Глава 14. Остятский шаман

          После ухода ватаги Клёна Смагина в городке жизнь шла своим чередом. Большая часть казаков уходила небольшими партиями из городка: кто на охоту, кто на рыбалку. Новгородцы занимались лесоповалом, заготавливая брёвна для будущего строительства и дрова на каждый день. Марта организовала команду из баб и наладила производство глиняной посуды. Добрыня помог им соорудить  печь для обжига. Забава вместе с другими женщинами целыми днями готовила еду, пекла хлеб. Гундин, собрав малолетних казачат, тренировал их  на стрельбище, знакомя будущих защитников со всеми видами оружия. Гара, отойдя от атаманства, чинил сети и ухаживал за своими лошадками.  Дид особо в дела горожан не вмешивался, но везде успевал побывать, посмотреть, дать дельный совет.

- Там гавкну, тут глазами повожу, вот и всё атаманство, а устаю жуть кака. Наверное старым стал, - жаловался Гарзин своей жене.
- Да ты у меня, сокол ясный, любого молодого за пояс заткнёшь, - похвалила Марта мужа.
- Атаман! Атаман! - Юшка Шваров от возбуждения размахивал руками. - Там! Уф! У ворот не по нашему лопочут, ни хрена никто не понимает. Меня за тобой послали! Уф!

  - Кто не по нашему лопочет? - переспросила Марта. - Может я их пойму?
- Ага! В наши дебри курляндцы пожаловали, - Дид надел свою волчовку.
-Я ещё по польски знаю и по немецки трохи, - похвалилась баба Марта.
- Сиди дома, не высовывайся, шум услышишь прячься, - Гарзин погрозил жене насекой и гордо вышел наружу.

          У ворот собрались почти все жители городка. Тамил Гундин впустил чужаков в центр круга. Их было пятеро, одеты были в звериные шкуры, на ногах лёгкие  лыжи, за плечами у четырёх висел колчан со стрелами и лук, на поясе красовались кинжалы и небольшие мечи. Лишь один из них был высокого роста без оружия с большим посохом в руке, на груди которого переливалось монисто из цветных бусин, клыков и камешек.

-Атаман! Чудные люди к нам пожаловали, - доложил Тамил. - Не по нашему лопочут, по лицу на нас похожи. Среди калмыков и татар таких не видывал.
-Вочум авыт? - спросил высокий чужак Гарзина и своим посохом указал на атаманскую насеку.
- О! Опять по своему лопочет. Моя сабля ему не нравится тычет в насеку.
- Тамил! Спрячь саблю не пугай людей, - улыбаясь гостям,  приказал  Дид Гундину. В этот момент к казакам присоединились Добрыня Коваль и Долмат Семёнов.
 
-Ур! Атер! - одновременно сказали четверо чужаков и упали ниц, а пятый почтительно склонил голову перед кузнецом, затем низко поклонился перед кормчим.
- Понятно, - зло процедил Гундин. - В почёте у них только высокие голубоглазые блондины.
-Мыгдат, - главный из чужаков направил посох на Гундина.
-Атаман, шо он в меня посохом тычет. Я ведь не стерплю, мало не покажется всем пятерым и ножички свои из-за пояса достать не успеют.

- Тамил успокойся, - сказал Долмат. - Может это слово у них воеводу означает.
- Ага! Держу карман шире, може ещё шо привалит, - под общий хохот казаков  Гундин, насколько позволял ему рост, посмотрел с высока на чужаков.
- Пошли к Забаве, пусть гостей угостит, - приказал Гарзин и  широким радушным жестом поманил чужаков на общую кухню. Чужаки поднялись с земли и пошли за своим вожаком.

  - Шо столбами стоим? - обратился атаман к Ковалю и Семёнову. - Я так понял вас за князей приняли, так шо вперёд, играем до конца. А ты Тамил не ходи, понаблюдай за воротами, може их не пятеро, а поболя за ёлками прячутся.
- Добре! Останусь. Мне они сразу не пондравились.

          Гарзин, как радушный хозяин пригласил гостей в землянку и предложил сесть за стол. Четыре воина почтительно поклонились и стали  у стены  справа и слева от входной двери, как стражи. А шаман с посохом сел за стол лицом к выходу.
-Дид, а кто из нас главный? - спросил Добрыня Коваль.
-И куда нам садиться? - Долмат Семёнов почесал затылок. - Я как-то не привык с князьями за столом сидеть.
- Темнота! Садитесь с торцов и важничайте дальше, - Гарзин сел напротив гостя и стал пристально изучать его. Шаман через некоторое время занервничал и стал озираться по сторонам, как будто искал пути отступления. Наконец в землянку вошла Забава с двумя казачками.

- Матерь Божья! - воскликнул Шаман по — русски и вскочил из-за стола, а его спутники упали ниц и не отрывали голов от пола.
- А-а я чувствовал, шо этот обвешанный костями и бусами не простая штучка, - Дид всё ещё сидел за столом и ухмылялся в усы. - Так шо, по нашему баешь? Али как?
-Моя, твоя понимат не всё! Мало по малу. У вас богиня живёт? - шаман ткнул посохом в сторону Забавы. Казачки стояли у стола и боялись пошевелиться.
- Ага! Наша красавица! А готовит так вкусно, шо за уши не оттянешь от стола, - сказал Гарзин, а шаман машинально пощупал своё ухо. Найдя его на месте, он успокоился, а Дид продолжил разговор. - Ты своих архаровцев с пола то подними, неча богиню пужать. Она у нас к таким почётам не привыкшая.

