Елена Антоновна

Елена Антоновна

Цикл рассказов

1. Моя музыкальная самонадеянность, или Мое невступление в Православный хор

Православные любят петь.

Любят петь намного больше, чем читать.
Православные песнопения действительно красивы. С этим не поспоришь. Но хору нужна слаженность и стройность. Для этого верующие и проводят репетиции. И на них уходит много времени и сил. Довольно много.
Если все время, отведенное на репетиции, за год суммировать, то наберутся десятки часов. А если к ним еще добавить время, потраченное на церковные службы, то будет и того больше. За все это время, за все эти часы можно прочитать как минимум половину Библии. Прочитать и разобраться во многом. Но православным это не нужно, они не хотят читать Библию: им нравится петь. Что ж, пускай поют. Тоже неплохо.
Однажды моя знакомая Елена Антоновна, профессиональная пианистка, позвала меня в храм, где она по воскресениям регентовала.
Знал я Елену Антоновну еще с музыкальной школы, где когда-то мне, начинающему скрипачу, она аккомпанировала на фортепиано. В те далекие времена, как это было распространено среди интеллигенции, Елена Антоновна являлась поклонницей Рериха и Блаватской, квартира ее была забита эзотерической литературой, к которой она пыталась, хоть и безуспешно, приобщить меня и мою маму. Каково же было наше удивление, когда мы с родителями узнали, что Елена Антоновна крестилась в православие, всю свою эзотерическую литературу сожгла и стала регентом в церкви. Мало того, Елена Антоновна заочно отучилась в Православном духовном училище, чтобы дирижировать хором как можно лучше.
Надобно заметить, Елена Антоновна изначально пригласила меня на репетиции хора, а потом уже на церковную службу. Репетиции должны были состояться вечером в субботу и в воскресение рано утром. Но я поленился, пропустил их и пришел сразу на Литургию. Я поступил несколько самонадеянно: решил, раз я скрипач, значит, смогу спеть в храме и с листа.
Итак, служба началась, хор стал петь. Люди с самым разным образованием и самых разных специальностей признавались Богу в любви и верности. Рядом стояли и воодушевленно пели (как я впоследствии узнал) инженеры, рабочие, студенты, пенсионеры, пенсионерки и еще несколько лиц непонятного рода занятий. Иногда хор пел слаженно, иногда звучали откровенные диссонансы. Регент Елена Антоновна, когда слышалась фальшь, морщилась. Меня же фальшь особо не коробила, я понимал, что хор любительский и ему можно многое простить за энтузиазм и искренность.
Стоять в стороне и молчать, когда все кругом прославляют Бога, показалось мне неправильным.
И я начал подпевать. И тут я заметил, что Елена Антоновна бросает на хор суровые взгляды и периодически грозит кому-то кулаком. «Вот же есть такая сволочь, которая фальшиво поет в храме», – подумал я и продолжил воодушевленно петь вместе с остальными. Я старался вникнуть в глубокий смысл молитв, и душа моя, паря в небесах, искренне славила Бога. А Елена Антоновна продолжала морщиться и грозить кому-то кулаком.
Каково же было мое удивление, когда через несколько минут Елена Антоновна подошла ко мне и злым шепотом сказала: «Перестань петь, если не знаешь». Оказалось, это я пел не так как нужно. И я замолчал. И вместе со мной замолкла моя душа, которая недавно так звонко славила Бога. До конца службы я простоял молча. А потом отправился домой.
Я люблю петь, люблю иногда помолиться в храме, но не до такой степени, чтобы мне там грозили кулаком.
В следующее воскресение в церковь я не пошел.

2. Долг платежом красен?

Прошлым летом у нас дома неоднократно (а именно семь раз) ночевала Елена Антоновна.

