К вопросу о коллекционировании фарфоровых изделий

Авторы: Елена Антипова, Аристарх Нилин
Изделия из фарфора  малых заводов Гжели первой половины XIX века занимают особое место в коллекциях собирателей русского фарфора. Сегодня предметы этих предприятий можно назвать гордостью любой коллекции, а лучшие из них представлены в экспозициях крупнейших музеев страны, демонстрируя мастерство русских умельцев. Время оставило нам лишь крупицы исторических материалов и предметов той эпохи.  И в частных коллекциях, и в музейных собраниях хранятся уникальные единичные образцы изделий Гжели этого периода. Причина редкости предметов заключается в предназначении и социальной среде бытования изделий. Они были выполнены полностью ручным способом в малом количестве,  предназначены для постоянного использования в быту, и поэтому  сохранилось их немного. Период  1830-50-х годов исследователи и специалисты  по фарфору А.Б. Нентцель, А.А. Исаев, В.И. Селезнев, А.В. Селиванов, А.Б. Салтыков считали лучшей порой в истории гжельских промыслов, временем расцвета этого самобытного производства. В статье авторы касаются вопросов стилевых  особенностей фарфора Гжели первой половины XIX века, отличия его от изделий крупных фарфоровых заводов России, представляют ряд неопубликованных ранее изделий с редкими марками, а также  размышляют о предпочтениях  в частном коллекционировании данной тематики.
Свободный дух жителей Гжели, издавна проявившийся в предпринимательской жилке и художественном творчестве,  богатство ресурсов – залежей качественных глин, обширных лесов для технологически процессов по изготовлению предметов из керамики, находящиеся рядом рынки для сбыта продукции, создали удивительный феномен русской культуры – майолику, керамику, фаянс и фарфор Гжельского региона.  С появлением фарфора в России в конце XVIII века в первую очередь связаны  два  крупных фарфоровых завода, Императорский фарфоровый завод и Франца Гарднера. Эти предприятия выпускали свои прекрасные художественные изделия для  двора, аристократии и богатых граждан. Поступал фарфор из Германии:   Мейсенский   завод    даже имел торговые отделения в крупных городах России. В начале XIX века изделия из фарфора становились все более популярными среди разных слоев населения России.   В ответ на   желание зажиточных горожан и крестьянства также украсить свой быт изделиями из фарфора, в гжельском регионе возникают малые фарфоровые заводы. Около 1800 года в деревне Володино бывшего Бронницкого уезда крестьяне братья Куликовы открывают первый фарфоровый завод .    В первое десятилетие XIX века число фарфоровых заводов было не более пяти, и точно атрибутированные изделия в музейных и частных собраниях встретить трудно. Начало второго десятилетия XIX века отмечено общим спадом  производства из-за  Отечественной войны  1812 года, вслед за которым начался  небывалый расцвет фарфоровых заводов Гжельского региона. Огромную роль сыграли специальные правительственные меры, направленные на развитие частного предпринимательства, в частности,  тарифы на ввоз  заграничных изделий и указ 1818 года, разрешивший всем крестьянам учреждать фабрики и заводы. В 1810-х годах в селе Елизаветине Богородского уезда Московской губернии открывается завод В.А. Всеволжского и И.П. Поливанова, в д. Короткой завод А.Т. Сафронова , в д. Фрязино завод братьев Гулиных , в д. Кузяево заводы Н. Храпунова и братьев Новых. К 1820 году в Гжельском регионе существует более 15 фарфоро-фаянсовых предприятий.  Проведение публичных промышленных выставок для поощрения русского народного промысла началось с 1829 года. На первой московской выставке 1831 года мастерство гжельцев было представлено изделиями фабрики Терехова. На всероссийских промышленных выставках в 1831, 1832, 1835, 1843 годах завод Терехова и Киселева также был удостоен наград,  в 1835 году получили одобрение изделия завода А.Т. Сафронова . Согласно статистическим обзорам промышленности региона за первые пятьдесят лет XIX века в Гжели появилось около пятидесяти фабрик по производству фарфора. Следует отметить, что в процентном соотношении гжельские фарфоровые заводы составляли чуть менее 70% всех фарфоровых производств России этого времени. Из них  около десяти были довольно крупными предприятиями, вырабатывавшими фарфор хорошего качества и широкого ассортимента, сравнимых с эталонами – заводами ИФЗ,  Гарднера, Попова, Юсупова. Это заводы Сафронова, Киселева и Терехова, Барминых, Рачкиных, Жадиных, Самсоновых, Мордашевых, Авечкиных и ряд других предприятий. Но в основной массе гжельские заводики представляли собой маленькие  мануфактуры,  где  всеми  производственными  процессами занималась семья владельца и несколько наемных рабочих. Труд был полностью ручной, «основными орудиями вплоть до конца XIXвека были