Индивидуализм

Предупреждение.
1. Предлагаемая точка зрения не претендует на объективность.
2. Любое понятие находится в развитии, следовательно его понимание через 10 лет скорее всего будет отличаться от его понимания сегодня.
3. Философия — это наука о всеобщем, соответственно никакое философское исследование не имеет непосредственной практической применимости. Нельзя взять то, о чём мы сегодня говорим и заработать на этом миллион или сделать из этого паровоз.
4. Философия проясняет понятия и формирует мировоззрение.

Итак, индивидуализм. Для начала попробуем понять,
Что такое индивид. Слово индивид от indivisible.
Свойства индивидуальности с точки зрения коллективизма.
    1. Психофизиологические свойства: пол, возраст, тип нервной системы, задатки, потребности.
    2. Психологические свойства: познавательный интеллект, характер, темперамент, способности, желания, интересы и склонности.
    3. Социально-психологические свойства: социальный интеллект, социальная активность, моральные и нравственные принципы, убеждения, мировоззрение.

Свойства индивидуальности с точки зрения индивидуализма.
    1. Индивидуальность (особенность, неповторимость).
    2. Самоценность (отношение к себе, как к ценности).
    3. Незасивимость (способность вырабатывать свои независимые суждения).
    4. Самостоятельность (способность самостоятельно обеспечивать свою жизнь).

Какие выводы можно сделать из сказанного?
Получается, что в обеих парадигмах процесс становления индивидуума — это длинною в жизнь процесс актуализации, который, в свою очередь является интегральным процессом индивидуации и социализации.
Индивидуация — это процесс осознания и развития своих желаний и стремлений, способностей и наклонностей, интересов и предпочтений.
Социализация — это изучение общественных процессов, ценностей и мировоззрения.
Интегральность процесса актуализации заключается в том, что человек находит своё место в социуме, которое позволяет ему с одной стороны, быть самостоятельным и независимым, а с другой стороны, максимально раскрыть потенциал своей индивидуальности.

Что такое индивидуализм
    • Термин Индивидуализм введён в западную культуру, как уничижительный, последователями Роберта Оуэна, основателями первых коммун начала XIX века.
    • Предварительное определение — индивидуализм — это мировоззрение человека и общества, в котором интересы индивида превыше интересов общества и общество это признает.
      
      С чем индивидуализм вступает в противоречие?
    • Коллективизм — мировоззрение, в котором интересы общества выше интересов индивида, и индивид это признает.
    • А что если общество требует коллективизма, а люди хотят быть индивидуалистами? Или если общество атомизируется и воспевает индивидуализм, а люди хотят всеобщей высшей цели?
    • Вообще, в каком случае совокупность индивидов может противостоять обществу? Такое  происходит, когда элиты оторваны от общества и их интересы вступают в конфликт с интересами общества. Такой конфликт всегда ВСЕГДА разрешается через смену элит.
      
      Что ещё может выступать противоположностью индивидуализма?
    • Семью можно назвать формой противоположности индивидуализма? Безусловно! Создавая семью, мы неизбежно подчиняем личные интересы семейным. А когда появляются дети, про индивидуализм можно забыть надолго.
    • Корпорация, как форма противоречия индивидуализму. Интересы корпорации стоят выше интересов индивидов, в ней работающих. Это, конечно, иллюзия. В любой корпорации есть индивиды, чьи интересы соблюдаются неукоснительно. Причём, за счёт других индивидов.
    • Общественное идеальное, т. е. такая идея, которая тоталитарно доминирует в обществе будь то монархизм, религия, национал-социализм в Германии или интернационал-социализм в СССР. В этом случае интересы индивида подчинены идее, будь то «За Царя, за Родину, за Веру», «За фюрера», «За Сталина», интересы индивида всегда вторичны.
    • Всеобщее идеальное. Коллективное искусство, Коллективная вера, Коллективное знание. Всеобщее идеальное позволяет познать себя лишь в том случае, когда человек забывает про свои индивидуальные интересы и растворяется во всеобщем идеальном.

С чем индивидуализм сходен, но при этом различен.
    • Эгоизм. Индивидуализм отличается от эгоизма тем, что индивидуализм предполагает приоритет интересов любого индивидуума над общественными, а эгоизм — моих интересов над интересами других.
    • Эготизм. Преувеличенное чувство собственной значимости.
    • Эгоцентризм. Рассмотрение своей точки зрения, как единственной, заслуживающей внимания.
    • Солипсизм. Рассмотрение собственного видения, как единственной несомненной реальности, с отрицанием объективной реальности.
    • Волюнтаризм. Отличается тем, что индивидуализм постулирует индивидуальные ценности любых индивидуумов, как ценности всего общества. Волюнтаризм постулирует индивидуальные ценности конкретного человека, как абсолютную ценность.

