День рождения коллеги

Сегодня день рождения у моей коллеги, давней приятельницы Людмилы Львовны Пиотрович. Вместе с ней мы долгие годы работали вместе в органах управления здравоохранением Хабаровского края, название которого за эти годы несколько раз менялось – отдел здравоохранения крайисполкома, управление здравоохранения администрации края, департамент здравоохранения и наконец, министерство здравоохранения.  Я по диплому – врач-лечебник, она врач-педиатр,  и жили мы долгое время в разных городах, поэтому наши пути пересеклись, лишь  когда она пришла работать в отдел здравоохранения крайисполкома.  Её пригласил на должность в отдел мой шеф, Анатолий Иванович Вялков, у которого я был в то время заместителем.  Он был на год младше меня, и учился вместе с Людмилой Львовной на одном курсе. Еще будучи инструктором крайкома КПСС, он не раз выезжал в Комсомольск-на-Амуре, где жили и работали супруги Пиотрович – Павел Анатольевич и Людмила Львовна.  Об чете врачей сложились очень хорошее мнение у жителей  района, родителей детей, которых они оба лечили.

Именно в то время, когда она работала в Николаевской центральной районной больнице, мы второй раз с ней увиделись.  Я в качестве главного рентгенолога края ездил в Николаевск знакомиться со службой, и заходил в детское отделение ЦРБ, которым руководила Людмила Львовна.  В тот мой приезд перед моими глазами прошло много врачей, и большинство я не запомнил. Не выделил и Людмилу Львовну. И даже не вспомнил, что уже как-то видел её. Это случилось в тот вечер, когда проходила свадьба моего закадычного друга Сережи Куракина и Наташи Ксенофортовой в ресторане «Центральный». В тот день во втором зале была свадьба Людмилы Львовны и Павла Анатольевича.  Но если мужа я до этого видел, то невесту, пардон, уже жену, нет.  Это случилось, когда я  учился на шестом курсе.

Хотя фамилия Пиотрович мне была хорошо знакома.  Её называла моя мама, она училась в одной школе с отцом Павла, Анатолием Карповичем, в далекие военные годы. Только Толя учился вместе с сестрой мамы Лизой, но они хорошо знали друг друга, как все в те годы в небольших селах района имени Полины Осипенко.  Она говорила, что Толя Пиотрович окончил Хабаровский медицинский институт, доцент, детский инфекционист. Кстати, из нашего района вышло несколько хороших докторов и преподавателей в своей альма-матер. Например, доцент и главный детский хирург Александр Васильевич Воробьев вообще выходец из моего родного села Херпучи. У его отца впервые появился легковой автомобиль «Победа», что я запомнил лучше всего.

Потом Анатолий Карпович учил меня детским инфекционным  болезням. Он стал к тому времени профессором, заведующим кафедрой, и читал нам лекции, а на семинарских занятиях мы участвовали в его профессорских обходах палат детской инфекционной больницы, что когда-то была в районе остановки «Памятник партизанам» в Хабаровске.  Его я увидел рядом с молодыми за столом в соседнем зале ресторана, нарядно одетого, и понял, что жених, вернее, молодой муж, его сын.

В конце 1974 года, когда я вернулся после трех лет службы врачом на подводной лодке во Владивостоке, и у меня по очереди заболели менингитом все трое моих детей. Менингит был осложнением свинки, и поэтому протекал довольно тяжело. Дети лежали в детской инфекционной больнице, и моя мама написала письмо своему земляку и хорошему знакомому Анатолию Карповичу, чтобы он своим опытным взглядом оценил, правильно ли лечат её внуков.  Пиотрович это сделал, и  написал подробное письмо маме, успокоил её.  Через некоторое время Анатолий Карпович стал членом-корреспондентом  Сибирского Отделения Академии медицинских наук и директором образованного в Хабаровске НИИ детских болезней СО РАМН.

В  конце 1988 года меня уговорил стать своим замом Анатолий Иванович Вялков, и я с головой окунулся в новую для меня работу. Отвечал я за оказание медицинской помощи взрослому населению. У меня в подчинении были  заведующая лечебным сектором Шетенко, главный терапевт Ганенко, главный хирург Шмелев, и два специалиста – Балабушко и Серенко.  А вот за оказание медицинской помощи беременным и детям отвечала другой заместитель, Нина Петровна Овчинникова.  Были и у неё свои подчиненные – главный акушер-гинеколог Корниенко, главный педиатр Цукерман, специалисты Галина и Романова. 