мешалки, дробилки, точильные круги, жернова и конный привод» . При одинаковом числе «рабочего народа» и производственных мощностях прибыли от  производства у соседних мануфактур значительно отличались (фото 1 - Образец переписи производств с оборотом и количеством рабочих ). Не выдержав острой конкуренции, одни фабрики закрывались, но тут же открывались другие. Острота конкуренции стимулировала заводчиков искать новые технологии, более качественные фарфоровые массы, изобретать новые декоры и формы, чтобы услужить желаниям потребителей. Ассортимент и качество производимых изделий были весьма разнообразны, удовлетворяя вкусам и кошелькам различных слоев населения. Выпускаемая продукция вывозилась на Нижегородскую и Ирбитскую ярмарки, в Москву, в Петербург, Киев, Тобольск  и   другие города центральной части Российской Империи. Не обладая академическим художественным образованием, знанием законов композиции, очень примерно представляя художественные стилевые направления в фарфоре конца 18 – начала 19 века, гжельские мастера с одной стороны копировали лучшие образцы ведущих близлежащих заводов – Ф. Гарднера и А. Попова, а с другой использовали народные композиционные приемы, росписи, традиции, полученные из многовекового опыта производства майолики и гончарства своих предков. Поэтому классические образцы русского, западно - европейского фарфора так причудливо преломляются в гранях народного творчества, формируя уникальный стиль Гжельского региона.
На примере конкретных изделий ряда заводов можно увидеть основные особенности декоративных приемов гжельцев. Тарелки обычно декорировались рельефом, крупным или мелким «бусом» по внешнему краю борта, и росписью в виде орнаментального пояса между двумя линиями отводки. Орнамент был разнообразный – яркие цветочные букеты, стилизованные корзины, военные атрибуты, расположенные в ритмичном порядке. Центральная часть зеркала тарелок, резервы чашек, чайников, кофейников, ваз расписывалась различными композициями. Это архитектурные, видовые пейзажи, изображающие руины, виды Италии, Санкт-Петербурга (фото 2,3), портреты императорской царской фамилии, цветочные композиции, поэтические портреты русских женщин, охотничьи, пасторальные сцены. Большой популярностью пользовались литературные и мифологические сюжеты (фото 4-6). На подарочных чашках, графинах, чайницах в моде были надписи-пожелания: «Кого люблю, того дарю», «в знак памяти», инициалы одариваемого . Эта традиция унаследована от майоликовых изделий Гжели прошлых периодов. В декоре и формах посуды, предназначенной для чаепития, ставшего популярным в России одновременно с введением в обиход предметов из фарфора, заметны значительные влияния европейских образцов.   В первой четверти XIX века это выдержанные в стиле ампир формы французских сервизов со змеиными носиками, крылатыми «птицеобразными» ручками, которые первоначально в Гжели стали воспроизводить заводы Попова и Гарднера, а уже за ними копировать малые предприятия (фото 7).
Технологические особенности производства также диктовали свои законы декорирования – в Гжели чаще, чем на крупных заводах применяли более дешевые материалы и технологии: подглазурный кобальт, печать, люстр. Переливы люстра, фиолетового, золотистого, коричневато-оливкового призваны были конкурировать с дорогим золотым крытьем завода Гарднера. В этих техниках гжельцы  в художественном мастерстве во многом опередили своих крупных конкурентов. Подглазурная роспись  кобальтом  умело обрамлялась золотым декором, маскируя расплывшиеся контуры кобальта, и дальнейшей надглазурной росписью. Сахарница завода А.Т. Сафронова  (фото 8), богато декорированная подглазурными и надглазурными росписями, золочением, красотой не уступает произведениями ИФЗ. Двенадцатигранная  форма сахарниц, чашек, чайников пользовалась популярностью у покупателей и  характерна для изделий ряда Гжельских заводов 1830-60-х годов. Ближе ко второй четверти XIX  века в декоре становятся популярными элементы второго рококо, предметы в «восточном духе». К 1840-м годам в производстве стали чаще применять переводную печать с черным, зеленым, коричневым рисунком, удешевляющую себестоимость изделий. Сюжеты как правило  копировались с европейских гравюр – извержения Везувия, пасторальные, батальные сцены. Применение механических способов декорирования снижало качество изделий, сделав их безликими бытовыми предметами. Тем не менее, единичные экземпляры таких изделий с редкими марками малых частных заводов являются исторически важным коллекционным материалом. Представляют интерес молочник и тарелка с печатным рисунком с марками 1840-х годов предприятий  мужа и жены Семена Степановича Нового и Авдотьи Васильевны Новой , действовавших одновременно в деревне Кузяево Богородского уезда Московской губернии (фото 9-10).