          По знаку шамана его спутники поднялись с пола и сели за стол рядом с ним. Тем временем казачки на чистый стол стали выкладывать из казана варёную рыбу. На столе появились лепёшки, соль, перец. Перед каждым едоком казачки положили глинянные плошки. Затем Забава из казана  каждому налила ухи. Гарзин тут же крепко поперчил и посолил юшку, затем он ухватил большой кусок варенной рыбы и, обмокнув в своей плошке, отправил его в рот. Гости внимательно проследили за действиями атамана и сделали тоже самое. Некоторое время за столом никто не разговаривал, все увлечённо таскали куски рыбы. Гарзин  насытившись рыбой, подал знак Забаве  и та атаману в плошку добавила  ухи. Дид взял плошку обеими руками и выпил блаженно жмурясь.

          - Вот тепереча и погутарить можно, - отставляя посуду от себя, заявил атаман. - С чем гости пожаловали с миром, али войной на нас пойдёте?
          - Это наша земля. Ты гость, - шаман ткнул посохом в грудь атамана, затем перевёл его на Забаву. - Это не богиня!
          - Как узнал? - удивился Долмат Семёнов.
          - Глаз не тот, синий.
          - А у богини какой? - спросил Коваль.
          - Серебро, а вот здесь, - шаман ткнул себя в лоб. - Звезда. Богиня молчит не говорит, а все слышат. Ваша, много говорит.

          - Так ты шо, богиню видел? - удивился Дид. Шаман согласно кивнул головой. - И много в ваших краях богинь проживает?
          - Одна в Медном городе живёт. Про других моя не слышала.
          - Медный город? Это в какой же стороне от нас?
          - У большого камня, если от вас на восход солнца идти.
          - Город большой, народу много? Дорогу покажешь?
          - Город большой. Народ весь ушёл. Там великий шаман живёт. Если надо сам приходит.

          - В ту сторону Клён с хлопцами охотиться пошёл, - напомнил Коваль атаману.
          - Да бог с ним, с городом. Сами зачем пожаловали к нам? - спросил Гарзин шамана.
          - Наша земля, ты чужак. Плати дань и живи.
          -А если не заплачу, тогда шо? - Дид прищурился и подмигнул одному из стражников.
          -Охотиться будем, - шаман ткнул на кузнеца пальцем и добавил. - На всех!

          - Ага! - Гарзин призадумался. - Чем дань брать будете?
          - Мы язычникам дань не платим! - в проёме двери стоял бывший атаман Гара и зло зыркал на гостей. - Кто такие? По какому праву дань требуете? Мы, казаки, отродясь дань не платили.
           - Молчи мыгдат! - шаман вскочил с места. Вместе с ним поднялись стражники и схватились за мечи. - Мы остяки, давно тут живём! Это наша земля. Ты чужак!

          - Тихо! - Долмат поднялся с места. - Гара, не гоже гостей обижать. Не быкуй за зря. Они пока с миром к нам пришли.
         - И правда! Гара охолонь трохи, ушицы похлебай, - Дид подал знак Забаве.
          - Спасибо за хлеб-соль, - шаман стал продвигаться к выходу.
          - Вы чем дань берёте? - спросил кузнец. Шаман остановился у двери. Затем, он повернулся к Гаре и ткнул посохом в его саблю.

          - Ага! Вам оружие надобно, - догадался Гарзин. - Сколько?
          - Дид, ты совсем свихнулся на старости лет, - Гара задохнулся от ярости. - Ты шо не разумеешь? Они же нас этими саблями и порубят.
          - Ха! Это ты чокнулся, старый пень! - Коваль тоже поднялся с лавки. - Тут среди леса нас стрелами можно перестрелять.
          - Атер! - шаман уважительно склонил голову перед кузнецом. - Твоя правду говорит, а мыгдат плохой. Ему слова не давай.

          - Сколько? - спросил Коваль. Шаман показал десять пальцев. Кузнец мотнул головой и в ответ показал пять пальцев. - Много. Даю пять! И прямо сейчас!
          - Твоя взяла, Атер, - согласился шаман и сел за стол обратно. Коваль вышел из землянки.
          - Так где гутаришь ваша богиня живёт? - Дид решил разрядить тягостную обстановку в землянке.
          - Она не наша, она ваша,  - шаман ткнул посохом в сторону Долмата.
          - О! - удивился Семёнов. - Как узнал?

          - На тебе креста нет, нехристь, - зло сказал Гарх Гара. - Была бы моя воля,  всех бы вас окрестил. Да у нас даже задрипанного дьячка нет, чтоб молитву прочитать.
          - Чё её читать?! - Семёнов подмигнул шаману и продолжил. - Пока твоя губа шлёпнеть, Всевышний уже твою нужду знает. А богиня то красивая? Её увидеть можно?
          - Она у великого шамана в Медном городе. Он её хранит, - ответил шаман. - Моя её видела один раз.
          - А великий шаман, он кто? - спросил Дид. - Он остяк?
          - Не -а, - шаман замотал головой.

Продолжение:http://proza.ru/2020/04/13/1938


Рецензии