наместником монастыря с 1904 года был архимандрит Арсений (Жадановский) (с 1914-го – епископ Серпуховской, викарий Московской епархии). Он стремился приблизить Чудов монастырь по внутреннему строю к лучшим обителям того времени. Монахи должны были непременно посещать все церковные службы и общую трапезу. Они могли покидать монастырь только с разрешения начальства. Вход женщин в ограду и кельи был запрещён. За входящими и выходящими из монастыря смотрел привратник, запиравший ворота в восемь часов вечера. Начинания нового наместника понравились далеко не всей братии, часть монахов покинула монастырь. Архимандриту Арсению приходилось приглашать иноков из других обителей.

  Осенью 1917 года во время Октябрьской революции Кремль обстреливали из тяжёлой артиллерии – в монастырь попали шесть снарядов, два из которых взорвались в покоях митрополита. После революции монахов изгнали, а в кельях устроили различные учреждения. Мощи святого Алексия перенесли в Архангельский собор.
В 1918 году в монастыре открыли пулемётные курсы, которые годом позже преобразовали в Военную школу имени ВЦИК, а в 1919-м – в кооператив «Коммунист». В 1923 году монастырь признали памятником архитектуры, несмотря на это уже через шесть лет на территории Кремля было решено снести Малый Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри. Перед сносом администрация Кремля вызвала живописца Павла Корина для демонтажа наиболее ценных фресок, однако не дала ему завершить работу, сохранившиеся фрагменты фресок и иконы поступили в Третьяковскую галерею, Исторический музей и Музей имени Андрея Рублёва.

  Храм Чуда Архангела Михаила был разрушен 17 декабря 1929 года (его место было отведено для курсантского административного корпуса), а остальные постройки монастыря – сносились до 1932-го. В день сноса храма архитектор-реставратор Пётр Барановский, последний человек, видевший интерьеры Чудова монастыря, успел лишь вынести из здания раку святителя Алексия. Останки митрополита перенесли в Успенский собор, а 1947-м – в кафедральный Богоявленский собор в Елохове. Курсантский корпус, известный как 14-й корпус Кремля, на месте разрушенных зданий построили в 1934 году по проекту архитектора Ивана Рерберга или Владимира Апышкова. Позже в нём находился Президиум Верховного Совета СССР, а затем – подразделения Администрации президента России.

                Современность

  Православные общественные деятели, например, публицист Виталий Аверьянов, регулярно высказываются о восстановлении монастырей в Кремле. В 2014 году президент Владимир Путин предложил восстановить Чудов и Вознесенский монастыри – «Как вы знаете, здесь в 30-е было возведено это здание, а исторически здесь находились два монастыря и церковь… Какая возникла идея: не восстанавливать этот новодел, а, наоборот, восстановить исторический облик этого места с двумя монастырями и церковью, но придав им, конечно, в сегодняшних условиях характер исключительно культурных ценностей».Однако эксперты ЮНЕСКО выступали против строительства на территории Кремля и отмечали, что отсутствуют подробные чертежи и обмеры.

  В 2016 году 14-й корпус Кремля был демонтирован, в январе следующего года на его месте открылись археологические окна с частями фундамента Чудова и Вознесенского монастыря и Малого Николаевского дворца. Также объявлялось о намерении создать на этом месте музейный комплекс, на который заложили в бюджет 2018 года 470 млн рублей.
В мае 2017 года Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, объявила об отказе от восстановления построек».


Рецензии