Бытовые предметы - солонки, масленки, бокалы, кружки часто выполнялись в виде животных, птиц, гусаров, турок и турчанок, давая возможность гжельским художникам проявить неудержимую фантазию в росписях. На протяжении десятков лет эти формы пользовались неизменным спросом у покупателей. Фарфоровые чубуки для трубок, детские рожки представляют собой настоящие произведения искусства (фото 11-12).    Расцвет фарфоровой скульптуры малых заводов начинается с  1820-30-е годов. Скульптурные формы демонстрируют совершенно разные направления развития: подражание европейским традициям и самобытные русские сюжеты. С одной стороны это традиционное копирование известных европейских сюжетов, таких как  аллегорические фигуры «Времена года», «Части света», «Четыре стихии». Примером  служит аллегорическая фигура «Вода» из группы «Четыре стихии» завода братьев Новых (фото 13), повторяющая  фигуру завода Попова ( ГМ Кусково), которая в свою очередь является копией скульптуры завода Клостер-Фейльсдорф  . Аллегория воды в виде путти имеет ряд отличий от германского источника: пропорции модели  несут в себе черты народного примитивизма, вместо кубка в руках пути кружка, большая рыба размещена на плече, красочная роспись выполнена с натуралистическими подробностями. По мере завоевания рынков сбыта, мастера-гжельцы почувствовали свои силы, и стали изготавливать предметы по собственным моделям. Пример тому чернильница в форме лодки с катающейся парой горожан и  пресс-папье в виде льва  ( фото 14-15). Данные сюжеты связаны с каноническим русским майоликовым искусством XVIII века, где на первый план выступают  народная образность и вековые традиции гжельцев. Народные образы и обобщения тесно переплетаются с первыми опытами реализма, в котором сцены жизни обычных горожан выполнены в манере лубка, керамической игрушки, близки традициям формотворчества гжельских гончаров .
 Отечественная война 1812 года пробудила «интерес к простому народу, его жизни и быту. Полоса патриотических веяний вызвала реакцию против слепого поклонения и поверхностного подражания иностранной, главным образом французской, культуре» . Появляются фигуры разносчиков, мелких торговцев, крестьян и крестьянок, заимствования и различные вариации фигур завода Гарднера по  гравюрам  „Волшебного  фонаря" А.Г. Венецианова, «франтих», щеголей и «модниц». Они были ближе местным художникам, чем образцы императорского завода в строгом классическом стиле, представлявшие народные типы ( фото16-17). Мастерам Гжели не нужно было придумывать – они изображали свою жизнь. Некоторые фарфоровые сюжеты отражали острые моменты социальной жизни, шаржи на политических , театральных деятелей, вызывая резонанс в обществе, а порой и скандалы. Например скульптура-сосуд  з-да Храпунова «Монах, несущий девушку» вызвал запрет Священного Синода и бурное противодействие общества ( фото 18). В собраниях коллекционеров особое место занимают  бытовые сценки (фото 19-20), в которых проявились фантазия, талант и юмор гжельских мастеров. Основания скульптур порой беззаботно украшены пышными завитками второго рококо, ставшего популярным после 1830-х годов. Эти сюжеты резко контрастируют с   частыми случаями копирования европейских образцов императорского фарфорового завода того времени. Не забыли гжельские мастера и фривольные темы «голышек», пользовавшиеся спросом у  населения (фото 21). Модницы и франты, бытовые сценки, хороводы, кулачные бои, брачные сговоры – таковы образы крестьян и горожан, возвышенные, опоэтизированные, но представленные в реальной житейской обстановке.