Обратите внимание, что альтруизм не является противоположностью индивидуализма. Индивидуализм в сочетании с альтруизмом ставит интересы отдельных индивидов выше общественных и выше своих собственных.

История человечества — история коллективизма, за исключением трёх периодов.
    • Первый — период античной Римской республики и Афинской демократии (до 27 г.д.н.э, до РИ).
    • Второй — период Возрождения и Новое Время. По сути, вся философия Ренессанса основывались на идеях свободы личности и самовыражения.
    • Ренессанс начинается в XIII веке во Флоренции с Данте Алигьери.
    • В XIV веке представителями философии Ренессанса были Франческо Петрарка, которого смело можно назвать гражданином Европы, хотя по своему подданству он был флорентийцем, и Георгий Плифон, который, будучи Византийцем, остался в Риме после Флорентийского униатского собора.
    • В XV веке философию Ренессанса развивали римлянин Лоренцо Валла, флорентиец Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола, который хоть и был из Мирандолы, вынужден был бежать от инквизиции во Флоренцию под защиту Лоренци Медичи, где и провёл остаток жизни.
    • Тогда же, в XV веке, вместе с философией Николая Кребса, известного нам, как Николай  Кузанский, Ренессанс распространяется в Германию.
    • В XVI веке представителями ренессанса стали флорентиец Никколо Макиавелли, венецианец Пьетро Помпонацци и нидерландец Герхард Герхардс, известный нам, как Эразм Ротердамский.
    • Наиболее широко индивидуализм распространяется после октябрьской революции 17-го года, но не 1917-го, а 1517-го, когда 31-го октября 1517-го года Мартин Лютер огласил свои 95 тезисов, в основе которых лежало представление об индивидуальной свободе, которое и стало основанием для дальнейшего развития принципов индивидуализма, как общественного устройства.
    • В период Нового Времени, т. е. в XVII-XVIII-XIX веках, бурно развивается капитализм. Индивидуум становится не только средством производства, но и потребителем, что резко повышает значимость отдельного индивида в глазах общества и в глазах элит.
    • Новое Время, а с ним и общество индивидуализма, заканчивается с I Мировой Войной. Мир входит в Малый Тоталитарный Период, когда во многих странах к власти приходят тоталитарные режимы.
    • Третий период индивидуализма начался после развала СССР, и продолжается по сей день.

Что можно заключить из этого наикратчайшего исторического очерка?
1. Индивидуализм становится возможным в результате ослабления давления тоталитарных идей в обществе.
2. Индивидуализм возникает в результате противостояния лучших умов общества доминирующей общественной доктрине.
3. Большую часть своей истории общество находилось по шкале индивидуализм — коллективизм где-то в районе середины, но ближе к коллективизму. ХХ век показал нам и крайние формы коллективизма, в виде коммунизма и национал-социализма, и крайнюю форму индивидуализма, которую из себя представляет современное общество.
4. А теперь представьте на минуту, что капитализм закончился. Дальнейшее расширение рынков стало  невозможным, как и дальнейшее углубление разделения труда. Автоматизация устранила значимость индивида, как средства производства, а логическое отсутствие у такого индивида дохода, устранило его значимость, как потребителя. О чём нам это говорит? О том, что посткапиталистическое общество, скорее всего будет далеко от индивидуалистического.
      
Сильные и слабые стороны индивидуалистского и коллективистского общества.
История показывает, что коллективистские общества хорошо противостоят внешнему противнику. Соответственно, они распадаются или в следствие противостояния  индивидов доминирующей коллективной идеологии, или в следствие воздействия более сильной коллективистской систему. Индивидуалистические же общества достаточно стабильны, как замкнутые системы, поскольку основываются на многообразии мнений и взглядов, но такие общества сложно сплотить для противостояния внешнему врагу.

Предпосылки перехода из одного общества в другое.
    • Предпосылкой движения общества от коллективизма к индивидуализму является разочарование в доминирующей общественной доктрине всё большего количества людей, которые со временем приходят во власть и разрушают доминирующую доктрину либо ослабляют требования её соблюдения.
    • Отсутствие доминирующей доктрины приводит общество к индивидуализму.
    • На первых порах переход к индивидуализму даёт прорыв накопившейся творческой энергии, которая подавлялась при коллективизме, что выражается во всплеске искусства, литературы, философии, поэзии.
    • Тем не менее, индивидуализм освобождает как высшие, так и низшие потребности человека. Со временем общество погружается в разврат, ложь, бездуховность, а главное, ощущение бесцельности, ненужности бытия, что приводит к возникновению потребности в высшем смысле, в общей цели.
      
