Cудьбы русско-канадского еврейства-1

                1. Пролог

                Нет памяти о прошлом
                да и о том, что будет,
                не останется памяти у тех,
                которые будут после.
                /Экклезиаст/

Существует предположение, что сами евреи придумали миф об исключительности евреев. Они, де, и умные, и сообразительные, и талантливые. И, мол, им так легче управлять миром.
Но это или неразумная ошибка, или завистливый оговор.
Правильнее, по-моему, рассуждать о процентном соотношении числа жителей на квадратный километр государства и количеством знаменитостей, названных во Всемирной еврейской энциклопедии. Набор имён достаточно произволен и зависит лишь от составителей. Ведь, если бы не отрицательная популярность, то великими полководцами-евреями могли быть названы и военачальник османов Леви, «корсиканский разбойник» Наполеон, создатель фашистской теории превосходства Адольф Гитлер, основатель первого в мире социалистического государства Ульянов-Ленин,  «отец народов» Джугашвили-Сталин... Но и без того, коэффициент талантливости огромен!
Немалую роль в мировом верховодстве играет и строгий религиозный запрет для «правильных» евреев на производство материальных ценностей непосредственно своими руками. Оно перенаправляет их из лесорубов, шахтёров и сталеваров - в пастухов,  инженеров, кибернетиков, физиков, учителей, музыкантов, медиков, бизнесменов. Высоким процентом общей грамотности объясним и высокий процент героев-евреев во время второй мировой войны. Они были заметными воинами генералами, писарями, лётчиками, командирами эскадрилий, капитанами кораблей, командующими фронтами, батальонами, конструкторами новых вооружений.
Рассказывают, что грамотные люди занимали особое место и в тюрьмах. Так, с приближением вечерней проверки, паханы, обычно, справлялись у своих арестантов:
-Который час?
И зэк-еврей, доставая традиционные часы на цепочке, объявлял:
-Шмона!..
Пахан пояснял:
-Шмон! Будьте готовы...
Что означало «восемь»...
Так и вошёл в русский язык весёлый шмон, означающий и весёлый трам-тарарам и обыск. Сказывался лишь эффект заимствования: слово иного языка меняет род, число  и прирастает значениями.
Но всё-таки неплохо бы разобраться, кого считать иудеянином? Настоящим, кошерным! Потому что евреев много, а кошерный на тысячу – один.
Наиболее крупными этническими группами среди евреев являются ашкеназы из Центральной и Восточной Европы, в частности, практически все евреи России, и - сефарды из Испании и Португалии, а также рассеянные по всему Средиземноморью.
Кроме «авторитетных» есть ещё арабские евреи, лахлухи, персидские и бухарские евреи, грузинские, горские, крымчаки, индийские, романиоты, итальянские ромим, фалаша, русские субботники, эфиопские копты, уйгуры и другие многие, объединившиеся в секты.
Иногда только анализ генотипа разных групп евреев в сравнении с генотипами других народов показывает, что они ближе друг другу, чем к соседним народам. Их полную ассимиляцию останавливает лишь учитываемый дополнительный фактор – вероисповедание.
По признаку вероисповедания к евреям относят себя и так называемые иудействующие и криптоиудеи.
Криптоиудеи — это потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, продолжавшие и продолжающие тайно или открыто теперь исповедовать элементы иудаизма и сохранять элементы трансформированной еврейской бытовой культуры: маранов-моронов, «новых христиан» на Пиренейском п-ове, мормоны на юге США, в Мексике, в Латинской Америке и на Филиппинах. Некоторые ныне частично присоединяются к еврейским общинам своих стран или переселяются в Израиль. Наиболее компактная группа маранов-моронов сохранилась в португальском Бельмонте. Потомки крещёных евреев – шуэтос проживают на Балеарских островах, дёнме - в Турции,  джадиды и чала - в Иране и Средней Азии. Эти последние формально считаются мусульманами, но сохраняют элементы еврейской бытовой культуры.
