Мерцающая река

Имя реки Чусовой – это одна из пермских тайн. Есть красивая версия Г.А. Меньшикова, что название Чусовой - от слова "чуоси" из языка коми, которое означает "покровительница", "священная".

И вправду, древние люди часто селились в пещерах и гротах скал Чусовой, в которых были захоронения и святилища. Однако ритуальные места и наскальные рисунки были обнаружены и на других уральских реках.

Вообще, реки в стародавние времена служили путями-дорогами для переселенцев и торговцев, воинов и путешественников. Потому их названия, скорее всего, связаны с какими-либо особенностями для тех, кто держит по данной реке путь.

Однажды я увидел на Чусовой настоящее волшебство, которое приоткрыло завесу над её названием. А всё потому, что у священной Чуоси погода меняется каждые пять минут.

Только что было чистое лазурное небо и ярко светило солнце. В это время мы стояли на вершине камня Винокуренного и смотрели на осеннюю парму, простирающуюся до горизонта. Солнце куда-то скрылось, но Чусовая и без него светилась каким-то загадочным блеском.

Внезапно всё вокруг потемнело. Небеса закрылись большой тёмной тучей, и начался дождь. Вдалеке были видны его струи, извергающиеся из косматых лохм. Они сливались с матерью-тучей в один гигантский "ядерный гриб". Праздничный лес с весёлыми сарафанами берёз и рябин вдруг притих.

Было ощущение, что уже наступает ночь. Камни и высокие пихты почернели. Старая берёза на вершине Подковы гнулась под ветром и шелестела ветвями. И только маленькие розовые облачка на горизонте давали надежду, что всё уляжется. Пора было спускаться вниз – погода-то испортилась. Туча висела и пучилась, грозясь разродиться вновь. Чусовская вода стала совсем чёрной.
Однако мы медлили…

И чудо свершилось на наших глазах! Солнечный луч пробил вязкую мглу и неожиданно озарил перебор Чусовой в самом узком месте. Здесь река круто поворачивает к Винокуренному, прижимаясь к громадным уступам бойца. И вот, она начинает мерцать из самой теснины, словно свеча во мраке!

Отражение златокудрых берёз в бездонной черноте только усиливало это впечатление. Затем всемогущее Солнце победило тьму. Вечером Царь-Лес сиял над красавицей Чусовой. Священная Чуоси была умиротворённой, и над ней опять было голубое небо.

Река, мерцающая в теснинах – вот ключ к разгадке имени священной Чуоси. Едва теплящееся пламя свечи горит огнём неугасимым, и за ним скрывается красота и мощь Победительницы.

*** ПОЧЕМУ ЧУСВА – ЭТО НЕ ЧОЖ-ВА ***

Пермский краевед В.Н. Шишонко в конце XIX века полагал, что название Чусовая произошло от чожва - "скорая или быстрая река" из языка коми. За ним следовал создатель екатеринбургской топонимической школы А.К. Матвеев, объяснявший происхождение названия реки от двух корней — искажённого коми-пермяцкого или удмуртского ЧУС (быстрый, проворный) и ВА (вода).

В 1973 году вышла книга А.С. Кривощёковой-Гантман "Откуда эти названия?" В ней она раскритиковала старую версию:
"Современное имя соответствует полному прилагательному русского языка, но под этой формой скрывается более древнее коми-пермяцкое название на -ВА: Чусва, в местных русских говорах нередко Чусова.
Однако  - ВЫВОДИТЬ ЧУС ИЗ ЧОЖ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ЗАКОНЫ ФОНЕТИКИ.

Имя-формант -ВА - свидетельство того, что коми-пермяки пользовались им и передали его в таком виде русским. Неразложимый корень ЧУС- встречается в коми-пермяцкой гидронимии в качестве самостоятельного названия. Например, Северный Чус и Полуденный Чус, притоки Камы (Юрлинский район). Это наводит на мысль, что ЧУС — слово общепермское, но уже утраченное коми-пермяцким языком.

Полностью совпадает с корнем ЧУС- удмуртское слово "чус" - бойкий, быстрый, расторопный. Но эту этимологию принять НЕЛЬЗЯ, поскольку в пермских языках имена прилагательные в качестве самостоятельного гидронима НЕ ВЫСТУПАЛИ".