      Отсюда можно сделать два важных вывода:
    1. Ортодоксальный индивидуализм также опасен, как и ортодоксальный коллективизм.
    2. Каждый из моментов этого противоречия несёт в себе предпосылки противоположного.
      
Предпосылки индивидуализма.
1. Улучшение условий жизни: наличие запасов, собственности, защищенности.
2. Снижение зависимости от общества.

Предпосылки коллективизма.
1. Ухудшение условий жизни: изменение климата, война.
2. Необходимость общей цели, общей деятельности.

В каком случае нужно единство всего общества? Скорее всего, когда речь идёт о какой-то угрозе всему обществу, такой как война. Доминирование индивидуализма в обществе – признак экономической и политической стабильности.
Этот фактор работает и в обратную сторону. Попробуйте поднять на войну общество индивидуалистов. Попробуйте убедить членов такого общества отдавать свою жизнь за общее дело. Получается, что чем больше в мире обществ индивидуализма, тем меньше вероятность военных конфликтов.

Отличия общества индивидуализма от общества коллективизма.
Ценности индивидуализма: индивидуальность (особенность, неповторимость), самоценность (отношение к себе, как к ценности), независимость (способность вырабатывать свои независимые суждения), самостоятельность (способность самостоятельно обеспечивать свою жизнь).
Ценности коллективизма: идея (корпоративная, общественная или всеобщая), служение, самопожертвование.
      
Индивидуализм предполагает совершенство индивида и необходимость общества подстраиваться под него. Это развивает общество, но может порождать стагнацию индивида.
Коллективизм, напротив, предполагает совершенство идеи или деятельности, которая сплотила общество, а индивиды должны подстраиваться под неё. Причём, если в первом случае развитие общества однобоко, т. е. только с точки зрения служения стагнирующим индивидам, во втором случае однобоко развитие индивидов, поскольку оно направлено лишь на служение стагнирующей идее.

Индивидуалистическое общество боится смерти. О ней не говорят, обряды минимальны, её изображение в искусстве гротескно, комично.
Коллективистское общество сакрализирует смерть. Смерть ради идеи общества — священна. Отсюда стремление к мавзолеям, гробницам, пышным обрядам, посмертным наградам.

Коллективистское общество предполагает единую идеологию.
Индивидуалистическе поощряет различные взгляды и мнения.

Коллективистское общество предполагает единую для всего общества цель.
В индивидуалистском общей цели нет, каждый преследует свою цель.

В индивидуалистском обществе примат закона, как способа разрешения споров между индивидами.
В коллективистском — примат общественного мировоззрения. Закон лишь оценивает, насколько индивидуум отошёл от общественного мировоззрения.

Для индивидуалистического общества принципиально важно разделение властей, чтобы представить во власти как можно более различные слои общества.
Для коллективистского общества важна концентрация власти, чтобы общество не отклонялось от цели.

В обществе индивидуализма человек может полагаться только на себя. Это значит, что надо стать своим собственным бухгалтером, юристом, механиком, компьютерным мастером. Никто из этих специалистов не работает на вас. Каждый из них работает на себя и не только кровно заинтересован в том, чтобы в его сфере у вас было как можно больше проблем, но и знает, как эти проблемы незаметно для вас организовать. Вы не можете полагаться на свою жену или мужа. Они тоже живут для себя и свои интересы всегда ставят выше ваших. Если вы перестали выполнять свою функцию, вас заменят на более удобного.
В обществе коллективизма все наоборот. Люди вокруг вас озарены идеей служения и самоотверженно трудятся для других, но и вам также придётся забыть о себе и служить. Семье, коллективу, стране. В случаях, когда стоит выбор между своим интересом и интересом других людей, вам неизменно придётся выбирать интересы других людей.

Стабильное общество таково, что оно сочетает в себе элементы коллективистского общества и индивидуалистского, т. е. это такое индивидуалистское общество, которое, тем не менее, имеет некие общественные цели и вектор развития, и которое требует чтобы индивидуумы отдавали какую-то часть своего времени служению этим целям.

Ответ на вопрос, индивидуализм или коллективизм — это ответ на вопрос, кто задаёт цели нашего существования. Если цели нашего существования задаются обществом, мы не принадлежим себе, но и не обременены целеполаганием. Если общество не задаёт нам цели, мы свободны в их выборе, но должны также и обеспечить себя критериями, средствами и методами выбора целей, а также способами их достижения, что для многих становится сложной задачей.


Рецензии
Эгоизма хватает у всех; разница только в том, что кто-то научился им более-менее хорошо управлять, а у кого-то он через край хлещет или маскируется под разные "культурные" формы.

Ответный Реактор   22.07.2022 18:55     Заявить о нарушении