Воля выбора. Охота на слова

Воля выбора – это то, что отличает человека от животного, а человечество  - от мира растений, животных, птиц и насекомых.

Воля выбора абсолютно во всём: в выборе жилья, среды обитания, еды, способов передвижения, время препровождения, в организации досуга или отдыха.

Не впервые обращаюсь я к этой теме: право выбора, возможность выбора, свобода выбора. Не один год откладываю. И всякий раз в качестве примера хочется привести сцену из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», кстати, она хорошо, хоть и не в полном объёме, представлена в экранизации режиссёра Владимира Бортко. Помните тот момент, когда к артисту приходит буфетчик с фальшивыми червонцами? Актёры Олег Басилашвилли (Воланд), Александр Абдулов (Коровьев), Александр Филипенко ( Азазелло) и Георгий Штиль (буфетчик Варьете).

Из Булгакова. Несколько фрагментов из главы 18 «Неудачливые визитёры».

 – Мне необходимо видеть гражданина артиста.
– Как? Так-таки его самого?
– Его, – ответил буфетчик печально.
 Войдя туда, куда его пригласили, буфетчик даже про дело свое позабыл, до того его поразило убранство комнаты. Сквозь цветные стекла больших окон (фантазия бесследно пропавшей ювелирши) лился необыкновенный, похожий на церковный, свет. В старинном громадном камине, несмотря на жаркий весенний день, пылали дрова. А жарко между тем нисколько не было в комнате, и даже наоборот, входящего охватывала какая-то погребная сырость. Перед камином на тигровой шкуре сидел, благодушно жмурясь на огонь, черный котище. Был стол, при взгляде на который богобоязненный буфетчик вздрогнул: стол был покрыт церковной парчой. На парчовой скатерти стояло множество бутылок – пузатых, заплесневевших и пыльных. Между бутылками поблескивало блюдо, и сразу было видно, что это блюдо из чистого золота. У камина маленький рыжий, с ножом за поясом; на длинной стальной шпаге жарил куски мяса, и сок капал в огонь, и в дымоход уходил дым. Пахло не только жареным, но еще какими-то крепчайшими духами и ладаном, от чего у буфетчика, уже знавшего из газет о гибели Берлиоза и о месте его проживания, мелькнула мысль о том, что уж не служили ли, чего доброго, по Берлиозу церковную панихиду, каковую мысль, впрочем, он тут же отогнал от себя, как заведомо нелепую.
Ошеломленный буфетчик неожиданно услышал тяжелый бас:
– Ну-с, чем я вам могу быть полезен?
Тут буфетчик и обнаружил в тени того, кто был ему нужен.
Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване, низком, с разбросанными на нем подушками. Как показалось буфетчику, на артисте было только черное белье и черные же востроносые туфли.

Опустим диалог о зелёной брынзе и осетрине не первой свежести.

– Я не по этому делу пришел! – совсем расстраиваясь, проговорил буфетчик.
– Не по этому? – удивился иностранный маг. – А какое же еще дело могло вас привести ко мне?

Тут в багровом свете от камина блеснула перед буфетчиком шпага, и Азазелло выложил на золотую тарелку шипящий кусок мяса, полил его лимонным соком и подал буфетчику золотую двузубую вилку.
– Покорнейше… я…
– Нет, нет, попробуйте!
Буфетчик из вежливости положил кусочек в рот и сразу понял, что жует что-то действительно очень свежее и, главное, необыкновенно вкусное…
– Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
– Покорнейше… я не пью…
– Напрасно! Так не прикажете ли партию в кости? Или вы любите другие какие-нибудь игры? Домино, карты?
– Не играю, – уже утомленный, отозвался буфетчик.
– Совсем худо, – заключил хозяин, – что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения. Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы! Итак, я слушаю ваше дело.
– Вчера вы изволили фокусы…
– Я? – воскликнул в изумлении маг, – помилосердствуйте. Мне это даже как-то не к лицу!

– У вас сколько имеется сбережений?
Вопрос был задан участливым тоном, но все-таки такой вопрос нельзя не признать неделикатным. Буфетчик замялся.
– Двести сорок девять тысяч рублей в пяти сберкассах, – отозвался из соседней комнаты треснувший голос, – и дома под полом двести золотых десяток.
Буфетчик как будто прикипел к своему табурету.
– Ну, конечно, это не сумма, – снисходительно сказал Воланд своему гостю, – хотя, впрочем, и она, собственно, вам не нужна. Вы когда умрете?
Тут уж буфетчик возмутился.
– Это никому не известно и никого не касается, – ответил он.
– Ну да, неизвестно, – послышался все тот же дрянной голос из кабинета, – подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате.
Буфетчик стал желт лицом.
– Девять месяцев, – задумчиво считал Воланд, – двести сорок девять тысяч… Это выходит круглым счетом двадцать семь тысяч в месяц? Маловато, но при скромной жизни хватит. Да еще эти десятки.
– Десятки реализовать не удастся, – ввязался все тот же голос, леденя сердце буфетчика, – по смерти Андрея Фокича дом немедленно сломают и десятки будут отправлены в Госбанк.
– Да я и не советовал бы вам ложиться в клинику, – продолжал артист, – какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться <в другой мир> под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями?
Буфетчик сидел неподвижно и очень постарел. Темные кольца окружили его глаза, щеки обвисли, и нижняя челюсть отвалилась.