Работы у меня в эти годы, впрочем, и в последующие тоже, было невпроворот.  Мы принадлежали к чиновничеству еще прежнего поколения, которые думали о работе, а не о собственном кармане и благополучии.  Все  замы брали пример с начальника, Вялкова, и работали по 10-12 часов в день, и большинство суббот.  Так что я не сразу заметил, что у Нины Петровны появился еще один подчиненный, Людмила Львовна Пиотрович.  Оказалось, что они с Павлом как северяне построили кооперативную квартиру в Краснофлотском районе Хабаровска, Павел стал работать главным врачом детской инфекционной больницы.  А её Вялков пригласил работать в отдел здравоохранения как опытного педиатра.

Вскоре я пошел на повышение, и был назначен первым заместителем заведующего отделом крайисполкома. На мое место была приглашена Валентина Ивановна Сысоева, до этого работавшая заведующей поликлиникой городской больницы № 3 в Хабаровске.  Работа для неё новая, именно такой она была полтора года назад, поэтому Валентина Ивановна частенько обращалась ко мне за советом.

В начале 90-х годов  в нашем отделе произошла реорганизация, которую разрешило сделать республиканское министерство и  глава администрации края, которая заменила крайисполком после распада СССР. В пределах штатной численности  ставшего называться управлением здравоохранения, был организован контрольно-аналитический  отдел, и Вялков поручил возглавить его работу Людмиле Львовне, а подчинил его  мне, как первому своему заму. В функции отдела входил анализ работы всех лечебно-профилактических учреждений края, входящих в сферу нашего управления,  внесение предложений руководству по улучшению работы, контроль за выполнением всех  исходящих приказов, распоряжений, решений коллегии.  В подчинении Пиотрович оказались Шетенко, Шубина и Галина.   В это время на нашем этаже освободилось отдельное помещение, в нем был произведен ремонт, закуплена мебель и компьютерная техника, без которой эта работа была немыслимой.  Вот тогда наше общение с Людмилой Львовной стало ежедневным и более тесным.

По традиции в отделе мы отмечали дни рождения сотрудников.  Не всего отдела, естественно, а  с сотрудниками своих подразделений.  Обычно это делалось в обеденный перерыв, накрывали стол в одном из кабинетов, и часик проводили за поздравлениями, разговорами, лишь пригубив некрепкого вина. Лишь юбилеи проводились для всех сотрудников. Помню, как отмечала свой 55-летний юбилей  Людмила Варфоломеевна Серенко. Она была дачница, её муж заядлый рыбак, так что на столе в большом количестве были и овощи, и рыба. Ну и другие деликатесы, конечно. Юбилей отмечали после работы в бывшем помещении столовой крайисполкома. Вот тогда можно было выпить алкоголя больше, так что имениннице стало плохо.  К сожалению, не очень давно Серенко покинула наш мир.

Как-то так случилось, что между нами – мной, Сысоевой и Пиотрович, возникли не только служебные, но и дружеские отношения. Мы были примерно одного возраста, прошли неплохую школу в первичном звене здравоохранения.  Часто в приватной обстановке мы обсуждали не только производственные вопросы. Я прекрасно знал  семейную обстановку у Валентины Ивановны и Людмилы Львовны, так как муж Сысоевой Валентин работал в краевой больнице врачом-рентгенологом, а с мужем Пиотрович Павлом мы вместе ездили в Японию в составе делегации медицинских работников по приглашению японской фирмы «Искра Индастри и Ко». Все их дети – сын и дочь у Сысоевой и обе дочери у Пиотрович пошли по стопам родителей.

К этому времени у меня появился свой автомобиль, подержанный японский «Ниссан Скайлайн».  И когда главный врач краевой психиатрической больницы Михайлов в рамках проведения ремонта помещений больницы сделал сауну, и предложил управлению здравоохранения выделить отдельные часы в вечернее время,  мы не отказались посещать сауну. Чаще в неё ходили мы трое, заместитель заведующего городским отделом Лидия Робертовна Павлова,  главный врач противотуберкулезного диспансера Олег Леонидович Карпенко, и старшая сестра Сысоевой Лариса.  Туда и потом по домам девчонок развозил я, а у Олега была машина в диспансере.

