Антропологические и цивилизационные предпосылки об

В настоящее время, к прискорбию тех, кто не хочет происходить от обезьяны, уже однозначно доказано, что это именно так, а не иначе.
Первые австралопитеки появились примерно 7 миллионов лет назад. Это были обезьяны, и они не имели никакого отношения к Австралии. Их окаменелые останки до сих пор находят в Африке. Слово Аустралис означает южный. Австралопитеки были прямоходящими, могли пользоваться примитивными орудиями, но ещё не могли их изготавливать. При этом они кардинально отличались от людей. На черепе у них был продольный костяной гребень, к которому с обеих сторон крепились челюстные мышцы. Ростом они были 120-140 см, хотя некоторые поздние парантропы были ростом с современных людей. Примерно от 3.5 до 2.5 миллионов лет назад на земле одновременно жило около 8-ми различных видов австралопитеков, один из которых, предположительно Афарский австралопитек, стал прародителем человека.

Первый человек относился к виду homo habilis, человек умелый. Он появился порядка 2.8 миллиона лет назад и населял землю около полумиллиона лет. Умелый отличался от австралопитеков гораздо большим объёмом мозга, увеличенными лобными, теменными и височными долями, но самым главным отличием было то, что Умелый изготовливал примитивные орудия труда. После Умелого на земле жило ещё много видов людей. Это и гаутенгский человек, и рудольфский, и человек предшественник, и Денисовский человек.

Примерно 1.8 млн лет назад появляется Homo erectus, человек прямоходящий. Эректусы расселились из Африки, в Европу, на Ближний Восток, в Восточную Азию и до самой Индонезии. К ним относились Питекантропы, Человек Грузинский, Атлантроп, Флоренский человек, Родезийский человек, Лантяньский человек, Нанкинский человек, Синантроп, Мегантроп, Юаньмоуский человек. Это были разные виды людей, которые жили в одно и то же время.

Примерно 600 тыс лет назад появляются первые неандертальцы. Они заселяют всю Европу и Ближний Восток. Объем мозга неандертальцев был больше, чем у современного человека и составлял от 1600 до 1900 куб см. Они имели развитый речевой аппарат и мышечную массу на 30-40% превышавшую мышечную массу современного человека. Неандертальцы были приспособлены к субарктическому климату, но их организмы были очень энергозатратными. Геном неандертальца содержал гены таких современных заболеваний, как непереносимость лактозы, аутизм, нарколепсия, Альцгеймер, Синдром Дауна, шизофрения.

Первые представители вида Homo sapience, по новым данным, появились примерно 300 тыс лет назад. Интересно, что объем их мозга также был примерно 1600-1900 куб см и превышал объём мозга  современного человека. По всей видимости, эти люди имели лучшее обоняние и зрение, координацию движений и скорость принятия моторных решений.

Питекантропы вымерли примерно 27 тысяч лет назад. Флоресский человек — около 13 тыс лет назад. Неандертальцы — около 20 тыс лет назад. Денисовский человек 40 тыс лет назад. Вся известная нам история цивилизации — это история последних примерно 6-ти тыс лет, в то время как несколько различных видов людей одновременно населяли планету в течение почти трёхсот тысяч лет. Причём, они все были людьми. Они делали орудия труда, могли разводить костёр, делали наскальные рисунки, и даже разговаривали.

Неолитическая революция.
Примерно в 10-м т.д.н.э. начинается неолитическая революция. Связана она, скорее всего, с окончанием ледникового периода. Люди из собирателей и охотников становятся земледельцами и скотоводами, начинают вести оседлый образ жизни.

9 т.л.д.н.э. Месопотамия, Финикия, Египет.
7 т.л.д.н.э. Долина Хуанхэ и Янцзы.
7-4 т.л.д.н.э. Новая Гвинея.
3-2 т.л.д.н.э. Центральная Мексика, Северо-запад Ю. Америки., Африка южнее Сахары.
2-1 т.л.д.н.э. Долина Миссисипи.

Последствия неолитической революции оказались значительными:
1. Взрывное увеличение численности населения с 10 млн до 50.
2. Изменение ландшафта. Культивация способствовала вытеснению многих видов растений несколькими, пригодными в пищу. Леса вырубались, превращались в степи и поля, степи и поля в пустыни.
3. Переход на более обильную, но более однообразную пищу с меньшим содержанием белка и витаминов.
4. Происходит уменьшение объёма мозга на 10-12%, до размеров современного человека.
5. Увеличивается количества труда, необходимого для добывания пищи, но повышается безопасность.
6. Появляется необходимость делать и охранять запасы, соответственно, появляется армия, строения, разделение труда, способы передачи знания.
7. Появляются первые цивилизации.

