Тридцать дней ожидания. день 13

день 13


С утра Дусю разбудили ароматы, доносящиеся из кухни. Баба Соня сварила суп с грибами, а со свинины, которую вчера достала на ночь из морозильника, нажарила сочных шницелей. Это коронное её блюдо. Баба Соня работала поваром, сначала в городской, затем в сельской столовой. А ещё пенсионерка испекла пирог с земляничным вареньем.

-   Бабуль, когда же ты всё это успела? - удивилась Дуся.

-   Не спится мне, внученька. Вот встала в четыре утра и уже всё переготовила, теперь можно и отдыхать целый день.

-   Никаких. - отчеканил Анатолий Анатольевич. - Всем доброе утро!... Мам, мы не долго тут задержимся. Я обещал своему приятелю, что помогу ему со свадьбой. У него сын женится. Но ты не переживай, я к тебе ещё и летом прискачу. У Дуськи, видимо, не получится, она выйдет на работу. А я за три года отпуска отгуливаю. Поэтому решил тут у тебя по хозяйству управиться, где особенно это требуется, причём давно. Как считаешь? - Анатолий Анатольевич посмотрел на мать, ожидая ответа.

-   Толя, да так сразу и не скажешь... Вроде всё нормально. Есть одна беда, но это не мужского ума дело. Кладовку, сынок, надо подбелить...
А, слушай, есть занятие и для твоих рук, чуть не забыла... На задворках заборчик у меня повалился, некоторый штакетник, так совсем уже потрескался, потому что лет ему и лет. Поменять бы его, Толя. Я заготовила материал, в сарае он у меня аккуратненько сложен. Вот, сыночек, и поправь мамке оградку, коли изъявил желание. А мы с Дусей посидим на лавочке и на солнышке погреемся.

-   Не будем греться на солнышке. - заявила Дуська.

-   Это почему же? Не хочешь?

-   Хочу. Но всё потом. Ты что-то говорила насчёт кладовки? Так давай и с нею покончим, пока я здесь.

-   Ой, Дусь, оставь. Там не столько побелки, сколько всякого разного оттуда надо вытащить. Банки, коробки, мешки. Это так нудно и долго, ты не представляешь. Когда уедете, то я сама как-то затеюсь и наведу там порядки. У меня уже и извёстка погашенная, в коридоре стоит, в уголке.

-   Ба, покушаем, папа пойдёт забор ремонтировать, а мы с тобой начнём в кладовке убираться. Вернее, тебе разрешаю командовать парадом, а я всё сама сделаю: и побелю, и помою.

-   Да мои ж вы золотые! На каких-то три дня наведались, так и то себе работу подыскали. Ладно, давайте кушать.

Пока баба Соня мыла посуду после завтрака, Дуська из кладовки всё вытаскивала в прихожую комнату. Вскоре там и ступить было негде от нагромождения ящиков с овощами и яблоками, банок с консервами, мёдом, растительным маслом и просто пустых, уже освободившихся от чего-то. Стояли ещё и мешки с сахаром, но тут пришлось просить Анатолия Анатольевича, дабы подсобил поднять такой тяжёлый "предмет". А кастрюлю, большую эмалированную, наполненную мукой, баба Соня и Дуська, взявшись за ручки с обеих сторон, кое-как вынесли сами.

-   Ба, а что у тебя тут в этой кастрюле? Прям, неподъёмная...

-   Мука, Дусенька. Я муку тут храню.

-   Мука? А чего в кастрюле?

-   Так, от мышей, Дуся. Они же, сволочи, мешок прогрызут и столько её попортят, что потом хоть всё вынеси после них на помойку. Потому что эти маленькие твари - где едят, там и гадят. И такая страшная вонь из-под них остаётся, хоть "караул" кричи. И речь уже идёт не о том, чтобы что-то приготовить из этой муки, а даже держать её рядом невозможно. Я бы добавила, что до ужаса противно... - баба Соня так глянула на Дуську, мол, и сама бы могла догадаться.

-   Понятно. А банок столько зачем? Неужели тебе нужно так много варенья?

-   Нет, конечно. Я его почти совсем не ем. Даже странно, раньше мне и чай не чай без него, а теперь редко когда захочется. Если пару чайных ложечек добавлю, так и то на удивление.

-   Я помню, как ты любила им полакомиться. - Дуся добродушно улыбалась своей бабушке.

-   Да, Дусенька, были времена...

-   Тогда тем более, зачем столько купорить, если ты почти ничего не съедаешь?

-   А пироги? Дусь, да ягоды столько уродило в том году, мы вёдрами таскали её из леса. Что-то продали, а что-то и закрыли. К тому же, если в моём возрасте всё время сидеть на месте, то однажды можно и не подняться. Я же знала, внученька, что папка твой приедет, вот запаслась и для вас гостинчиком.

-   А за это спасибо, бабуль! Варенье у тебя всегда самое вкусное!