По религии к евреям примыкают иудействующие группы разного этнического происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию своеобразных форм иудаизма. Это -  субботники Центральной России, Сибири и Закавказья; бней-менаше в индийских штатах Мизорам и Манипур и мьянмарского штата Чин; телугу-язычные бней-эфраим в индийском штате Андхра-Прадеш, обратившиеся в иудаизм в 1981 году; абаюдайя в Уганде; бантуязычные лемба в ЮАР и Зимбабве... На периферии еврейского этноса находятся этно-конфессиональные группы караимов и самаритян. Последние не рассматриваются евреями как часть еврейского народа.
Наконец, в самом Израиле насчитывается около 175 видов  иудаизма самого  различного толка. Причём есть и экстремисты, куда ж без них!
Итак, сколько же всего, по официальной переписи, наших братьев-евреев?
Ашкеназы ныне проживают в Европе и Америке. Они также составляют около половины всех евреев Израиля.
В США — 5,2 — 5,5 млн. человек. (недавних выходцев из бывшего СССР там около 400 тысяч).
В Израиле — при общих 8 млн. - 5,4 млн., включая свыше 1,12 млн. выходцев из бывшего СССР  (перепись 2008).
Франция — 575 тысяч.
Аргентина — 400 тысяч.
Канада — 348,6 тысячи (перепись 2001).
Великобритания — свыше 300. 000.
Германия — около 250. 0000. Из них 110 тысяч зарегистрированных членов общин. По данным 2004 года здесь проживает около 216 тысяч  выходцев из бывшего Советского Союза.
Россия находится лишь на восьмом месте в мире. Здесь, по переписи 2002 года, граждане-евреи составляют 233,4 тысячи. Из них в Москве - 80,4 тыс. чел., в Санкт-Петербурге - 36,6 тыс. чел., в городе Биробиджане - столице Еврейской автономной области ок. 7 тысяч, на Украине — 104 тыс., согласно переписи 2001 года.
С трудом верится этим цифрам.
Так, спрашивается, чем отличается Суэцкий канал от канала Грибоедова в Санкт-Петербурге?
-На Суэцком евреи живут только с одной стороны, а на Грибоедова – с двух.
И нельзя не напомнить, что анекдот веселит нашу жизнь и он гораздо показательней средней статистики!
Словом, кто бы что ни сказал, а за иудаизмом числятся четыре кардинальные заслуги перед человечеством: второй выходной день, трёхпольная система землепользования, христианство и точное летоисчисление Земли, хотя и по лунному календарю.
Не противореча радиационным исследованиям учёных геологов путём умолчания, иудеи дают планете Земля не более 6 тысячи лет существования. С чем вынужден согласиться любой здравомыслящий человек.
В самом деле, человек и его энергетический движок и всё видимое на Земле появились разом, как инопланетное заселение, как данность: по природно-климатическим зонам, областям, и даже микрорайонам. Тундра, льды и морские киты – для северных народов, высокотемпературная устойчивость, саксаулы, юрты и верблюды – для южных.
Схематически получается так. Пока мои далёкие-предалёкие предки, ещё ничего не знающие о семитах и антисемитах, пока они за ради пропитания с дрекольём в руках охотились за мохнатыми мамонтами  среди ледяных торосов, цивилизация нарастала. После ледникового периода, выжив, праславянские племена, имея превосходство в физической силе и выносливости, продвинулись далеко на юг. В Индию, в Израиль, древний Египет и всю северную Африку, обосновались в  Северной Америке. Народы и языки смешались. Иудеи, например, более трёх тысяч лет бок о бок  проживают на севере и русские князья носят имена Изяслав, Глеб и Борис. И вот мы уже в двадцать первом веке, вот пришла пора великих географических открытий и заселения Южной и Северной Америки.
Попытаемся сегодня на цифрах и фактах проследить судьбы русского еврейства в Канаде.
Прежде всего, именно благородная  любовь к труду, к обработке земли своими руками возникшая на общем генетическом уровне, помогла им принять участие в освоении громадных канадских незаселённых пространств.
Скажу больше. Быть русским евреем – это гораздо больше, чем просто русским и вдвойне значительнее, чем только евреем. Именно зов земли и привёл их в Канаду, где они, вопреки религиозным законам и запретам на производство материальных ценностей своими руками, с радостью и восхищением приступили обрабатывать степные пустоши.
Лет десять тому назад, когда я ещё был здоров, как чумак цоб-цобэ, именно тогда владелец и редактор общественно-литературной газеты The Yong Street Review Геннадий Дмитриевич Дерткин, веря  в мои энциклопедические знания, дисциплинированность и уровень компетентности попросил меня  написать постановочную статью на редкую тему «Евреи Канады»...