Цивилизации
Вир Гордон Чайлд 14.04.1892 Сидней — 19.10.1957 Mt Victoria, NSW.
10 основных признаков цивилизации:
    1. Государство;
    2. Налоговая система;
    3. Классы;
    4. Разделение труда;
    5. Торговля;
    6. Зачатки искусства и науки.
    7. Письменность;
    8. Собственность на землю;
    9. Города;
    10. Монументальные сооружения;
    11. Появление общественного сознания: мифология.

Удивительным образом, примерно 5.5 тыс лет назад в разных регионах земли появляются разные цивилизации: Древнеегипетская, Месопотамская, Индская и Китайская.

Древнеегипетская цивилизация — 3500-525 г.д.н.э.
Месопотамская цивилизация — 3500-331 г.д.н.э. Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Персия.
Индская или Хараппская цивилизация — 3300-1300 г.д.н.э.
Китай времён Трёх Властителей и Пяти Императоров -  2852-2070 г.д.н.э.

Восточные цивилизации: Индия, Китай, Вавилон, Египет, Майя.
Доминирование общественного социального сознания.
Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
Представление о низкой ценности личности и несвободе человека, предопределение его жизни независящими от него силами природы, социума, богами.
Коллективизм, установка на общественные идеи.
Установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
Различные формы авторитарного правления.
Право сюзерена на собственность вассалов.
Иррациональность, ценность мистического знания.
Идеалы служения монарху, идее, народу.

Западная цивилизация: Греция, Рим.
Доминирования общественного научного сознания.
Динамизм — ориентация на развитие, прогресс.
Утверждение достоинства и уважения к человеческой личности.
Индивидуализм, установка на автономию личности.
Установка на познание и преобразование мира.
Различные формы демократического правления.
Уважение к частной собственности.
Рациональность, ценность стройности мировоззрения.
Идеалы свободы, равенства, терпимости.

Таким же удивительным образом в конце 7-го — 6-м веке одновременно в разных регионах мира возникают разные философские школы.
Философия Древнего Китая.
Конфуций 551-479 г.д.н.э. Конфуцианство
Лао Цзы 604-533 г.д.н.э. Даосизм
Философия Древней Индии.
Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда) 563-483 г.д.н.э. Буддизм
Шри Махавира 599-527 г.д.н.э. Джайнизм
Философия Древней Персии.
Заратуштра 628-551 г.д.н.э. Зороастризм.
Философия Древней Греции
Фалес Милетский 640-545 г.д.н.э.

Тот факт, что многие этапы формирования общественного сознания происходили в истории человечества одновременно в разных регионах, по всей видимости значит, что сознание эволюционирует по одинаковым принципам. Давайте попробуем проследить этапы формирования сознания и сформулировать принципы его эволюции.

Процесс развития сознания. Здесь мне потребуется ваше безраздельное внимание, поскольку каждый последующий тезис вытекает из предыдущего, и потеряв нить рассуждения, Вам будет сложно понимать выводы.

    1. Объективная реальность первобытного человека – это его физическая среда обитания. Субъективная – его физические потребности. Столкновение этих двух реальностей порождает первое наглядно-действенное сознание. Это такое сознание, которому представлены лишь потребность и её объект. Такое сознание направлено на решение практических задач выживания, т.е на выработку метода удовлетворения потребности. Увидел, захотел, сорвал, съел. Противоречие здесь заключается в том, что первоначального метода не достаточно для полного удовлетворения потребностей. Человек может сорвать яблоко или поймать ящерицу, но не может отменить дождь, холод или засуху.
Представьте себе зеркало, в котором отражается объективный мир. Пусть это будет нашим представлением о НДС.
Наглядно-действенное сознание существует со времён появления человека — 2-3 млн лет. У современного человека НДС формируется уже к году.

    2. Возникшее противоречие снимается через появление наглядно-образного сознания - способности к интериоризации объектов и процессов внешнего мира и к мысленному манипулированию ими. Такое сознание предполагает одновременное удержание в памяти и осознание образов своих потребностей и их объектов с целью мысленного создания новых методов удовлетворения потребностей.
Помните, как мы представили себе НДС как зеркало, в котором отражается объективная реальность? Теперь представьте ещё одно зеркало, в котором отражается вся предыдущая картинка — т. е. объективная реальность, отражающаяся в зеркале НДС. Мы получаем 2-е зеркало. Картинка ещё раз удваивается. Это будет нашим образом НОС.
НОС существует порядка 200-300 тыс лет. У современного человека НОС формируется к двухлетнему возрасту.

