О лжестарце из фильма Остров

Многие православные христиане очень любят фильм Павла Лунгина "Остров". Этот фильм отличает очень талантливая игра актеров (Мамонова, Дюжева, Сухорукова), настолько талантливая, что большинство (в том числе и я) не поняли страшной подмены, того, что нам представили псевдоправославие и псевдоподвижника.

В чем подмена? Подмена в самом образе главного героя. Главный герой во время войны, попав в плен, струсил и выстрелил по приказу немцев в своего командира  После этого Анатолий попадает в монастырь, и далее безо всяких переходов нам показывают святого подвижника, да еще периодически обличающего своих собратий.

Человек струсил - это бывает. Бывший грешник стал святым - такое тоже бывает. Но для того чтобы стать святым, мало плакать и каяться о преступлении. Надо еще преодолеть грех, и стяжать добродетель, противоположную этому греху, в данном случае - победить трусость, ведь Анатолий стрелял в своего командира именно из страха за свою жизнь, а вовсе не ненависти или еще чего-либо. Но никакой борьбы с грехом, никакого преодоления греха в фильме мы не видим.

Ведь дело не в конкретном преступлении Анатолия - несостоявшемся убийстве командира. Дело как раз в трусости.
Само преступление... Во первых. неизвестно. как бы повел каждый из нас. Во вторых, по большому счету. отказ Анатолия все равно бы не спас командира - немцы все равно бы расстреляли, если, конечно, задумали это.

Гораздо отвратительнее, что Анатолий прятался после этого в монастыре, тогда, когда другие проливали кровь - т.е. само нахождение  монастыре в данный момент - это все то же проявление трусости. Не верю. что монахи бы стали прятать его. Максимум, что они могли сделать - это поставить его на ноги и отпустить восвояси. Ведь Православная Церковь тогда призвала православных к защите Отечества.

Мы знаем из Евангелия, что апостол Петр, когда арестовали Иисуса Христа, будучи вопрошаем некоей служанкой, отрекся от Спасителя: "Не знаю я этого Человека". Из жития апостола мы также знаем, что до конца жизни апостол Петр не только оплакивал свое малодушие, но также бесстрашно проповедовал Христа и принял за проповедь мученический венец. Знали ли о этом авторы и актеры фильма "Остров"? А ведь это чуть ли не первое, что должно было придти на ум.  Анатолий в фильме переживает за свое преступление, кается, но где преодоление того порока, который толкнул его на это преступление, а именно - малодушия? Где борьба с этим пороком, и где победа над ним? Ничего этого нет. Похоже, ни режиссер, ни актеры не догадались перед этим немного почитать аскетической литературы, св. Феофана Затворника хотя бы. Последний совершенно четко говорил, что, чтобы  победить грех, нужно приобрести добродетель, противоположную этого греху.  По логике, наш герой должен был кровью искупить свой грех, и фильм, начавшийся с того, что он стреляет в своего товарища, пытаясь спасти свою шкуру, должен закончится тем, что он жертвует собою, спасая других. Вот это и есть настоящее покаяние. Ничего этого в фильме нет. Так что даже настоящего покаяния нам не показали.

Допустим, покаяние пришло к герою не сразу, а после нескольких лет прятания в монастыре. Но когда, в какой момент? Что послужило толчком? И опять же, где преодоление греха трусости? Ведь грех-то никуда не девался.

Очень меня удивляет. что Анатолий обличает эконома (Дюжев), спрашивая его: "За что Каин Авеля убил?". Это явный намек на зависть эконома к Анатолию. Между тем Каин - сам Анатолий. Каин - не потому что завидовал. а потому что - убийца.  Я думаю, что если Анатолий действительно раскаивался, он бы ни за что бы не посмел обличать кого либо. Он бы боялся и глаза на людей поднять.

Возможно,сыгравший главного героя Петр Мамонов сам суперправославный, но вот тоже не увидел этой подмены и поучаствовал в этом, а ведь время разобраться у него было. За время съемок он мог задаться вопросом: "А в чем, собственно плоды покаяния у моего героя?". Мог бы ради спортивного интереса и повесть Соболева почитать, по которой фильм снят. Так вот там в конце герой говорит адмиралу:

"А про преступление свое никому не говорил, даже духовнику, боялся, вот как ты сегодня, что передадут куда надо…" http://profilib.com/chtenie/78273/dmitriy-sobolev-ostrov-13.php

 Получается, что НИКАКОГО ПОКАЯНИЯ НЕ БЫЛО, раз даже духовнику он об этом рассказал. Как был трусом, так и остался. Это очень важный момент, но в  фильм это не вошло, иначе православные сразу бы рога увидели. И вот эта повесть становится в основу культового православного фильма? Прям надругательство какое-то.


