Сериальный формат

               

В эпоху, когда жанр телесериала стал по популярности соперничать с кино, возникло много авторов, которые уловили сериальный формат и начали в нем работать – кто-то только для своего удовольствия, кому-то  - за деньги. Я считаю, что в нашей стране как такового сериального формата нет – есть удачные проекты, но в целом я не могла бы сформулировать, в чем наша сериальная самобытность, какие типажи у нас распространены и популярны. У нас снимают многосерийные художественные фильмы и называют их сериалами или пытаются копировать зарубежные проекты на нашей национальной основе. Но вообще этот жанр – не наш. Поэтому у нас и нет «самости». Многосерийный художественный фильм отличается от телесериала, многие не понимают, чем именно. И если с мини-сериалами (20-30 серий) такие фильмы еще можно сравнить, то с сагами, в которых сто, двести и до шестисот (и более) серий – конечно, нет.

В многосерийном художественном фильме (или мини-сериале) есть четкая структура: завязка драмы, развитие, кульминация и развязка. Есть четкое деление героев на главных и второстепенных. Вообще слово «четкость» здесь – основное. В сериалах, количество серий которых исчисляется сотнями, все перемешано. Там четким, как правило, бывает только начало – чтобы заманить в свои сети зрителя. Далее идет некое смещение акцентов.

Проводятся специальные опросы зрителей – нравится им  тот или иной актер, актриса, любовный дуэт актеров, сюжетная линия и т.п. Плюс к этому – закулисные интриги сериала, о которых мы можем только гадать, не имея об этом полного представления. В результате получается несусветная каша – ни с того ни с сего ту или иную линию задвигают (хотя она казалась основной), могут поубивать главных героев (если актеры не нравятся зрителям) или так сократить их сюжетную линию, что они из основных персонажей превращаются в фоновые, чуть ли не в «кушать подано».  А линии второстепенные раздуваются так, что вытесняют все основные. Постоянно добавляются все новые и новые персонажи, и уже начинается соперничество за внимание аудитории между ними, а внимание к первоначальным персонажам пытаются привлечь резкими ходами сценариста – внезапными выстрелами, комой, потерей памяти, похищением, подсаживанием на наркотики, в то время как уже энное поколение персонажей бегает и активно выясняет отношения между собой, время от времени пуская слезу по поводу своих похищенных, лежащих в коме или сошедших с ума родственников (если они или зрители еще о них помнят).

В жанре сериала заложен некий механизм бесконечности – этих убили, новых ввели, новых убили, опять кого-то ввели… Это же можно снимать десятилетиями. В сериале «Даллас» вообще выдумали невесть что – героиня, Пэмела Юинг,  проснулась и заявила, что весь предыдущий сезон ей приснился, и никаких событий, которые видели зрители, попросту не было.

И когда авторы (среди которых когда-то была и я) начинают в этом жанре работать, мгновенно схватывают типичные типажи, то типажи эти не наши – они или американские или латиноамериканские (причем бразильские стоят особняком по сравнению с остальной Латинской Америкой), итальянские  компании Берлускони тоже, конечно, есть, но они как-то не очень внятно выражены (как и в наших сериалах). Американские можно представить себе, характеризуя сериал «Династию»: типичный глава семейства – властный миллионер, у него две супруги – ангелоподобная скромница и змееподобная интриганка (все время меняющая наряды), дети, которые ему близки (к примеру, дочь-любимица, искательница приключений) и сын (чуждый, поскольку он не стремится к деньгам и власти и еще вдобавок не той ориентации). Вообще американских героев отличает желание делать карьеру – они деловиты, скуповаты на эмоции, но в сериалах (особенно сделанных в формате телеспектакля наподобие «Санта-Барбары»), поскольку надо раскрыть их перед зрителями, им пишут длиннющие монологи с подробным психоанализом всех движений их души и травмирующих воспоминаний. Героиня-американка, которая грезит о любви и прекрасном принце, а не о том, чтобы пробиться в какой-то компании и занять пост, отняв у кого-нибудь акции, будет восприниматься как, мягко говоря, не самая умная девушка. А для мексиканки типа Просто Марии это вполне типично (хотя и та в результате карьеру-то делает, но в менталитете испаноязычной Латинской Америки для женщины ориентирование на семейный очаг, а не на образование и работу, нормально, это более консервативное общество). Вот в «Санта-Барбаре» сделали двух дочерей миллионера разными – одна карьеристка (Иден), и с ней сценаристы знали, что делать, другая мечтательница (Келли), что делать с ней, откровенно не знали. Ее наряжали и причесывали как принцессу, ей подбирали все новых и новых партнеров, но эта линия в целом выглядела провальной, спасало все только обаяние юной Робин Райт (от которого спустя годы мало уже что осталось). Так же с мужчинами. Те, кто лишен безудержной тяги к власти и карьерным высотам, лишен и интересной сюжетной линии – он просто болтается между всеми как «фоновый» персонаж (так было с младшим сыном миллионера, Тедом). Американские сценаристы как будто не могут придумать что-то другое.

Хотя, конечно, есть в Америке необычные, нестандартные сериалы, снятые людьми с особым складом ума, яркой индивидуальностью – это «Твин Пикс» и «Доктор Хаус».

Бразильские типажи отличаются, как и Остап Бендер, некой ушлостью, которая в представлении их сценаристов, в определенной здоровой дозе вовсе не портит персонаж и не делает его демоном. У них, в отличие от Мексики, быть себе на уме, хитрить, мечтать о лучшей жизни – не значит быть монстром. Они вполне с симпатией выводят типажи проходимистых, жуликоватых типов,  у которых вполне могут сочетаться способность к душевной теплоте с умением втереться в доверие к сильным мира сего и добиться желаемого. Эти герои у них с комедийным оттенком. Как и вообще все повествование. Но это вообще – черта бразильской культуры (если вспомнить творчество того же великого классика Бразилии Жоржи Амаду, у которого все пронизано колоритным юмором). Это делает их сериалы и их героев более живыми и многогранными по сравнению с мексиканскими. Хотя есть среди авторов исключения и у них – к примеру, Валтер Неграу, любитель такого морализаторства, что Мексика отдохнет…

У меня были периоды увлечения и американскими, и бразильскими сериалами, я и сейчас с удовольствием посмотрела бы и почитала бы что-нибудь в этом роде. Но сама я от сериального формата отошла, заинтересовавшись реализмом в чистом виде – показе жизни безо всяких «сериальных» прикрас. Может быть, я его переросла в силу возраста.

А авторам, которые пишут в этом формате, посоветовала бы только одно: помнить, что смотреть и читать – это не одно и то же. На бумаге надо четко рассчитывать объем произведения.  Иначе это будет даже не «Война и мир» Толстого, а сто томов, а это нечитабельно. И лучше все же делать не так, как те сценаристы, которые без конца перекраивают сюжет и все меняют, переворачивая вверх тормашками, а выстраивать логическую концепцию – от начала и до конца. Ведь лучшие из сериалов – именно такие. И даже количество серий им не мешает (как «Полнолунию любви», например).

 


Рецензии