Елена Антоновна – это наша с мамой знакомая пианистка, увлекшаяся с 2003 года православием и ставшая с недавнего времени регентом в церковном хоре.
Елена Антоновна затащила к себе в православную общину всех своих знакомых, в том числе (ненадолго) и нас с мамой. Со временем по разным причинам люди, сагитированные Еленой Антоновной, стали из общины уходить: кто-то нашел себе пару, обвенчался и Бог с церковью стали ему не нужны. Кто-то пообщался, потусовался, а потом переметнулся в другую общину (к неудовольствию батюшки). А кому-то хватило одного раза прийти в общину, посмотреть на прихожан, сказать «какие они все тут постные» и навсегда уйти.
Моя мать после смерти своего отца начала постоянно, почти каждые выходные ездить в деревню к своей старушке-матери, поэтому ходить на воскресную службу у нее не было ни сил, ни времени. Лично я ушел из общины потому, что невзлюбил над собой тотального контроля. Кроме того, мне надоело хамство и невежество отдельных прихожан. Я пришел в общину с надеждой встретить там только благоуханное и чистое. А увидел, что и в церковной среде есть свои нечистоты.
Была еще одна причина, почему я ушел из общины. После того как я воцерковился, у меня сильно пошатнулось здоровье. Но я не встретил со стороны верующих никакой поддержки. Услышав от некоторых фразы вроде «Бог тебя карает за грехи», я решил, что мне следует кардинально и как можно скорее поменять свой круг общения.
Елена Антоновна, как я сказал выше, была регентом в церковном хоре. Звонила она нам редко.  В разговорах обычно вопросов задавала много, а о себе говорила мало. Однажды она набрала мне и спросила, как дела. Услышав, что у меня все хорошо, Елена Антоновна удивилась: наверное, она считала, что если человек не ходит в церковь, то у него обязательно должно быть всё плохо.
Прошлым летом, вернувшись с прогулки домой, я услышал от матери: «А у нас сегодня Елена Антоновна будет ночевать. У нее в квартире ремонт». Я ответил: «Непрошенный гость хуже татарина». Здесь следует добавить, что Елена Антоновна была не только не прошенной гостьей, но и татаркой по национальности. Впрочем, любой гость, даже прошенный, это всегда неудобство. Я раздраженно сказал матери:
 – У Елены Антоновны столько православных друзей, ее знает вся община. Что же она ночует у нас, а не у них? Что они за друзья, если не могут помочь? И сколько мы будем брать за суточные?
 – Нисколько, – ответила мама.
 – Да, любят православные халяву, – проворчал я.
Вскоре пришла Елена Антоновна. Мы сели ужинать. Елена Антоновна первым делом меня спросила:
 – А ты в какую церковь ходишь?
Я ответил, что ни в какую не хожу.
 – Грехи не пускают? – поинтересовалась Елена Антоновна.
 –А у вас что, нет грехов? – возмутился я. – Или вы уже стали святой?
   Елена Антоновна лишь рассмеялась на мои слова.
   Назавтра Елена Антоновна пожаловалась нам на то, что у нас в доме холодный пол. Я промолчал, но подумал: «Скажите спасибо и за это!» Меня возмутило то, что Елена Антоновна бесплатно пользовалась нашим домом, и у нее еще хватило наглости его ругать.
 Всего, как я сказал, Елена Антоновна провела у нас семь ночей. Уходя, она сказала:
 – Ну, я вас отблагодарю. Закончу ремонт – приглашу на новоселье. Ждите звонка.
 Прошел год. До сих пор ждем приглашения. Или ремонт не окончен, или новоселье прошло без нас.
       
 август 2012


3.Советский элемент

Сегодня позвонила Елена Антоновна, регент в церковном хоре. Спросила, как дела. Я сказал, что нормально. Единственно, пожаловался я, меня расстроила вчерашняя встреча с Сергеем Федосовым (Сергей — это наш общий знакомый, с которым мы когда-то ходили в православную общину).  Вчера я встретил Сергея на остановке и увидел, что он был сильно пьян: глаза Сергея горели, а изо рта разило водкой.  Как Сергей мне сам признался, он был уже месяц как в запое. Я спросил Елену Антоновну, как мне помочь другу. Елена Антоновна выслушала меня и довольно жестко сказала: «Не знаю. Если он сам не захочет выбраться, то и не выберется. За уши в храм его не притащишь. А вообще подобные люди необходимы. Посмотришь на такого пьяницу и поймешь, как нехорошо злоупотреблять». Признаться, от христианки с девятилетним стажем я ожидал услышать другое: что-то более сострадательное и доброе. Как-то чересчур по-советски выразилась Елена Антоновна: назидательно, без доброты. И я подумал: сегодня в церкви что-то слишком много советских людей, совков. Ходят, молятся, а меняться не собираются. Я все-таки верю в мое поколение. Пусть оно и склонно к гедонизму, я все же надеюсь, что оно будет более мягким и милосердным. Очень надеюсь.