Итак, сатана предлагает буфетчику сделать выбор. Предлагает несколько раз. Но предлагает то, что служит разложению человека как личности.

Сначала предлагает вино. Не воду, не фруктовый сок, не нарзан, то есть не напиток, который полезен человеку, а вино. Даже незначительное количество алкоголя, содержащееся и в молодом вине, и в выдержанном, и в отечественном, и в марочном,  растворяет оболочку кровяных телец, а без оболочки эти тельца слипаются и могут закупорить кровеносные сосуды. Вот причины головных болей с похмелья.

Сатана предлагает буфетчику сыграть в кости. Игра, где думать не надо. Называет другие игры: домино, карты.  Игры для времяпрепровождения или для получения денег. О шахматах Воланд не вспомнил. Хотя мы понимаем, что буфетчик в мокрых штанах от любой бы игры отказался.

А далее идёт разговор о деньгах и смерти. Сатана предлагает израсходовать  на развлечения и удовольствия все деньги и принять яд. В христианской культуре самоубийства не поощряются, самоубийц  хоронили за оградами кладбищ.

Из продолжения главы «Неудачливые визитёры» мы знаем, что Андрей Фокич  не последовал советам Воланда, он обратился к медикам за помощью, но там  сначала признали, что рака печени у него нет, а когда он рассчитался за услугу с врачом фальшивыми червонцами и золотыми монетами, его направили к психиатру, чтобы тот тоже хорошо заработал. А после начались такие дела, что впору всех признать за сумасшедших.  Очень опасно следовать советам сатаны.


Попутно отмечу. Валентина Карпова из Тулы опубликовала на сайте стихи.ру переложение на стихи романа Булгакова. Что касается эпизодов общения буфетчика с Воландом и его командой, которые привлекли меня как раз возможностью выбора, то в стихах  внешне события вроде бы те же, а внутреннего напряжения в них нет. Вариантность действий героев отсутствует. То, что привлекло меня, автор стихов просто не заметил. В романе Булгакова буфетчик не спорит и не оправдывается перед сатаной. Он подавлен, над ним издеваются, но он терпит,  сопротивляется, не сломлен, так продолжается  до того момента, пока он не  попытался в клинике расплатиться фальшивыми червонцами. В стихотворном переложении романа этой внутренней борьбы нет совсем, буфетчик возражает сатане и требует вернуть ему деньги вместо фальшивых червонцев.

Природа человека такова, что он единственный на Земле имеет право безграничного выбора. В романе Булгакова хорошо показано, что у него – у человека - есть право, воля, возможность выбора, пока он не совершил ничего предосудительного: не убил, не украл, не обманул и т.д. На работников ОГПУ- НКВД, на работников некоторых госструктур власть Воланда не распространяется (в телесериале всё наоборот). По сути в романе нет ни одного безупречного героя, каждый имеет грех, над каждым может иметь власть сатана. Удивительно, но в программе средней школы по литературе на этот факт внимание не обращается, словно министерство, ведающее образованием, само готово оправдать любой грех вслед за героями булгаковского романа.


Смотрим словарь Владимира Ивановича Даля. Словарная статья очень большая, выбираем только главное.