В общем, налицо самая настоящая профанация Православия. И вот почему актер Петр Мамонов, возможно, хороший христианин, не вызывает у меня никакого восхищения, какое , по-видимому, вызывает у очень многих православных, постящих в пабликах всякие православные картинки с его изображением. Впрочем, претензии тут не к нему, а к режиссеру П. Лунгину. Он себя, как я понял, позиционирует православным, но православие его на самом деле ложно.  - Как-то смотрел передачу, где шла полемика между защитниками и противниками гомосексуализма (речь шла о запрете пропаганды сего, а вовсе не об уголовном преследовании педиков как таковых). Так вот, наш "православный режиссер", как истинный поборник либеральных ценностей, в передаче участвовал и был на стороне защитников прав педерастов (вместе с ним были  Николай Сванидзе, капитан команды КВН Юлий Гусман, правозащитница Людмила Алексеева. А  со стороны противников пропаганды содомского греха в той передаче участвовал протоиерей Димитрий Смирнов(вместе с ним - Дмитрий Киселев,  чемпионка Европы по боксу Наталья Карпович, лидер "Сопротивления" Ольга Костина).  Передача состоялась  4 апреля 2012 года в прямом эфире на ТВ-канале "Россия-1".  Не правда ли, очень странно, что "православный" режиссер, снявший культовый "православный" фильм в столь принципиальном для христианской нравственности вопросе оказался по разные стороны баррикад с известным церковным деятелем?

Может ли гнилое дерево приносить добрые плоды?

P.S.  Моя критика фильма, конечно, весьма запоздалая, и обусловлена она тем, что фильм по прежнему многие считают суперправославным. Между тем, я далеко не оригинален в своей критике. Еще в 2007 г. , к примеру, на "Русской линии" была опубликована статья протоиерея Георгия Бирюкова «Остров Каина. К продолжению дискуссии о фильме П. Лунгина «Остров»». Рекомендую к прочтению.


Рецензии
Пока не прочитал Вашу статью, об этом и не думал - я мирянин и видать слаба моя подготовочка, но с Вами не поспоришь - всё очень точно. С Вашей помощью сделал шажок. Спасибо!

Вячеслав Николаевич Орлов   02.10.2023 21:43     Заявить о нарушении
Извините, Вячеслав.
Жаль, Тимур редко отвечает на рецензии, но будем надеяться.

Тимур ! Приветствую, замечание :
В вашем резюме не названа церковь. Можно домыслить, что вы имеете в виду РПЦ, но нужно чётче указывать. Несколько лет назад здесь на Прозе была масса самоназваных священиков, (дьяконов и т.п. - всего с несколько десятков - минимум) и все - без указания - какого храма они как бы священики. Соответственно - много среди таких - просто наслажающихся. Почтением.
Вот как бесы. Любят же само назваться попом. Уважают ... тебя. Хорошо то как !
И :

Георгий Сотула   03.10.2023 16:38   Заявить о нарушении
Тимур, понравилось ваше рассуждение о фильме Остров.
во многом согласен. Но фильм - мне именно нравится . И Маммонов в нём.

А вот, чтобы долго не объяснять вам о несколько другом, поставлю вам ссылку на мою рец :

http://proza.ru/rec.html?2023/10/01/625

и посмотрим - , сможете ЛИ ВЫ высказаться О СЕБЕ о своём зрении на уровни этики христианина более важном - - также честно, как говорили о фильме Остров.

Очень хочется, чтобы и Владислав высказался.
Ведь дело не в чине - мирянин или епископ.
А в честности.

Искренно : успеха ! Спаси Боже.

Георгий Сотула   03.10.2023 16:44   Заявить о нарушении
Мне фильм тоже очень нравится, и Мамонов нравится, и остальные актёры. По комментарию Тимура я чётко понял, что в фильме есть моменты, по которым он не пройдёт в качестве святоотеческого наставления, и почему это именно так - Тимур логично разложил, но мне кажется что фильм этот всё равно позитивен в плане красоты сюжета, в плане любви к Богу и любви к церкви и потому мы можем быть благодарны его создателям за работу, а новые режиссёры и новые актёры могут потом идти дальше - было бы кому.

Вячеслав Николаевич Орлов   03.10.2023 17:18   Заявить о нарушении
Случайно удалил свой ответ. Пишу еще раз. Благодарю за интерес к этой моей заметке. Фильм "Остров" действительно сделан очень талантливо, игра актеров - замечательна, и мои претензии не столько к ним, сколько к их "командиру" - режиссеру. Актеры что? - Что дадут им, то и будут играть. Хотя раз уж Мамонов такой суперправославный, каковым он себя позиционировал, то мог все же немного поразмыслить над фильмом. И да, я учту замечания и впишу в резюме мою церковную приналежность - МП РПЦ, разумеется.

Тимур Сергий Давлетшин   04.10.2023 22:31   Заявить о нарушении
Тимур, благодарю за высказывание.
О сценариях как костяках действа мы вообще мало понимаем.
есть такой Владимир Георгиевич Жданов
который вместе со митрополит Тихон организовали церковное общество Трезвости.
(См текст "Авторы прозы о трезвости" авторесса Галина Санорова - она очень часто ставит ссылки на Жданова)
Жданов - ещё и великолепнейшый и логик и лаконист.
Так вот, Жданов о фильме "с лёгким паром" за пол минуты изложыл структуру сюжета :

Элита - врач... и другие пьянка и где ... в бане ... . ...
Учительница (!) - в самом напряжённом моменте фильма - закуривает. (????)

- а после этого уже приводит статистику :
сколько школьниц после просмотра фильма - начали курить.

Георгий Сотула   05.10.2023 14:22   Заявить о нарушении
Статистика - которая есть результат именно структурых моментов фильма.
а они же - как бы второстепенные (?). Так ведь ?

Георгий Сотула   05.10.2023 14:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.