    3. Дале вновь преобразованная субъективная реальность преображает объективную. Теперь человек уже не имеет естественных врагов в природе. Он начинает изготавливать  орудия труда, формирует первобытные способы совместной охоты и собирательства, и даже находит время на проекцию своих образов в виде рисунков и украшений.

    4. И вновь преобразованное сознание человека вступает в противоречие с преобразованной реальностью. Эта реальность уже не только физическая, но и социальная. Восприятие другого, как объекта удовлетворения собственных потребностей и попытки механического воздействия на него, оказывается неэффективными.

    5. Сознание разрешает это противоречие через формирование нового уровня сознания — первобытного социального сознания —  способности оценивать намерения и состояния других людей и воздействовать на них эмоционально и физически. В сознании первобытного человека Другой из объекта превращается в субъект. Возникает понимание, что механическое воздействие на этот субъект уступает по своей эффективности воздействию психологическому. Социальное взаимодействие становится важнее, чем взаимодействие с природой. 
Настало время представить себе 3-е зеркало, в котором отражается вся предыдущая картинка, т. е. зеркало наглядно-образного сознания, в котором отражается зеркало наглядно-действенного, в котором отражается объективная реальность. Теперь наша объективная реальность это вся совокупность реальностей, кроме последнего зеркала — первобытного социального сознания.
Первобытное социальное сознание по отношению к групповым процессам — это аналог наглядно-действенного сознания по отношению к физической реальности.
Первобытное социальное сознание появляется немногим позже наглядно-образного. У современного человека первоначальное социальное сознание формируется к трёхлетнему возрасту.

    6. Возникновение социального сознания опять преобразует объективную реальность человека. Теперь это уже не столько природная среда обитания, сколько социальная. Выживание зависит не от охоты, собирательства или урожая, а от умения быстро и эффективно схватывать настроение группы и воздействовать на него.

    7. Возникновение новой объективной реальности снова порождает противоречие. Теперь это противоречие между индивидом и группой. Возникает первая иерархия, в которой низы стремятся улучшить своё положение, а верхи — способы управления низами.

    8. В результате этого противоречия возникает знаковое или языковое сознание - способность мысленно преобразовывать образы в символы, мысленно манипулировать этими символами и преобразовывать продукт такой манипуляции обратно в образы. Скажем, есть предмет — яблоко, есть его отражение в сознании — образ яблока и есть отражение предмета и образа в языке — слово «яблоко». Языковое сознание — это способ адаптации к социальной реальности. Оно позволяет наиболее эффективно принуждать и убеждать, использовать труд других людей, совершать выгодные сделки, подчинять себе новых вассалов, управлять группами людей.
Вы, наверное, уже заметили, что у нас появляется, 4-е зеркало. Теперь в языке отражаются все те зеркала и реальности, ими порождённые, которые мы описывали выше.
Языковое сознание по отношению к групповой реальности — это аналог наглядно-образного сознания по отношению к реальности физической.
С появлением языкового сознания, сознание становится социальным явлением. Формирование дальнейших уровней сознания невозможно без социального взаимодействия.
Языковое сознание формируется у человечества немногим позже первобытного социального сознания.
У современного человека языковое сознание формируется к четырёхлетнему возрасту.

    9. Языковое сознание снова преобразует объективную реальность. Поскольку слово отражает реальность, но не является ею, словесная реальность отклоняется от реальности объективной и начинает жить своей жизнью. Теперь сказания людей не обязательно являются описанием объективной реальности, но всё ещё воспринимаются как таковое большинством. Возникает первоначальное общественное сознание или миф, как способ общественного понимания тех или иных явлений. Основанием мифа является сходное восприятие индивидами тех или иных явлений бытия — страх грозы или змей, радость восхода солнца или тепла.
Миф впервые предлагает системное общественное представление об устройстве мира и общества. Миф отражает общественное представление о следующих категориях бытия:
а. Онтологические и эсхатологические – формы и способы бытия и его окончание.
б. Психологические – аксиологические – возникновение, развитие и трансформация человеческих качеств, взглядов, ценностей.
в. Теологические и иерархические — житие богов, правила поведения, наказания и поощрения за поступки, общественная иерархия.
г. Космогонические и антропогонические – возникновение мира и человека.
д. Астрологические и хронологические – движение небесных тел, исчисление времени.
е. Геометрические и математические — измерение пространства и исчисления.
Миф является 5-м зеркалом, в котором отражается вся предыдущая система реальностей.
С появлением мифа, сознание становится общественным явлением. Развитие дальнейших уровней сознания становится невозможным без изучения предшествующего продукта общественного сознания.
Первоначальное общественное сознание по отношению к общественным процессам — это аналог наглядно-действенного сознанния по отношению к физическим процессам и первобытно социального сознания к групповым процессам.
Мифологическое общественное сознание возникает примерно 7 тысяч лет назад, а к середине 4-го тысячелетия до нашей эры продуктом общественного сознания становятся письменность, право, собственность и древние цивилизации.
У человека первое общественное системное мировоззрение формируется в старших классах школы.