*** РЕКА ТЕСНИН ИЛИ ДЗУЗ ВИДЗНЫ ***

Касательно трактовки -ВА нужно отметить следующее.
Древние народы Прикамья составили устную лоцию водных и волоковых путей, называя реки по определённой системе. Кривощёкова-Гантман кропотливо изучала эту лоцию в народной речи коми-пермяков:

КАМ – большая река
ВА – значительная река, нередко первостепенный приток (от 300 км)
Ю - второстепенные или третьестепенные притоки (от 100 км)
ШОР – мелкая речка, ручей, временный водоток в половодье
ЧЕР/СЕР равнозначны -ШОР, но принесены из бассейна Вычегды.

Так что ВА – это не просто "вода"! Главное – понять корень ЧУС. Кривощёкова-Гантман совершила настоящее открытие, благодаря которому Чусовая зовётся Рекой Теснин.
Вот что она писала:
"Среди устаревших коми-пермяцких ойконимов нами было найдено название Чус-Ив.
Чус-Йыв - так называлась деревня в бассейне Велвы. Деревня стояла в вершине глубокого оврага с почти отвесными склонами высотой до 30 метров. В глубине пробивался еле заметный ключ. Йыв – это "вершина горы или исток реки".

Исследователю стало ясно, что ЧУС – это место, где вода мерцает в ущелье, пробиваясь из теснин:
"В общепермское время слово "чус" попало под действие закона озвончения согласных и приобрело форму дзуз. Слова ДЗУЗ ВИДЗНЫ на языке коми - "мерцать, пробиваться из чего-либо узкого".

Общепермское слово ЧУС имело значения: "глубокий овраг, ущелье, русло реки с высокими берегами, каньон". В основе гидронима Чусовая именно это слово", - подчёркивает А.С. Кривощёкова-Гантман.

ЧУС-ВА - Река Теснин, эту версию подхватил Алексей Иванов. И я своими глазами видел, как Чусовая совершала это самое ДЗУЗ ВИДЗНЫ. Она мерцала, пробиваясь из узкого места с высокими берегами!

*** ЧУС – ЗНАК КОНЕЧНОГО ВОЛОКА ***

А.С. Кривощёкова-Гантман обнаружила, что древние коми хранили устную карту в именах рек. ВА говорило о большой реке, не просто о воде. Корень ЧУС мог значить узкое русло в ущелье.

Впервые название Чусовая упоминается в  "Житии  Стефана  Пермского»", которое в 1397 году  написал писатель-монах  Епифаний  Премудрый. Он описал подвиги Стефана Пермского в стиле "плетения словес". Стефан известен тем, что  составил  азбуку языка коми  и перевёл на него священные православные тексты. Причём писал он их на той самой азбуке.

Просветитель древних  коми-зырян, Стефан проповедовал  на коми языке. Пермским его назвали потому, что он обращал в христианство коми-зырян на Вычегде и её притоке Выми. Именно бассейн Вычегды в те времена считали  Пермью.

Епифаний зафиксировал название местности, где в Чусовое озеро (ныне – Чусовское) с севера впадает река Берёзовка, а с юга вытекает река Вишерка, впадающая в Колву. На пересечении волоков появился древний город Чердынь. Поэтому у монаха чердынская земля получила имя Пермь Великая Глаголемая Чусовая.

Действительно: "По Каме издавна шел торговый путь из Волжской Болгарии до Белого моря: Кама - Вишера - Колва - Вишерка - озеро Чусовское - Березовка - Волог - Бухонин волок (около семи верст) - Нем - Вычегда - Северная Двина. По Каме передвигались и племена во время великого переселения народов, а еще позднее - угры, волжские болгары, башкиры, марийцы, удмурты".

П.А. Корчагин и А.С. Лобанова показали, что пермяне в вербальной лоции называли "чусом" не каждую реку, а только ту реку, по которой идёт путь к волоку через верховья - в другую речную систему!

Поэтому озеро на пути торговых караванов от Камы к Белому морю назвали Чусовским. И река, истоки которой ведут к волокам в Сибирь, стала Чус-вой – Чусовой.

*** СЕВЕРНЫЕ ВОЛОКИ И ГЛАГОЛЕМАЯ ЧУСОВАЯ ***

Пермские учёные пишут:
"История Пермского края говорит о том, что  заселение  его  русскими  начиналось  именно  с  севера,  через Вычегду. С  глубокой  древности  было  известно  несколько  путей, связывающих  Вычегду  с  Верхней  Камой.  Наиболее  известными являются  два  из  них: 

1)  по  притоку  Вычегды  Северной  Кельтме  на волок, ведущий к Джуричу, впадающему в Южную Кельтму – приток Камы;  в XVIII веке на  этом волоке был сооружен Северо-Екатерининский  канал 

2)  по  Нему, притоку  Вычегды,  на  волок, идущий к притоку Березовки, впадающей в Чусовское озеро, и далее по  Вишерке,  Колве,  Вишере  в  Каму.  Волок  на  этом  пути  назывался Немским  (по  имени реки)  или  Бухониным.  Житель чердынского  погоста  Вильгорта  Иван  Сидоров  сын  Бухони, взял его на оброк в первой четверти XVII века.