Потом по ряду причин мне пришлось покинуть управление здравоохранения, я стал работать в немецкой фирме «Шеринг».  Я организовал офис своего представительства по Дальнему Востоку в старом здании  медицинского института, расположенного напротив здания администрации края. Так что мои боевые подруги частенько навещали меня или в обеденный перерыв, или после работы.  Да и я частенько заходил к ним в гости, обязательно на дни рождения, приносил подарки и цветы. 

Так прошло два года, и я вернулся на работу в ставшим называться департаментом здравоохранения.  Мне пришлось заниматься вопросами обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинской техники.  Появились свои подчиненные, одно время мы впятером сидели в одном кабинете, том самом, где я сидел один как первый заместитель. Но потом нам выделили три кабинета на другом этаже, и мы расселись более комфортно. 

Как обычно, отмечали праздники  моим отделом.  Но вот на свой  день рождения я приглашал своих коллег из того подразделения, которым когда-то руководил – из контрольно-аналитического.

Все эти годы мы продолжали ездить в сауну в краевую психиатрическую больницу. Правда, не в будний день, а в субботу, где можно было не торопиться, спокойно попариться, пообщаться в небольшой комнате-предбаннике. Как обычно, я исполнял две роли – кавалера и водителя.  Вначале заезжал за девчатами, а после сауны разводил по домам.  Веников в сауне не было, так что после нас никакого мусора и беспорядка не оставалось.

Я уже писал, как мы ездили на выездное заседание коллегии департамента здравоохранения в город Комсомольск-на-Амуре на моей машине вчетвером – Карпенко, Сысоева, Пиотрович и я.

Помню, в августе 2000 года Людмила Львовна попала в глазное отделение городской больницы № 10. Мы с Валентиной Ивановной навестили её там.  В эти дни произошло важное событие в моей жизни. Сменившая Александра Викторовича Кравца в должности директора департамента здравоохранения Савкова получила карт-бланш от губернатора Ишаева на реорганизацию своего департамента. Савкова провизор по специальности, почти всю жизнь проработала преподавателем в медицинском институте,  потом несколько лет была представителем немецкой фармацевтической компании, год возглавляла Хабаровскую «Фармацию», а потом Ишаев решил доверить ей руководство отраслью.  И та решали избиваться от людей, которые долгое время проработали в департаменте здравоохранения и не стали бы терпеть её чудачества.  Это был я и еще один заместитель Владимир Гаврилович Дьяченко. Нам было предложено уволиться по собственному желанию, что мы и сделали.  Так получилось, что это произошло, когда Людмила Львовна была в больнице.  Каково было её удивление, когда она пришла на работу, но ни Дьяченко, ни меня, не обнаружила.

После увольнения я три года работал директором в ООО «Дальхимстекло», но довольно часто по роду своей деятельности (мы поставляли на Дальний Восток лекарственные средства, лабораторную посуду и медицинское оборудование) заходил в ставшее называться министерством здравоохранения  края родную контору, где я знал каждую щелочку в полу или трещину в стене. Вот тогда мы общались с Людмилой Львовной и Валентиной Ивановной, и еще по субботам ходили в сауну. Но потом Савкова высказала свое неудовольствие, что Сысоева и Пиотрович общаются с «опальным» Щербаковым, и мои походы в сауну с девчатами прекратились.  Но вот прийти в министерство на день рождения Пиотрович и Сысоевой никто мне запретить не мог, так что я поздравлял своих подруг в эти дни.

Через три года я получил предложение занять должность директора большой городской больницы в городе Нефтеюганске, и принял это предложение.  Надо был решить вопрос с продажей своего автомобиля «Тойота Марк-2». Я знал, что незадолго до этого сгорел из-за нарушения проводки автомобиль Павла Пиотровича «Тойота Камри», и что он занялся поиском другого автомобиля. И через Людмилу Львовну предложил ему свой автомобиль по весьма выгодной цене. Павел посмотрел мой автомобиль, он его устроил, и мы ударили по рукам. У меня было лишь одно условие – передать ему автомобиль в день накануне моего отъезда из Хабаровска, так как он был мне нужен в связи со сборами к переезду.