    10. Но миф опять вступает в противоречие с объективной реальностью, как физической, так и образной, и языковой, и социальной. Претендуя на общественное представление реальности, он отражает её искажённо. Предлагаемые мифом объяснения природных явлений не работают. Общественные функции мифа не способствуют укреплению власти.

    11. Для разрешения противоречия мифа с реальностью, различные цивилизации формируют  различные виды абстрактного общественного сознания. Большинство цивилизаций идут по пути формирования  Религий — таких форм абстрактного общественного сознания, которые сакрализируют миф и налагают табу на поиск противоречий в нём, объясняя невозможность сомнения сакральностью предлагаемого знания.

    12. Западная цивилизация создаёт философские школы. Философия — это такая форма абстрактного общественного сознания, которая представляет противоречие и познание бесконечным, а свою роль — как постоянное различение, познание и сомнение. Философия возникает, как попытка переосмыслить, упорядочить, обосновать те знания, которые были у человечества на тот момент, а также привести их в соответствие с реальностью. Философия формулирует правила получения данных и обоснования выводов.

    13. Философское сознание в основных цивилизациях формируется в 6-4 веках до нашей эры. У современного человека такое сознание формируется после изучения принятой в обществе системы обоснования выводов, т. е. с получением полного школьного образования. Если человек получает религиозное образование, у него формируется религиозное сознание.

    14. С разделением абстрактного общественного сознания на философское и религиозное, эти два направления немедленно начинают противостоять друг другу и дополнять друг друга. В восточных цивилизациях полученное философским методом знание сразу сакрализируется и превращается в религию. В Западной цивилизации философия существует в свободном виде достаточно долгое время.

    15. В конце IV века, при императоре Феодосии Великом, христианство в Византии утвердилось в качестве государственной религии, а уже в 529 г. декретом императора Юстиниана был закрыт последний оплот древнегреческой философии — Платоновская академия, просуществовавшая к тому моменту без малого 1000 лет!  Религиозное сознание на много лет побеждает в противостоянии с философским. Связано это было с переходом Византии на императорскую форму правления, что требовало поддерживающей идеологии. Монотеизм христианства оказался вполне в русле единоличной власти.

    16. Абстрактное общественное сознание является 6-м зеркалом, в котором отражается вся предыдущая система реальностей.
Абстрактное общественное сознание может выступать в роли национальной религии, идеологии или принципов устройства конкретного общества. Это последний уровень развития общественного сознания, как сознания отдельного общества, нации или империи. Следующие уровни сознания будут всеобщими и относящимися ко всему человечеству.
Абстрактное общественное сознание по отношению к общественным процессам — это аналог языкового сознания по отношению к групповым процессам.
У современного человека основы абстрактного общественного сознания формируются к концу школы.

    17. Появление Абстрактного общественного сознания снова преобразует познаваемую реальность. Возникновение философии привносит в неё чистые феномены сознания, мышления, познания, восприятия. Возникновение религии предоставляет широким массам простые и понятные ответы на сложные вопросы, такие как: что будет после смерти, каково происхождение мира, для чего стоит жить.

    18. И снова человеческое сознание вступает в противоречие с абстрактным общественным сознанием. Феномены, описываемые философией, сложны и непонятны большинству, а предлагаемая философией система доказательств вообще доступна единицам. Философское сознание не может быть использовано, как определённая и всем понятная форма общественного сознания. Религия, в свою очередь, хоть и даёт простые и понятные ответы, обслуживает интересы правящего класса, а сами ответы оказываются сомнительными.