Дуся умела белить. А научила её баба Маруся. У Марии Ивановны была за городом дача. Теперь её уже продали, потому что Юлия Владимировна всегда находилась на работе, а у бабы Маруси уже сил не оставалось, дабы в одиночку там управляться. А забот-хлопот на дачном дворике, то всем известно - непочатый край. С плодовых деревьев и ягодных кустов надо собрать весь урожай и определить его в банки. Не считая, сколько до этого момента предстоит за всем этим ухаживать. Также Мария Ивановна выращивала овощи, которые тоже следовало консервировать. Осенью листву убрать и сжечь, огород вскопать, потому что так устроен участок, что трактор туда не проходит. Весной тоже уйма всякого разного и, среди прочего - это побелка двух небольших комнат. Юлия Владимировна предлагала матери поклеить там обои и не возиться с этим каждую весну, но Мария Ивановна не соглашалась, ей не нравилось это новомодное введение, вот когда стеночки побелены, то другое дело: и светло, и чисто, и красиво.

На побелку дачи пенсионерка брала с собой внучку, а Дусе, вся эта затея, была вроде какой-то игры. Вот потому, когда баба Соня поставила перед нею густую известь, разведённую водой, она смело взялась за щётку. А перед этим девушка обошла с веником все углы, забирая на него скопившуюся, за какой-то период, паутину.
Побелка не заняла много времени, ведь помещение не отличалось большими габаритами, но зато потом пришлось потрудиться. Дуся выдраила полы до блеска, а также все полочки нескольких стеллажей. Несмотря на то, что подстилали разные клеёнки и ненужные газеты с журналами, но, как не старайся, а известью, так или иначе, всё было перепачкано. Потому девушка приложила всё своё старание к наведению порядка и скоблила бабушкину кладовку самым тщательнейшим образом. А баба Соня тряпкой протирала многочисленные банки и коробки, и только после этого они обратно занесли все вещи и продукты. Мешки с сахаром, чтобы не отвлекать Анатолия Анатольевича, поднатужились и сами затащили на место.

-   Ой, Дуся, спасибо вам с Толечкой, так помогли, так помогли! А я собиралась кого-то нанимать, чтобы забор мне починили, ну а с кладовкой, то, разумеется, сама возиться замышляла. Теперь-то мне ничего не придётся, вы с папой полностью освободили меня от этой проблемы. Он уже тоже заканчивает, сейчас будем обедать.

После обеда Дуся предложила прогуляться по лесу, хотя бы с краешку, но старшие родственники воспротивились. Сказали, что намаялись они маленько, потому прогулку перенесли на завтра.
Пока покушали, пока поговорили на различные темы за чашкой чая, а уже почти и три часа дня наступило. Втроём вышли на лавочку за двор, но Анатолий Анатольевич не долго составлял им компанию, немного посидел с ними и отправился в дом к телевизору.

Баба Соня рассказывала, как они когда-то, всей семьёй, перебрались в эту деревню.

-   Дусь, я думала, что помру раньше Толика.

-   Почему? - удивилась Дуся. Похоже, она многое не знала.

-   Во-первых, я с трудом расставалась со своей квартирой, так противилась переезжать сюда. А что поделаешь? Толик прожил тут ещё десять лет, а там бы я его сразу похоронила. Вот ради мужа и решилась я на такую поездку. А потом плакала, как детсадовская девочка. Мне здесь совсем не приглянулось. Глухомань настоящая, транспорта нету, ничего такого нету, я имею в виду магазины, клуб, где показывали бы кино, ох... - баба Соня махнула рукой. - Что говорить, Дусь? Это нынче тут кое-что настроили, а тогда, в том районе, где медпункт и почта, там раньше пустырь был, лошади там паслись, Дуся.
Но это ещё полбеды... Я ведь в городе родилась и совсем без понятия, как за огородом ухаживать: как что садить, как потом с сорняками бороться? Это всё по крохам, из года в год, я училась у соседей и у всех добрых и отзывчивых людей. Кто помогал мне советом, а кто и простым состраданием.
Столько слёз я пролила... А Толик, бывало, смотрит на меня и вместе со мной плачет. Я о дедушке твоём...

-   Я поняла.

-   Он винил себя, знает же, что из-за него мы все тут оказались. Не, ну отец твой не долго тут пробыл, он после десятого поехал в техникум поступать и сам там крутился в нашей квартире. - баба Соня немного помолчала, а Дуся терпеливо ждала продолжения.

-   Теперь осуждаю себя, Дусенька. Мне так порой тяжело случается.

-   Из-за чего, ба? - хотя Дуся уже догадывалась, о чём поведает ей баба Соня.

-   Кабы я меньше рюмсала, так, может, и Толик продержался бы дольше? Мне так его не хватает... - баба Соня ладонью быстро смахнула непрошеную слезинку.

-   Бабушка моя... - Дуська прижалась к старушке. - Не надо себя винить. Сколько было суждено дедушке, столько он и протянул. И так побил все рекорды, его в городе врачи уже списали, а лишние десять лет, это многое значит. А ты, в своё время, сделала подвиг. Да-да, это так. Шутка ли, сорваться с насиженного места и рвануть в самое пекло неизвестности. Ещё и с ребёнком. Пусть папа уже считался старшеклассником, но всё равно - это было не очень удобно. Он тоже бросил всё, что его окружало: друзей, любимых учителей и прочее. Вы оба с папой молодцы, я горжусь вами!

-   Спасибо, внученька. Мне приятно, что ты всё правильно понимаешь. Это потом, Дусь, я так тут привыкла, что назад уже и палкой меня отсюда не выгонишь. И до сих пор не жалею, что продолжаю тут своё существование.


Рецензии