ВОЛЯ ж. данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения. Творческая деятельность разума, Хомяков. Всякому своя воля. Своя воля, своя и доля. Своя воля (своеволье) царя боле.
У человека воля, у животного побудка.
|| Власть или сила, нравственная мочь, право, могущество. На это ваша воля. Ваша воля — наша доля. В поле две воли, т. е. кто осилит. Дай ему волю, он все перевернет. Дай уму (ему) волю, а он и две возьмет. Дай боли волю, полежав, да умрешь.
|| Желанье, стремление, хотенье, похоть, хоть, вожделение, вся нравственная половина человеческого духа, противопол. умственная, разум. Разум сягает, да воля не берет. Разум — количественная собь души, воля качественная. На волю поволька. Разум отвечает истине и лжи, воля добру и злу.
|| Независимость, свобода, неподвластность, простор в действиях; самоволие, произвол;
|| свобода от рабства, от крепостного состояния. Волк на воле, да и воет доволе. Волька моя, волюшка, горькая долюшка. Скот на воле ходит, в поле; от этого и
|| самое пастбище, выгон называется волею твер. Провялить, просушить на воле, на воздухе, на ветру. Дай волю, дай срок, погоди, ужо. Откуда ты? С воли, родимый, дразнят бродяг. Твори (суди) Бог волю свою. Воля-свой бог. Воля Божья, а суд царев. Божьей воли не переволишь (не переможешь). Выше Божьей воли не будешь (не станешь). Власть Господня, воля Божья, святая воля Его. На волю Божью просьбы не подашь. Предать воле Божьей, т. е. забыть, оставить без последствий. Не умом грешат, а волей. Волю дать — добра не видать. Боле воли — хуже доля. Дай душе волю, захочет и боле. Дай сердцу волю, заведет тебя в неволю. Дай черту волю, живьем проглотит. Дай себе волю, заведет тебя в лихую долю. На торгу деньги на воле, а купцы и продавцы все под неволей. Хороша воля с умом да с деньгами. Глупому в поле не давай воли. Дал муж жене волю, не быть добру. Находишься по воле, наплачешься вдоволе. Жить по воле, умереть в поле. Воля портит, а неволя учит. Воля губит, неволя изводит. Воля и добрую жену портит. Воля и добра мужика портит. Своя воля страшнее неволи. Языком болтай, а рукам воли не давай. Своя воля во щах (да в бане, да в жене). Жил на воле, спал подоле. Кто живет на воле, тот спит боле (спит до воли). Вольный свет на волю дан. Гостю честь, коли воля есть. В чем гостю воля, в том ему и честь. Ваша воля, а и нам есть доля. Своя волюшка у батюшки. Покрасуйся, девушка, до святой воли батюшкиной. Под одним окном постучит, под другим выпросит, под третьим съест — поддёвочка-та сера, да волюшка своя, о нищем. Бери жену с воли, а казака (т. е. работника) с Дону — проживешь без урону. Девки говорят: нам своя воля гулять; молодки говорят: нам мужья не велят. Волей, неволей, а ступай. В каменном мешке — а думке воля (а думка на воле). Ваша воля, а наше поле: биться не хотим, а поля не отдадим. Чья воля, того и ответ. Кто ему не велит: своя воля. Хоть хлеба крома, да воля своя. Своя волюшка раздолюшка. По своей воле лучше неволи. Хоть хвойку жую, да на воле живу. Хоть на хвойке, да на своей вольке. Хоть с голоду пухнем, да на воле живем, дразнят обнищавших, нижегородских татар. Взяли волю, едем по всему полю, насмешка. На вольного воля, на невольного охота, прихоти. Вольному воля, спасенному рай, бешеному поле, черту болото. Разум сягает, да воля не владает. Жалую вас крестом (старым), бородой и вечной волей. Пугачев. Отдашь волей, возьмем охотой: не отдашь волей, возьмем неволей. Воля наволюется вволю (до неволи). Воля иконника Пятницу на коне, а Егорья пешим писать.
 Волить что, хотеть, желать, требовать, приказывать.
Волей нареч. зап. калужск. лучше, охотнее. Волей бы я таперя спал. Мне волится, хочется, желается. Безволить кого, лишать воли; выволить кого, выручить из неволи; доволить кого, делать довольным, заволить, захотеть. Изволить, хотеть. Толковый словарь живого великорусского языка


В русском языке очень много слов с корнем ВОЛЯ. Заметили, в первом предложении у Даля для дефиниции использованы два слова с тем же корнем, что и гнездовое? ВОЛЯ -  произВОЛ действия, а ещё отсутствие неВОЛи.


Завершить растолковку хочу миниатюрой с сайта «Крамола». У неё не указан автор. Единственное, что я сделал, записал каждое предложение с новой строки.



Как о нас будут думать будущие поколения?

 Они жили в одинаковых тесных бетонных коробках, ценили вещи и средства обмена вещей выше жизни окружающих, и систематически занимались бездумной деятельностью ради накопления этих средств.
Труд многих из них был совершенно бесполезен, и даже вреден - они ежедневно загрязняли свой мир, убивая самих себя.
Не думая о последствиях, они губили свою родную планету, занимаясь самосовершенствованием в крошечной области знания, не стоящей и выеденного яйца.
Совершенно хаотично использовали ресурсы Земли, считая их личной собственностью.
Им не было дела ни до чего, кроме самих себя и своего ближайшего будущего.
Они намеренно снижали качество вещей, чтобы те чаще ломались, и нужно было производить новые.
Производили массу продукции, которую не могли использовать.
Накопление вещей поощрялось и считалось признаком благополучия.
Интересы многих из них ограничивались потреблением и бездумным развлечением, у них был доступ к океану информации, и при этом они ютились в тесном мирке привычного и знакомого.
Они гордились своей причастностью к определённой общности и считали всех, кто не входит в неё, чужаками.
Убийства по собственной воле считались аморальными, убийства по воле руководителей общности - нормой.
Да, у них были руководители - отдельные люди, управляющие судьбами множества других людей.
Самоограничение считалось нормой.
Они следовали установленным законам, невзирая на их неадекватность.
Они меняли свои взгляды только под давлением обстоятельств. Отвергали мысли и идеи, идущие вразрез с мнением большинства, несущие угрозу существования устоявшейся системе..

- Но как же они могли так жить? Неужели разум наших предков был примитивнее нашего?
- О, вовсе нет. Просто у них не было альтернативы. Они не знали ничего лучше. #крамольная_мудрость http://www.kramola.info/vesti/protivostojanie


Иначе говоря, у людей и у человечества есть воля выбора. Только всегда ли эта воля обеспечивает правильный, достойный человека выбор?


Рецензии