Ярким примером самобытности, и вместе с тем высоко профессиональной с позиций производства изделий из фарфора, является фабрика братьев Гулиных. Основанная в 1814 году Василием Гулиным в деревне Фрязино, она просуществовала чуть более сорока лет, прежде чем закрылась в конце 50-х годов. В разные годы принадлежала его сыновьям: Семену, Мартыну, Анисиму и Григорию, которые к тому времени стали купцами. Наряду с фарфором на фабрике выпускались  изделия из фаянса, которые представляли собой посуду повседневного спроса . При этом ассортимент продукции был чрезвычайно высок. Это различные тарелки, блюда, салатницы, соусницы, суповые чаши, чайники, чашки, блюдца, из которых комплектовались столовые и чайные сервизы, другие изделия: миски, пиалы, чубуки курительных трубок, туалетные кувшины и тазы. При этом изделия из фарфора подчас декорировались рельефом, имели полихромную надглазурную роспись или печать,  на  части изделий можно увидеть столь характерный для Гжели кобальтовый цвет. Посуда из фаянса выпускалась как без декора, т.е. чисто белой, так и с декором в росписи или с печатным рисунком. Миски, тарелки  выполнялись при кобальтовом декоре посредством кистевой росписи и имели как растительный, так и геометрический орнамент.  Следует отметить, что на заводе  использовалась разного типа глина, в том числе красная, из которой изготавливали разнообразную майолику, чайники, курительные трубки, фигуры и прочие предметы. В целом, несмотря на то, что многие фарфоро-фаянсовые производства стремились копировать форму,  манеру росписи и цветовую палитру ведущих заводов, коллекционеры без труда узнают продукцию фабрики бр. Гулиных, и пожалуй именно это выделяет её среди множества, как одну из интереснейших  фабрик того периода.  Представленные в статье сервиз , кофейник и молочник наглядно иллюстрируют  великолепную технику мастеров фабрики на всех стадиях изготовления, начиная от формы изделия и кончая её росписью (фото 22- 24). В ассортименте широко представлены предметы мелкой пластики.  Особенностями этих изделий из фарфора были простота и колорит, свойственные  гжельской  глиняной игрушке ( фото 25). 
С середины XIX века массовость потребления фарфора потребовала внедрения промышленных технологий производства и декорирования , ручной труд, самобытность уступили иным приоритетам.  Большинство фарфоро-фаянсовых предприятий быстро разоряется и закрывается, значительная часть крупных заводов постепенно к концу столетия концентрируется в руках товарищества М.С. Кузнецова. Малые предприятия гжельского региона этого периода также порой преподносят коллекционерам загадки и представляют интерес для научного изучения. Одним из таких  предметов, найденных в последнее время, является молочник  завода М.М.Куринова (фото 26). Предприятие было основано в 1865 году и просуществовало вплоть до революции.  Синее надглазурное клеймо имеет существенное отличие от клейма с «бабочкой» № 762 по каталогу Дулькиной .Судя по общей компоновке аналогичных клейм данного производства можно предположить, что предмет относится к концу существования предприятия – конец 19 начало 20 веков.  К сожалению, такой подход в оценке периода простановки клейма и изготовления изделия не всегда возможен, как например в случае молочника фабрики  братьев Рачкиных (фото 27). Завод просуществовал без малого 50 лет и закрылся в 70-е годы 19 века. Известно полтора десятка клейм этого предприятия.  Подглазурное клеймо и особенности росписи  убедительно говорят о принадлежности молочника к данному предприятию, но с уверенностью говорить о периоде изготовления достаточно сложно, так как оно разительно отличается от клейм, представленных в каталогах. В марочнике А.В. Селиванова  есть краткая информация о предприятии А.В.Пименова в деревне Аринино: «Было основано в 1876 г. В этом году выделывалось фарфоровых изделий на 40 тыс. рублей, в 1884 г. на 5 тыс. при 12 рабочих. Вскоре после того фабрика закрылась»,  и далее: «Ставились ли на изделиях клейма – мне не известно». Вопрос  оставался  открытым до тех пор, пока не удалось найти предмет, доказывающий, что клеймо ставилось (фото 28). Еще больше вопросов вызывают предметы, на которых встречаются клейма, атрибутировать которые пока не представляется возможным. Примером служит молочник с клеймом, не описанным в литературе (фото 29). Буква "Ф"  скорее всего означает фабрику,   аббревиатура на клейме не совпадает по начертанию ни с одним из известных клейм. Аналогичной формы  предметы встречаются среди изделий малых заводов Гжели, а вот марка  представляет собой предмет для изучения. 
Последователи русского ученого и составителя одного из первых марочников русской керамики Алексея Васильевича Селиванова до сих пор открывают новые, ранее не известные марки фарфоро-фаянсовых предприятий Гжели, что лишний раз подчеркивает, как мало мы знаем об этом удивительном крае. Выявление редких, неизвестных ранее предметов, марок, исторических деталей производства и бытования фарфора на территории страны, исследования музейных специалистов и археологов, позволяют глубже изучить это интересное направление коллекционирования, применяя новые возможности XXI века.


Рецензии
Гжель удивительна, сочетание синего и белого - волшебно.

Кима Кишиневская   12.10.2019 20:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.