    19. В качестве разрешения противоречия, в XIV веке возникает итальянский ренессанс, который вскоре перекидывается в Германию, а оттуда и по всей Европе. Впервые возникает Всеобщее общественное сознание, которое вначале было всеобщим для Европы, а к XX-му веку стало всемирным. Всеобщее общественное сознание — это конвергенция религии, как института сохранения гуманистических традиций, философии, как института системного научного познания мира, а также экономики, политики, искусства и других областей.

    20. Всеобщее общественное сознание является 7-м зеркалом, в котором отражается вся предыдущая система реальностей.
С появлением всеобщего общественного сознания, сознание становится всемирным явлением. Теперь развитие дальнейших уровней сознания предполагает изучение продукта всемирного сознания.
На высших этапах развития сознания, оно практически не противостоит физической реальности. Оно противостоит более высоким реальностям, им же сформированным.
Современные образовательные учреждения не занимаются формированием всеобщего общественного сознания. Задача взрослого человека — самостоятельно сформировать целостное мировоззрение.

    21. Всеобщее общественное сознание вновь трансформирует реальность. Оно приводит к появлению всеобщего образования. Широким массам становится доступен продукт всеобщего общественного сознания — последние достижения науки и культуры.

    22. Доступность общественного знания широким массам порождает очередное противоречие. Такими массами становится сложно управлять. Люди осознают свои потребности, своё место в мире, и отказываются умирать или работать за идею.

    23. Для разрешения этого противоречия ХХ пошёл по пути разработки технологий манипуляции всеобщим сознанием, что привело к возникновению виртуальной реальности — реальности, которая очень похожа на реальность, но всё же не является таковой, создаётся в чьих-то интересах и имеет вполне чёткие цели, в основном, материальные или политические. Виртуальная реальность ХХ века — это бесконечное количество зеркал, каждое из которых искажает ту реальность, которую нужно её создателю и так, как это нужно.

    24. Носителями виртуальной реальности становятся сначала газеты, а затем кинематограф и телевидение.

    25. Ответом на формирование виртуальной реальности становится формирование виртуального сознания, адаптированного к жизни в обществе пост-правды, где любая информация, приходящая из самых солидных источников, может оказаться не просто некорректной, но намеренным, спланированным, рассчитанным с использованием последних достижений науки введением в заблуждение. Человек эпохи пост-правды видит не просто предоставленную информацию, но ещё и ту, что скрывается за ней: кому она выгодна, чего хочет её автор, какими способами пытается получить желаемое.
Виртуальное сознание — это 8-е зеркало. Формируется оно только путём поиска истины в обществе пост-правды.

    26. Виртуальное сознание снова меняет реальность и в XXI веке создаёт уже электронно-виртуальную реальность, которая целиком и полностью отражает в себе сложившуюся до неё реальность, включая виртуальную.

    27. Электронно-виртуальная реальность формирует электронно-виртуальное сознание. Это такое сознание, которое абстрагировано не только от материального мира, но и от социального. Такое сознание уже приближается к чистому сознанию, освобождённому от своего объекта. Это слияние индивидуального сознания со всеобщим. Человеку больше не требуется ничего запоминать, ему не мешают навязанные социумом эмоции, чувства и правила поведения. Человек наконец-то становится свободен от фактов. В сети есть любые факты, из которых он может создать любое мировоззрение. Сознание наконец-то может заняться тем, к чему оно стремилось весь период своей эволюции — к постижению самого себя и генерированию нового, чистого продукта сознания. Причём под сознанием, как самим собой, понимается слияние индивидуального и электронно-виртуального сознания.

    28. Электронно-виртуальное сознание — это 9-е зеркало в нашей системе зеркал.

За последнее 30 лет электронно-виртуальное сознание прошло свою
    1. Наглядно-действенную фазу, когда субъект сознания учился использовать мышку и клавиатуру, интернет браузер и файловую систему;
    2. Наглядно-образную фазу, когда субъект учился моделировать нужные ему запросы, формулировать цели и задачи электронного исследования, а также выдавать в сеть первые продукты своего сознания;
    3. Первобытно-социальную фазу — период использования электронной почты.
    4. Языковую фазу, когда нарабатывался электронный сленг и система обозначений.
    5. Мифологическую фазу, когда в интернет-пространстве появлялись истории быстрого обогащения, потери веса, чудесного исцеления, нахождения работы и любви.
    6. Фазу общественного социального сознания, выраженную в расцвете социальных сетей.