декабрь 2012 

4. Сапожники без сапог

Однажды Елена Антоновна спросила меня, в какую церковь я хожу, и я ответил, что вообще не хожу и уже очень давно. Тогда она спросила меня: «Грехи не пускают?» Я промолчал, но про себя ответил: не грехи – скорее, разум. А Елена Антоновна начала проповедь.
Честно говоря, я не понимаю тех людей, которые постоянно пытаются обратить в свою веру других. Зачем они это делают? Может, по причине собственного маловерия, потому что сами сомневаются в истинности своего пути?
И как тут не сомневаться: многие люди в церковь не ходят и неплохо себя чувствуют. Непорядок! Такого быть не должно: жить хорошо и при этом обходиться без религии. Необходимо восстановить справедливость, навести порядок, а для этого нужно привести человека в церковь; может быть, тогда у него и начнутся проблемы (получит их как наказание за прошлые грехи).
Понять верующего не сложно, его вопрос понятен: как это так, люди не ходят в церковь и у них все хорошо. Но этот вопрос следует задавать не людям, а Богу, который всем догмам вопреки очень часто помогает атеистам.
(С точки зрения некоторых верующих атеистам помогает дьявол, но здесь непонятно одно: неужели атеисты так дурны, что сам дьявол записал их себе в друзья?)
Но вернемся к началу: к проповеди.
Лучшая проповедь — это жизнь. Собственный пример. Докажи своей жизнью, что религия — это благо, что православный образ жизни действует, приносит человеку пользу, счастье, и тогда все люди в храм пойдут, все уверуют. Но люди видят: между религией и счастьем связи нет, значит, в храм ходить незачем.
У Елены Антоновны ни семьи, ни детей. Назвать ее счастливой я не могу. Между тем она постоянно всех учит. Непонятны мне люди, которые учат жизни других, а свою жизнь построить не в состоянии.
Это как сапожники без сапог, поэтому я им не доверяю.

2019

5. Сомнение

Помню, три года назад мне позвонила Елена Антоновна и спросила, как мои дела; на что я ответил, что все хорошо. По реакции Елены Анатольевны, по ее тону я понял, что она немного расстроилась. Разумеется, не потому, что ей так хотелось, чтобы у меня было все хреново, просто она искренне считала: раз человек не ходит в церковь, значит, все у него должно быть плохо. И, соответственно, наоборот: если человек воцерковлен, у него должно быть все окей, Бог будет ему помогать.
Многие верующие действуют так: ходят в церковь и молятся, желая этим как бы подкупить Бога. Они надеются на его благосклонность и помощь.  Но если б все так было просто, если б религия была панацеей от всех бед! Если бы она была магнитом, притягивающим счастье!  О, тогда все люди давно были бы в Церкви!
Нет, Бога не подкупишь ни молитвами, ни постами. Бог (если только он действительно вмешивается в нашу жизнь) помогает не тому, кто ходит в церковь, а тому, кому действительно хочет помочь. При этом Бог иногда может оказать помощь атеисту и не помочь верующему. Логику Бога понять сложно, о ней можно сказать одно: она сильно отличается от человеческой.
Два года назад у Елены Антоновны началась череда несчастий: она потеряла отца, дом сестры ее сгорел. Как раз в ту пору мы и созвонились. Голос Елены Антоновны был немного растерян. Я сказал тогда, что некоторые наши общие знакомые (Володя-дипломат, Леня-строитель, Павел-журналист) давно ушли из Церкви и стали атеистами, на что никакого осуждения со стороны Елены Антоновны не услышал.
Я удивился: раньше ее реакция была бы более бурной.
И тогда я подумал: а может все те мысли, которые я изложил выше, приходят в голову не только мне? Может, железный ветер проблем способен развеять иллюзии у любого, и даже у православного человека с тринадцатилетним церковным стажем в душе иногда возникает Сомнение?
 
2012, 2019
 


Рецензии