Начавши, но не кончивши, я испугался грандиозности замысла, не поверил в свои силы – или всё другое – и успешно забросил и забыл.
За минувшее затем время все умерли.
И вот теперь, больной и скукоженный, как старый пёс, расчехлив своё оружие в Йом Кипур, я, горький гой, посвящаю свой труд моим друзьям, товарищам, родным и знакомым – всем, кто любил меня и верил в меня...
После Берлинского конгресса 1878 года, определившего политическое устройство Европы на десятки лет вперед, Россия вновь утвердила себя среди других государств как великая держава. Тем не менее, она, в известной степени, была оттеснена от возможности влияния на европейские события в нужном для себя направлении. Не все решения Берлинской конференции отвечали ее национальным интересам, а также политике её союзников. В частности, она не была удовлетворена решениями по Балканскому вопросу.
И вот, как реакция на осторожное отношение стран Запада, Россия  взяла курс на расширение политических опор в других странах, на других континентах. Прежде всего, была активизирована политика в отношении Китая и США. И хотя с Америкой в тот пероид уже существовали достаточно прочные связи, для развития которых много сделал канцлер Горчаков – соученик А.С.Пушкина по лицею, - МИД Российской империи возлагал большие надежды на установление постоянных контактов и с той частью стран североамериканского континента, какие до той поры еще не были охвачены политическими отношениями.
К тому времени сама жизнь выдвинула на первый план необходимость более тесных отношений и сотрудничества с Канадой, бывшей тогда доминионом Великобритании. Постоянно растущая по численности иммиграция в эту страну из Российской империи на первом историческом этапе составила порядка сорока тысяч человек. А уже к 1906 году здесь находилось несколько сот тысяч иммигрантов - выходцев из России, из стран Восточной Европы и из регионов, сопредельных с Россией.
Тут, кстати, совершенно справедливо будет сказать, что  две нации — англо-саксонская и франкоговорящая — являются основателями Канады. Но с более глубокой исторической точки зрения  верно также, что на последнем этапе становления Канады как самостоятельного государства исключительную роль в судьбе страны сыграла также украинская, еврейская, русская, белорусская, польская и финская иммиграции. Они-то и стали той демографической основой, на которой Россия расширяла свои геополитические интересы.
Составив значительную долю населения Канады, выходцы из России и соседних с нею стран осваивали огромные необжитые еще территории, особенно на Западе, вдоль транс канадской железнодорожной магистрали. Духоборы, переселенцы из России и Украины, еврейская иммиграция помогли обжить бывшие пустоши, устранив опасность распада и сохранив целостность и независимость той части нового государственного образования, которое было особо уязвимо ввиду слабой заселенности его вдоль границы с США.
-Америка, - неоднократно говорил Моисей Лейбович Каплан,  отец моей супруги Татьяны, - самая богатая страна в мире, и я хотел бы жить в Канаде.
Бывалый человек родом из Вильно, российский солдат, побывавший в немецком плену и выживший еще в Первую мировую войну,  Моисей Лейбович обычно высказывал мысли вслух  тщательно продуманные... В 1904 году, когда  Моисею было всего лишь 10 лет и он уже батрачил на местного барина,  три  его старших брата в поисках лучшей доли отправились за океан. Двое - в Америку, а один - в Канаду. Или наоборот: один - в Америку, а двое - в Канаду. Кто теперь может установить кто и куда?!
Юноши были по-своему правы. Или бороться со злом, или обойти зло?
Бороться как  рожденная в 1890 году в Волынской губернии в многодетной семье меламеда Хаима Ройдмана революционерка и однофамилица Моисея Фаня Каплан? У неё было три сестры и четыре брата. Фаня рано ушла из семьи. Какое-то время работала белошвейкой. Примкнула к анархистам. В 1906 году она приняла участие в подготовке покушения на Киевского генерал-губернатора. Покушение не удалось.  Военно-полевой суд приговорил Фаню к смертной казни, заменённой, впоследствии, на вечную  каторгу.
