Генерал Моро российской революции. Вступление

Я и не думал писать это произведение, пока не случилось страшное событие 27 февраля 2015 года, совпавшее по горькому стечению обстоятельств с моим днём рождения. То, что ждал  в 2013 или 2014 году, произошло в 2015 г.

Я видел однажды Бориса Немцова не на митинге, он был совсем близко от меня в 2012 или 2013г.  у метро Кропоткинская на Гоголевском бульваре. Была хорошая летняя погода, навеивающая оптимизм. Подойти к нему, заговорить я не решился. Что такого Борису мог сообщить обычный прохожий, не задействованный на его проекты? Сказал бы: Что политику, возможно, угрожает опасность и эту опасность он рассчитал умственным путем, личными хронологическими построениями, базирующимися на материале истории России и Франции?

Возможно, подобный разговор вызвал бы реакцию непонимания. Псевдоисторической фантастики довольно лежит на прилавках магазинов. - "С чего бы этот незнакомец подошел ко мне?" Риск нападения на политика существует всегда и к чему лишний раз напоминать об этом? Оцените момент, - напомню, что тогда ещё не случились известные трагические события в Киеве и Украине, в результате которых разгорелись демонические страсти, обострились противоречия,  земля обагрилась кровью, а цена человеческой жизни девальвировалась. Кроме того, мои грустные предположения в то "докрымское время" могли касаться и Михаила Касьянова, и (или) ещё одного деятеля из 90 х годов.  Не буду называть здесь сейчас  имя последнего, хотя этот очень уважаемый incognito в 1999 г. играл немалую роль в судьбе России. Эта роль, между прочим, подобна роли генерала Жана-Виктора Моро во Франции в 1799 г. - в событиях 18 брюмера, о чём стоило бы поговорить в другом месте.

Как бы там ни было, я тогда надеялся, что расправа темных сил с одним с  политиков (Немцовым или Касьяновым, или неназываемым третьим ) будет носить символический характер. Не будет всё-таки летального исхода, нравы смягчатся в 21 ом веке под воздействием гуманистических начал. Допустим, им придется эмигрировать или отбыть в Сибирь. Главное, все они останутся живы. Увы, но случилось теперь уже неизбежное и приходится верить в предопределение.
-
Большой человек повертел головой на пешеходном переходе бульвара, озираясь по сторонам. Перейдя улицу, Борис пошел вверх по Гоголевскому.  Я же двинулся на работу по Пречистенке. Шел как всегда мимо дома №1 - Белые палаты, где тогда лежали цветы адвокату Станиславу Маркелову и Анастасии Бабуровой, убитыми фашистом в 2009 г.

Неожиданная фатальная развязка истории  27 февраля 2015 года  на Замоскворецком мосту потрясла сотни людей во всем мире. В районе полуночи я услышал о роковых выстрелах по телевизору и сначала не поверил своим ушам. На следующий день я был на мосту. Там было множество опечаленный людей, цветов и вместе с тем бросалась в глаза улыбающаяся молодая журналистка с телеоператором, которая, как она пояснила, тренировалась давать репортажи. Надеюсь, улыбалась она от растерянности. 1 марта 2015 г. состоялся  траурный марш по улицам Москвы, который с тех пор прошел 5 раз.


