Иван Васильевич меняет прописку

Иван Васильевич меняет прописку

Осень наступила как-то незаметно,
Серые… - уныло жмутся берега,
Волны — перекатами, плещутся под ветром,
В камне и в бетоне — Вологда-река.

Под зонтами прячутся люди в непогоду,
Храмы белоснежные — куполами ввысь.
Экая «архаика»! Не вписавшись в моду,
Божьими крестами в небо вознеслись.

Под дождями мокнут вековые стены,
Штукатурка сыплется с брошенных домов.
Каждый мэр вещает нам про перемены.
Эх, пляши, губерния! Пыль — от сапогов!

Темнота над городом чёрная, густая,
В воздухе повисла пеленою мгла.
Где-то за заборами пёс шальной залаял,
Фонари погашены, но луна взошла. 

В сумерках привидеться может что угодно,
Вон мелькнуло тенью: лично Грозный — царь!
На меня наткнулся. Матерясь безбожно,
«Крыл» своих потомков Ваня-государь.

- Вань, не надрывайся. «Нам ли жить в печали»?
Он сверкнул глазами: - Не перебивай!
Мучают сомнения… Тили, трали-вали…
Чьим холопом будешь? Своё место знай!

Я вот тут прошёлся. Что же созерцаю?
В камень заковали берег и реку…
Грязь и запустение... - оттого страдаю.
Тяжко… Изливаю на душу тоску.

Возводил столицу! С колокольным звоном
Здесь была когда-то ширь да лепота.
Что ж вы натворили, ироды, с Насоном?
Нет у вас ни совести, нет на вас креста!

Церкви — по кирпичику, старину порушив,
Не сыскать на Вологде мне монастырей.
Где же челобитные? Ты, меня послушай:
А какой разбойничал в городе злодей?

Казнокрадов — на кол! Пусть на вече судят.
Приучились взятки без боязни брать!
Ишь банкет устроили, а платить, кто будет?
Ой, гляди, боярин, мне не вздумай врать.

Кто стелил дороги, ляпал мостовые?
Не пора ль опричнину возвратить нам вновь?
Все устои попраны наши вековые!..
Сечь вас батогами, выпороть бы в кровь!

Превратили Содему вы в поток смердящий!
Кто же эти демоны? Дай-ка мне ответ!
- Бесполезен, — врезал, - «крест животворящий»,
У меня, Васильевич, и мандата нет.

Отвечать не стану — не уполномочен!
Брось замашки царские, «не качай права»,
«Разоряйся», Ваня, хоть до самой ночи,
А буянить будешь, - «сядешь» за слова.

Я не городничий. Что ж мне «лезть из кожи»?
Здесь пожгли немало — не шути с огнём,
Но собор Софийский сохранили всё же,
А подворье числится в Вологде Кремлём.

Ну, «… про недостатки» пишут все газеты,
Губернатор лично их критиковал
И чинов отдельных порицал за это,
А кого-то даже с должностей снимал.

Берег обустроят. Мэр дал обещание:
Разведут там кущи – райские сады,
Было и с народом – «в тему» - совещание.
Критика полезна, но не «от балды».

Да, снесли немало - токмо не татары,
И растут грибами сплошь особняки,
В думе разглагольствуют: тары-растабары.
- Что ж у вас при власти сели дураки?

- Ну, и пёс то с ними. Что же не уймёшься?
Хорошо расселись, пусть «танцуют все».
- Если этак думать, - грех! Не оберёшься…
- Не упорствуй, Ваня, доверяй Фоме.

Ты, поосторожнее… И замечу сразу:
Матом не ругался, власть не обзывал.
Сам Иван Васильевич отчебучил фразу,
Грубой провокации отповедь я дал:

- Это не по адресу.  «Дров подналомали»
То вожди, то партии. Чем тебе помочь?
- Господа-товарищи нас «замуровали»! -
Царь, ударив посохом, удалился прочь.

Вот стою в потёмках этакой тетерей:
Может, я ошибся, не того признал?
Повстречался с Грозным — кто же мне поверит?
Скажут, что «казёнки» лишка перебрал.

Я калач ведь тёртый, никому — ни слова
Про Ивана Грозного. Не сошёл с ума!
Привлекут за ложные показания снова,
Мол, «с катушек съехал», чушь несёт Фома.

Темнота ж кромешная, видно обознался.
Ничего не ведаю. Боже, упаси!
Вдруг мужик какой-то следом увязался,
Он царём представился – от «всея Руси».

Братцы, кто с претензией, сразу уточняю:
Депутатов местных искренне люблю,
Мэров, губернаторов чту и уважаю,
Брань Иван Васильича резко осуждаю.
Не согласный с Грозным! И на том стою.

Раз «сигналов» не было, то напрасны страсти,
Фактов тоже нету, только — разговор,
«Дело не пришьёте»: «царь – ненастоящий»!
Так и запишите... – прямо в протокол!


Ссылки: город Насон — старинное название Вологды, данное царём Иваном Грозным.
В произведении использованы отдельные слова и фразы из пьесы М.А. Булгакова «Иван Васильевич» и кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр Л.И. Гайдай.


Рецензии