По-видимому, во время взрыва самодельной бомбы  молодая женщина  была контужена. Она  стремительно теряла зрение и  началась глухота; появились мучительные головные боли.
30 августа 1918 года во время митинга рабочих на заводе Михельсона  она – по уверениям свидетелей и лжесвидетелей - стреляла в Ленина, предавшего, по ее мнению, дело пролетарской революции.
В то же самое время,  еще в  1911 году отец Фани Хаим Ройдман, уклоняясь от зла, также как ранее братья Моисея Лейбовича Каплан и как многие другие русские евреи, вместе с женой и детьми перебрался в Америку. Не исключено, что дальние родственники Фани, как и моей супруги Татьяны, и поныне живут где-то  поблизости: в США или же в Канаде.
Более чем сто лет назад, историко-политическая обстановка  здесь складывалась следующим образом.
В 1893 году в России по примеру других стран был утвержден консульский устав, и в ноябре того же года озабоченный бедственным положением российских подданных, канадец, житель Монреаля, доктор У.Г.Уолтер-Джонс направил письмо царствовавшему тогда императору Александру Третьему, в котором высказал мысль о назревшей необходимости назначения консула России в своей стране.
Кандидатура самого доктора была впоследствии отклонена, но его неожиданная забота, само письмо, полученное в Санкт-Петербурге и ныне хранящееся в Архиве внешней политики Российской империи (Второй департамент, 1-5, оп. 407, д. 1202, л.14-15), дало как бы первоначальный толчок оживленной переписке МИД Российской империи с посольствами в Лондоне, Вашингтоне, Париже, Брюсселе и других столицах мира с запросами сведений о Канаде и с обсуждением целесообразности учреждения русского консульства в этой «заморской» стране.
Отвечая на запрос МИДа, посланник России в США князь Г.Л.Контакузин высказался за «назначение русского представителя в стране, превосходящей своим географическим объемом размер Соединенных Штатов, торговое и политическое значение которой постоянно возрастает». Князь полагал также, что может произойти «отложение Канады от Англии».
Дело постепенно продвигалось, и в апреле 1894 года титулярный советник А.К.Бентковский подготовил докладную записку со своими обоснованными соображениями.
«Канада,- утверждал советник,- заслуживает нашего внимания особенно ввиду настоящего федеративного направления колониальной политики Англии».
Достоверно установлено, что император Александр Третий ознакомился с содержанием записки А.К.Бентковского от 31 мая 1894 года, но решения никакого не принял, так как в тот период российско-английские отношения оставляли желать лучшего.
Так тогда считали в России.
И так это просматривалось из меморандума, который в то время королева Виктория направила господину Дизраэли, тогдашнему премьер-министру Великобритании: «О, если бы королева была мужчиной, она бы хотела задать русским... такую трепку. Мы никогда не будем снова друзьями, пока не выясним, кто сильнее» .
И активная переписка МИД России с ее зарубежными миссиями по вопросу открытия консульства в Канаде продолжалось еще шесть лет. Небезынтересно, что еще в 1898 году посол России в Лондоне граф Е.Е. Стааль, отстаивая свое мнение, аргументировал его в письме к российскому министру иностранных дел В.Н.Ламсдорфу следующим образом: «Вполне соглашаясь с доводами... о важности и пользе для интересов России и ее выходцев в Канаде иметь там своего консула, я позволю себе высказать вместе с тем предположение - не признает ли ...

(Начало. Продолжение следует)

2.http://www.proza.ru/2019/10/11/1664

3.http://www.proza.ru/2019/10/17/95

4.http://www.proza.ru/2019/10/26/429

5.http://www.proza.ru/2019/10/27/1880

6.http://www.proza.ru/2019/10/28/260

7.http://www.proza.ru/2019/10/31/184

8.http://www.proza.ru/2019/11/10/1867

         
                *****


Рецензии
Дорогие коллеги, пользователи Рунета!
Грамотные, чересчур и не очень!
Сделайте усилие, прочтите мою Монографию и вникните, что хочет донести до вашего ума русский исследователь о русских евреях в исторической ретропреспективе.
Ваши замечания,поравки или критика будут учтены. Станьте соучастником!
Пока.
Пока не стукнет час и моё слово останется последним и неоспоримым.

Володя Морган Золотое Перо Руси   08.11.2019 01:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.