-
Да, в условиях гражданской войны в Донбассе, вызвавшей несчастия тысяч людей, не всех задело убийство у стен Кремля. Раскол в обществе дает о себе знать. Множество людей  чтят и помнят Бориса. И в то же время за именем может тянуться негативный шлейф впечатлений и эмоций многих соотечественников, которым в силу лжи и социальных условий трудно объяснить все превратности нашей истории, парадоксы перехода от романтического периода ожиданий горбачевской перестройки к жёстким рыночным реалиям. Положение осложняется недавним ожесточением сердец на фоне гибридной и холодной войн. Однако  наносное должно уходить из душ, а хорошая память о человеке остается.
-
Я беседовал с  людьми, хорошо знавшими Бориса в начале его политической деятельности. Говорил с соседями по дому.  Говорил с незнакомыми людьми на улице и даже на воде. Были удивительные отзывы. Например, одна женщина в Нижнем, когда я спросил, знала ли она Бориса Немцова, сказала, что он ей спас жизнь. Спрашивал это я у неё поздним вечером не в уютном кафе-баре, а на середине заводи Волги. Было пикантно темно, я плыл и вдруг встретил двух женщин-пловчих. Мы хорошо поговорили уже на берегу, они были связаны с музеем академика Сахарова. Моя респондентка заболела в 90ые годы, и друзья ей посоветовали обратиться за помощью к молодому губернатору.  Женщина была сотрудницей  университета и знала Немцова ещё в его бытность научным сотрудником НИРФИ.  Борис регулярно приходил в университет им.Лобачевского  на радиофак читать обзоры по новостям науки за рубежом.
Губернатор взял телефонную трубку и позвонил в Швейцарию, там была тогда какая- то российская делегация.  Вскоре в Нижний Новгород было привезено нужное лекарство. Оперативная помощь сделала своё дело. Женщина выздоровела.
Другая дама днём на улице Нижнего  сказала любопытному прохожему, что Немцов помогал ее мужу решать контрольные  по физике в вузе. Известно, что Борис в 80-ые  подрабатывал таким образом.
-
Итоги деятельности первого губернатора в Нижнем, лидера региональных реформ, первого из нестоличных регионов, получивших кредитный рейтинг,  требуют особого внимательного подхода. Представляется, что упреки некоторых граждан в том, что область осталась с долгами после Бориса, обусловлены во многом плохой экономической ситуацией в стране в результате резкой смены социально-экономической формации, общего дефолта 1998года.
-
Моё произведение вбирает черты биографического изложения, однако создание ЖЗЛ только одного человека не является самоцелью. Задача  показать жизнь Бориса Немцова, жизнь его друзей и соратников, жизнь Горького (Нижнего Новгорода) в 1987-1993 годах. Надеюсь, что эта попытка станет открытым текстом для новых знаний о тех годах и событиях, революционных процессах в России в 80-90 годы.
-
2.Мне кажется и это кардинально важно для данной работы, которая является совокупностью на первый взгляд разноплановых очерков, что жизнь и судьба Бориса имеют близкий аналог в давнем прошлом, а именно в истории французской буржуазной революции.  Я говорю о генерале Жане-Викторе Моро (1762-1813). Жан-Виктор - активный участник французской революции в Бретани. Пламенный республиканский генерал, коллега генерала Бонапарта. К 1804 году он кардинально расходится во взглядах с Наполеоном Бонапартом и был выслан последним заграницу. В конце концов переходит на службу к противникам императора. В 1813 г. Моро гибнет от французского ядра в сражении под Дрезденом, будучи приближенным царя Александра первого.
-
Соотнося легенды о смерти Моро с событиями на Замоскворецком мосту, мы фиксируем закономерность в конкретном её личностном наполнении. Романтики революционного периода испытывают надлом и со временем вступают в конфликт с системой, которую они винят, осуждают за авторитаризм.


Есть ли какие-нибудь зацепки, указания в научной литературе в связи с вышесказанным о системном рассмотрении разных эпох и биографий выдающихся людей? Не будем касаться классического труда Шпенглера - "Закат Европы". Затронем взгляды, воззрения, вытекающие  из исканий знаменитого ученого Николы Тесла. Основная "наша с ним" гипотеза гласит о том, что история  стремится к своему основному паттерну -модели или, ещё точнее, отыскивает ее. Кажется, что это противоречит истматовскому положению о последовательной смене социально-экономических формаций? Но в отвергнутом ныне торжеством эмпиризма историческом материализме как раз то и указывается на спираль развития, как результат реализации закона диалектики отрицания отрицания. Речь  идёт о механизме реализации этого закона на индивидуальном уровне - об известном детерминизме  прошлого, которое присутствует в мотивации поступков людей. Поступки, действия не просто вдохновляются  примерами прошлого, ориентируются на них, - они обретают связь благодаря интересу к Событию.

