Деррида, как природное явление

Выход большой монографии  о выдающемся французском философе Жаке Деррида   (Бенуа Петерс. Деррида.  М., Изд. «Дело», 2018)  заполнил давно для меня зиявшую лакуну, поскольку с его трудами я знакомился по мере выхода их русских переводов, а они появлялись вразброс на интервале от 1991 до 2012 годов так, что поздние работы, например: «Жак Деррида в Москве» (1995) я прочитал прежде самой ранней – «О грамматологии» (1962), в результате чего у меня в голове сложилась весьма хаотичная картина его философии, а о его жизни я вообще ничего не знал.
В данной книге жизнь и развитие философской мысли Деррида показаны в контексте мировой истории XX века, включая историю культуры. Для меня впервые стала ясна его огромная роль в европейской философии. Сейчас мне это представляется так.
От времен античности до конца XVIII века длился догматический период философии, когда она занималась описанием мира. Кант положил начало критическому периоду, когда философия принялась за исследование самих методов философствования. Этот этап завершился, с одной стороны, созданием Гуссерлем феноменологии, вникшей в саму структуру философского мышления и, с другой стороны, - экзистенциализмом Хайдеггера, определившим исток всякого философствования вообще. Деррида осуществил третий период развития философии, когда ее проблемой стало исследование самого процесса письма – он «посмотрел в корень», так как философия – это искусство формулирования. Такой подход привел к тому, что философские трактаты Деррида (так же, как и других философов Постмодерна) сблизились с текстами серьезной художественной литературы, представленной, например, такими писателями, как Джойс и Беккет; (Деррида даже выдвигали на Нобелевскую премию за 2004 год по литературе, но ее вручили не ему, а Эльфриде Елинек). Наконец, из совмещения в одном процессе операций чтения, анализа и письма родилась философская практика деконструкции, разработанная Деррида, ставшая современным методом философствования. Таким образом, творчество Деррида подвело черту под всем периодом развития философии, который был начат Платоном и Аристотелем, и теперь зияет вопрос: «Что дальше?», так как философия, чтобы сохраниться, должна измениться кардинально, или превратиться в памятник, наподобие классической латыни.
Как показано в данной книге, Жак Деррида не был кабинетным ученым; в каких только странах он ни побывал, всюду  проповедуя деконструкцию! Он воспитал не одно поколение философов, и  принимал живейшее участие в политической жизни. Деррида всегда выступал в защиту демократии, протестуя против всех форм произвола; он принимал участие в левых движениях (его близкими друзьями были французские коммунисты, например, Альтюссер); он не жалел сил для защиты своих соплеменников (Деррида происходил из семьи алжирских сефардов), но никакая ангажированность не влияла на его философские взгляды, ибо истина была для него всего дороже.
Деррида был человеком колоссальной трудоспособности и страстного темперамента; ему были свойственны резкие перепады настроения; он был красивым мужчиной, любил жену, и многих других женщин, любил своих детей, был верен в дружбе, но, вместе с тем, был привередлив и обидчив; вкупе с его очевидной гениальностью, как философа, все эти особенности его портрета приведут к тому, что со временем он станет человеком – легендой, как Сократ, Вагнер или Эйнштейн.
                Август 2019 г.


Рецензии