Древним  был  и  путь  с  Печоры:  из  её  притока  Волосницы  на волок,  ведущий  к  реке  Вогулке,  которая  впадает  в  Еловку –  приток Березовки,  далее  в  Чусовское  озеро,  связанное  реками  с  Камой.  Этот  волок  вплоть  до XX века  активно использовался  чердынцами,  направляющимися  для  рыбной  ловли  на правые притоки Печоры – Щугор и Илыч.

На Верхнюю Каму русские попадали и с севера Вятской земли, через Кай-городок. Все пути с Русского Севера (ныне Архангельская и Вологодская  области) и с вычегодской  территории,  где  жили  коми-зыряне, активно использовались для переселения русских с севера на Верхнюю Каму".

Получается, что "из Чердыни по Колве через Чусовское озеро можно было попасть в Вычегду (Немский, иначе Бухонин, волок), а в бассейн Печоры по р. Волоснице, по Вишере (Вишерско-Лозьвинский волок) и Чусовой – можно попасть в Западную Сибирь. С верховий Камы через её приток Весляну и Черную шёл путь в Сысолу, приток Вычегды, а через Волосницкий волок – в Вятку".

П.А. Корчагин и А.С. Лобанова отмечают:
"На пути к городу Чердыни с Печоры и с Немского волока все письменные источники отмечают только русские названия рек: Еловка, Берёзовка (впадает в Чусовое  озеро),  Вишерка  (вытекает  из  него и  впадает в Колву).

Как назывались эти реки до появления здесь русских, когда этим путем пользовались финноязычные коми и угроязычные вогулы, неизвестно. Полагаем, что и Берёзовка, и Вишерка (или обе вместе), связанные  с  озером,  и  могли  называться Чусовой,  упомянутой  в "Житии Стефана Пермского", что впоследствии сохранилось только в названии Чусового озера. Таким образом, Пермь Великая, Глаголемая Чусовая – это Чердынская земля".

Но не всё так просто. Был поднят вопрос о корректности перевода древнего текста. Изначально в нём упоминалась Пермь Великая Гамаль Чусовая. И слово Гамаль могло означать вовсе не "глаголемая".
А.М. Белавин считал, что Епифаний перечислил три пермских стороны - Пермь Великая, Гамаль и Чусовая.

Г.А. Бординских в сборнике рассказов "Пермь Великая – Terra Incognita" попробовал определить границы Гамали, при этом подтверждая, что Чусовая "оказывается за пределами Перми Великой".

Он пишет: "В работах историков XIX - начала XX века есть отрывочные сведения о "гамском народе", жившем некогда где-то в Приуралье, а потом ушедшем через Вычегду к Балтийскому морю в Финляндию". Именно там встречаются топонимы с основой ГАМ.

И у нас на Урале остались следы "гамского народа". Деревни Гамы и Гамовы, Гамицы, выселок Гамов и т.п. – все они, располагаясь близ Перми и на берегах рек Камы, Сылвы и Чусовой, "очерчивают границу вокруг Чусовой с северо-востока, запада и юга".

По мнению Бординских, "Гамаль Чусовая — не два народа, а один народ и одна территория. Гамаль Чусовой вошла в состав Перми Великой, возможно, после передачи этих земель во владение Строгановых и строительства здесь Чусовских городков".

Корчагин и Лобанова подводят итог исследования:
"Реки Перми Великой были частью древней системы водно-волоковых путей, используемой предками современных коми. Этимология гидронимов Прикамья свидетельствует о том, что названия рек были для них своеобразными "навигационными" характеристиками. Гидронимия коми была оригинальной "вербальной лоцией", облегчавшей ориентирование и походы".

Интересно, что подчиняется правилам устной лоции и озеро Чусовое близ Екатеринбурга! Оно относится к бассейну Камы, поскольку из юго-западной части озера вытекает ручей Чусовской Исток, впадающий в Чусовую.

В болотах близ северной части озера находятся истоки реки Патрушихи, которая по восточным склонам Уральского водораздела течёт в сторону Сибири и относится к бассейну Иртыша. Наше Чусовое озеро уникально, поскольку расположено на водоразделе Каспийского и Северного Ледовитого водосборных бассейнов.