Скажем, как не старался Герман Холлерит вместе с Николой Тесла, переместившись по одной фантастической версии с помощи машины времени в прошлое, уберечь Авраама Линкольна от пули Джона Бута, ничего не получилось. Что бы ни делал легендарный пришелец из будущего, какими бы благородными мотивами не руководствовался, Авраам Линкольн  не покинул 14 апреля 1865 года театр Форда живым и здоровым.
-
Противостояние интересу к (в данном случае) криминальному событию может образовать только интерес к противоположному событию. Другими словами, должно быть эффективное противодействие устранению личности из истории. Как сказал Владимиру Путину Фидель Кастро: "Знаешь, почему я жив? - Почему? - "Потому что я своей личной безопасностью всегда занимался лично."
-
В отношении  повернуть историю вспять физик Никола Тесла терпит неудачу, оказывается беспомощным перед метафизикой необратимой стрелы времени. Увы, только История с большой буквы способна оставить для человечества имя и дело Авраама Линкольна в живых. То же самое касается и Бориса Немцова. Как говорит, философствуя, Николай Веденяпин в романе "Доктор Живаго" Пастернака:"А что такое история? Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению. Для этого открывают математическую бесконечность и электромагнитные волны, для этого пишут симфонии. Двигаться вперёд в этом направлении и нельзя без некоторого подъёма. Для этих открытий требуется духовное оборудование. Данные для него содержатся в Евангелии.."


Каждый шаг вперёд есть попытка преодоления прошлого. Но каждый настоящий миг становится сразу прошлым и это свойство детерминизма сидит в зародыше будущего. Но только после шага, когда он уже стал прошлым, мы вдруг воспринимаем как железобетонный вывод Никола Тесла (приписываемый ему), сделанный в  башне Уорденклифф. - "При попытке изменить прошлое реальность разветвляется. Но со временем "ветки" начинают стремиться к идентичности, "синхронизируются" между собой."  Хронопорталы для спецслужб".
И что же? Допустим, схвачен Бут, он не успел выстрелить. Авраам Линкольн выходит из ложи, но оступается и ломает шею, всё равно гибнет. Так получается и при разнесении событий по времени. Какими бы революционными не были события по смене формации, через 26 лет происходит частичная реставрация сломанной системы. Мы обнаруживаем, что ветка истории  далёкого прошлого напоминает ветку историю из недавнего прошлого - иногда даже в деталях и хронометраже.
-
На страницах романа Бонапарт второй я постоянно говорю о парадоксе символьной преемственности прошлого и будущего, или применительно к истории, преемственности прошлого и будущего, которое уже стало прошлым. Продолжаем эту линию. Исторически, символически и даже политэкономически связаны между собой судьбы генерала Моро и Бориса Немцова.
Начало изложения представляет собой презентацию основной таблицы соответствий времён буржуазной французской революции и российской либеральной. Подобные таблицы в я уже публиковал в 10 (https://bonapart2.livejournal.com/3154.html ) и 14 главах романа https://bonapart2.livejournal.com/4825.html Бонапарт второй. В этой таблице делается упор на предреволюционной периоде и периоде реставрации.

таблицы  иллюстраций и сравнительной хронологии смотрите

https://bonapart2.livejournal.com/7325.html


на иллюстрации в начале Жан-Виктор Моро в битве при Гогенлиндене в 1800г.. автор Анри-Фредерик Шопин

60-летию Бориса Немцова 9 октября
продолжение 1 глава смотрите

http://proza.ru/2019/10/14/853


Рецензии