На день медицинского работника незадолго до моего отъезда из Хабаровска в Сибирь я был приглашен на дачу к Галиным, где собирались работники министерства здравоохранения.  Отказаться от общения с коллегами, с которыми проработал не один год, я не мог. Но как найти дачу, я не знал. Обратился к Пиотрович, и  Людмила Львовна попросила меня заехать за ней, а потом  взять с  их  дачи Павла, и поехать на дачу Галиной, которая располагалась вблизи.  Так мы оказались в старой, но добротной,  ухоженной даче Галиных, муж которой работал в то время директором Хабаровского виншампанькомбината.  Отличная сауна,   большой бетонный куб в качестве бассейна с холодной водой, хорошее угощение – все было на высшем уровне.  Вместе с нами отдыхала Иванова с мужем, Романова, и кто-то еще, мне кажется.  Большинство было на этой даче впервые, и она очень понравилась. Рядом с двухэтажным домом росло огромное дерево, которое давало отличную тень в жаркое время.  Обратно я вез чету Пиотровичей и чету Ивановых. Помню, я предложил мужу  Ивановой свой тренажер для силовых упражнений, и он его купил.  А Павел высоко оценил ходовые качества автомобиля, который он покупал.

Железнодорожные билеты в кармане, можно было непосредственно начать движение. Но я решил отметить свой 56-й день рождения не в поезде, а  в Хабаровске со своими коллегами по работе.  Мы сговорились поехать на Корфовскую, где готовили очень вкусные шашлыки.  В назначенный час я забрал из министерства здравоохранения края Валентину Ивановну Сысоеву, Людмилу Львовну Пиотрович и главного врача крайтубдиспансера Олега Карпенко, и мы рванули за город.  Была пятница, довольно много желающих было в этот день выехать на дачи, но мы успели вырваться на оперативный простор раньше, чем двинутся за город многочисленные горожане.

В шашлычной на Корфовской мы заняли беседку на свежем воздухе,  где было весьма приятно сидеть в этот теплый, солнечный июньский день.  Я заказал шашлыков и овощей, алкоголь и фрукты взял в городе.  Мы славно посидели, вспоминали многие эпизоды, связанные с нами. Все же такой компанией мы работали больше десяти лет, и лет очень напряженных, на изломе истории нашего государства.  И трудности, которые нам приходилось преодолевать в своей работе, нас еще больше сближали.  Мне было жалко расставаться с ними, а им со мной.  На обратном пути у стеллы на въезде в город мы сфотографировались.

А вот о последней встрече с Людмилой Львовной добавляю.  Поезд, на котором мы с дочерью Наташей, её мужем Витей, собачкой Соней, уходил в субботу.  На вокзал нас должен был увезти сын Саша, которому я оставлял нашу квартиру в Затоне.  А в пятницу вечером я поехал передать машину купившему её Павлу Пиотровичу.  Вот тогда в их квартире мы обмыли покупку,  Павел и Людмила пожелали мне   хорошей дороги и трудоустройства в Сибири, потом их зять на моей бывшей  машине вместе с Павлом отвез меня домой. 

С тех пор мы с Людмилой Львовной поддерживаем связь по телефону. Поздравляем друг друга с днем рождения, с Новым годом и Днем медицинского работника.  Я в курсе её семейных дел. Выразил ей свои соболезнования в связи со смертью он онкологического процесса год назад.  Порадовался, что дети и внучки Людмилы Львовны не забывают её.  Так что регулярно она общается с подругами, в числе которых Валентина Ивановна Сысоева и Татьяна Ивановна  Полякова, бывший начмед краевой больницы в течение многих лет.  Так что жизнь продолжается. Я желаю Людмиле Львовне  долгих лет жизни, здоровья, удачи, земных благ.  Жаль, что она не читает мои произведения  ни на литературном сайте, ни на сайте «Одноклассники», куда я размещаю их. Но думаю, или Галина Алексеевна Шубина, или Валентина Ивановна Сысоева передадут ей мои поздравления. А по телефону я её уже поздравил.


Рецензии