*** КОРЕНЬ ЧУС ***
Вернёмся к трактовке общепермского корня ЧУС.
Если начинать с удмуртов, то на удмуртском языке "чус дор" означает "обрыв, откос". Удмуртское слово "дзоскыт" восходит к финскому "tyyskа" в значении "тесный, узкий". Удмуртское слово "чусыны" означает "ткнуться, уткнуться".

Корчагин и Лобанова пишут:
"Слово "чус" восходит к урало-алтайской общности до эпохи новокаменного века. Оно зафиксировано в "Древнетюркском словаре" в виде чуш (chus) и означало "верховье реки". Названия на чус- могут быть переведены как "река с узостями, с затрудненным передвижением, река с "утыканием", конечный этап водного пути.

Анализ гидрографической ситуации показывает, что Чусовыми, как правило, назывались "конечные" реки, в верховьях которых водный путь завершался и начинался волок в другую речную систему".

Вот о чём слово Чусовая, а не о быстроте и проворности! Эта версия объясняет названия рек Чусреки и Частой, Чесовых, Часовых и Чусовых, Чусовских болот и Чусовских озёр, Больших и Полуденных Чусов и т.д.

Конкретная река Чусовая в устной лоции коми-пермяков "предупреждала" о волоке с узких и каменистых верховьев Чусовой в бассейн Оби - к рекам Туре, Тагилу, Исети. Поэтому Чусовой назвали именно Чусовую, а не Сылву или Обву. Согласитесь, это точнее отражает суть названия от древнего корня, чем "быстрая вода".

Я разделяю мнение пермских учёных. Они опирались на предположение А.С. Кривощёковой-Гантман и исследования И.Я. Кривощекова, который сказал:
"Самое поселение Перми Великой или Чердыни находилось в благоприятных условиях, будучи расположенным на сплошном водном пути от Каспия по рекам Волге и Каме и сближениях последней с бассейнами рек Северных морей Северной Двины и Печоры, которые приводили к Студеному морю через волоки Бухонин и Немский, и Печерский ".

Попытка расшифровать древнепермский корень через простое прилагательное не соответствует глубинной и важной задаче устной лоции коми-пермяков – рассказать в названиях рек о системе волоков и их особенностях.

Корчагин и Лобанова говорят:
"В условиях равнинной местности, которая на Русском Севере буквально "отутюжена" ледниками, когда обступающая реки тайга делала невозможным обзор окрестностей, неизбежно возникало плоскостное, горизонтальное, двухмерное (как в подземном лабиринте) восприятие пространства.

В такой ситуации гидронимы-ориентиры были жизненно необходимы, поэтому коми создали своеобразную "вербальную лоцию". И для них гидронимия севера Европейской России, Урала и Западной Сибири стала открытой книгой.

Русские, пришедшие на эти территории позднее, не меняли названий рек, а прилежно постигали содержание "лоции", что позволило им осваивать новые территории чрезвычайно быстрыми темпами.
Речная система Перми Великой была неотъемлемой частью общефинской водно-волоковой системы и имела исключительное значение".

Слово ЧУС дошло до нас сквозь десятки тысяч лет. И оно останется пермской тайной, у которой, возможно, есть не одно решение. А.С. Кривощёкова-Гантман выдвинула ещё одно предположение. Ведь реку и местность могли назвать по имени народа, впервые там поселившегося, не так ли?

Антонина Семёновна обратила на это внимание: "Корень ЧУС очень древний. По данным археологии, район устья Чусовой с эпохи палеолита был непрерывно обитаем. Простейшим орудиям первобытного человека, найденным М.В. Талицким в Пещерном Логу недалеко от Чусовой, около 75 тысяч лет.

Поиски происхождения названия такой реки, как Чусовая, могут обратить мысль к слову тиссагет, которое употребил древнегреческий ученый Геродот (V век до нашей эры) в значении какого-то народа, жившего, возможно, в бассейне Камы. Не является ли гидроним ЧУС продолжением корня ТИС, представленного в геродотовском тиссагет?"

ЛИТЕРАТУРА

1. А.С. Кривощёкова-Гантман. Откуда эти названия? Пермское книжное издательство, 1973 г.

2. П.А. Корчагин, А.С. Лобанова. Очерки ранней истории Перми Великой: Водно-волоковые пути. Вестник Пермского университета, выпуск 1 (18), 2012 г.

3. Г.А. Бординских. Пермь Великая – Terra Incognita: рассказы по истории. СПб.: Маматов, 2014 г.


Рецензии
Серьезная работа, Михаил, спасибо большое! С.В. Гилев

Павел Гилёв   01.11.2019 12:38     Заявить о нарушении