Сейчас электронно-виртуальное сознание стоит перед выбором, пойти ли ему по пути формирования электронно-виртуальной философии или электронно-виртуальной религии. К сожалению, этот переломный момент совпадает по времени с окончанием глобализации и развалом мира на регионы. Это означает, что опять в разных регионах будет разный выбор. Китай уже формирует электронно-виртуальное сознание по типу религии, в которой есть действия, повышающие социальный рейтинг, а есть действия, его понижающие, есть сайты, разрешённые к просмотру, а есть запрещённые. Россия, похоже, идёт по тому же пути, с реальными сроками за лайки и репосты. Очень хочется надеяться, что Западная цивилизация останется верной демократическому выбору, но и здесь факты говорят об обратном. Социальные сети блокируют аккаунты пользователей за неполиткорректные высказывания, Ebay и Paypal — за трансакции, которые они считают подозрительными. Премьер министр Англии Тереза Мэй представила на рассмотрение в парламент новый закон, по которому вся история интернет поиска каждого гражданина Англии должна будет храниться в течение года и предоставляться по запросу правоохранительных органов. Электронно-виртуальное пространство, которое когда-то задумывалось как территория свободы, постепенно обрастает правилами и порядками, в разработке которых широкие массы не участвуют, а критическое отношение к которым наказуемо. Могу предположить, что гегемония гигантов будет нарастать и далее. Остаётся лишь надеяться, что мы увидим ренессанс уже в течение одного поколения.

Итак, какие принципы эволюции сознания можно выделить?

    1. Развитие сознания выражается в постепенном расширении и углублении содержания сознания. Человек (как вид или как индивид), всё больше и всё глубже осознаёт явления бытия.

    2. Развитие сознания происходит в столкновении субъективной реальности с объективной, т. е. выступает в качестве средства адаптации к окружающей среде.

    3. Сознание генерирует дальнейший продукт сознания, который изменяет реальность, порождая новый виток развития сознания. Изначально сознание возникает, как отражение реальности. Затем отражённая реальность подвергается мысленной трансформации с целью приспособления человека к окружающей среде, после чего новая, мысленно трансформированная реальность воплощается человеком в жизнь, но уже не в том виде, в котором она представала сознанию, а с поправками на человеческие потребности. Так формируется новая реальность и запускается новый цикл её осознания.

    4. Эволюция взаимодействия сознания и реальности — это движение от чистой реальности к чистому сознанию. Изначально была природа и не было сознания. Развитие сознания движется в направлении, когда останется одно сознание, а реальность станет совершенно виртуальной.

    5. Каждый последующий уровень развития сознания содержит в себе все предыдущие и невозможен без них. Мы покажем это чуть позже. В подтверждение этого тезиса можно сказать, что в современной электронно-виртуальной реальности существует не меньше мифов, чем в древней Греции — астрологические прогнозы, гадания, снятие сглаза и порчи, предсказания, экстрасенсорика, реклама, политические технологии, способы быстрого обогащения, устройства личной жизни, лотереи.

    6. Каждый последующий уровень развития сознания более абстрактный, чем предыдущий, т. е. ещё дальше от первоначальной физической реальности. Этот тезис также раскроется позже.

    7. Каждый последующий уровень сознания содержит в себе больше противоречивых моментов, чем предыдущий. Этот тезис непосредственно следует из пятого, поскольку если каждый следующий уровень развития сознания содержит в себе все предыдущие, значит он содержит в себе и все противоречия предыдущих, плюс свои уникальные противоречия.

    8. Каждый последующий уровень сознания формируется быстрее, чем предыдущий.

    9. Развитие сознания каждого индивида повторяет развитие сознания человечества.

    10. Развитый уровень индивидуального сознания предполагает чёткое различение всех предыдущих уровней сознания. Встречаются современные люди, которые смогли развить первоначальное социальное сознание, но уже не смогли развить современное общественное сознание. Или такие, кто смог усвоить основные принципы общественного сознания, но не смог развить абстрактное общественное сознание. В настоящее время особенно много тех, кто ускоренными темпами развивает электронное виртуальное сознание, имея низшие уровни в зачаточном состоянии. К сожалению, интернет в руках человека, не изучавшего продукт общественного сознания, подобен книге в руках у обезьяны.

Что станет десятым зеркалом, которое сможет отразить в себе существующую комбинацию реальностей? Будет ли вообще десятое зеркало или сознание вошло в такую фазу своего развития, выше которой ничего нет? Поживём увидим.


Рецензии