Философия Гегеля

Дисклэймер.
    1. Я субъективен.
    2. Я нахожусь в развитии.
    3. Перед тем, как мы что-то понимаем, мы всегда сначала это не понимаем.
    4. Чтобы понять что-то, что было непонятно с первого раза, нужно к этому вернуться на новом уровне.

Что такое философия и зачем она нужна. Философии – это наука о всеобщем.

Зачем нужна философия? Философия расширяет границы человеческого сознания. Витгенштейн утверждал, что мир состоит не из вещей, а из событий, т.е самого наличия вещи недостаточно для её существования в человеческом представлении. С ней должно что-то происходить. Она должна двигаться, переходить из одного состояния в другое, претерпевать количественные и качественные изменения, как минимум, отражать свет, чтобы быть заметной. Само наличие вещи – это уже событие, которое с ней происходит. И тем не менее, для осознания какого-то феномена т.е. явления, проявленного в такой форме, в которой человек способен его воспринимать, этот феномен должен проявиться не где-то там, а в центре нашего внимания. В этом смысле философы не изобретают новые явления, но обращают внимание человечества на неочевидные, проявляют их для человеческого сознания, дают им имена и вписывают их в существующую систему знания.

Сократ впервые обратил внимание на то, что у процесса восприятия есть субъект, который следует изучать не менее тщательно, чем объект восприятия. Субъект у познания был и до Сократа. Сократ лишь привлёк наше внимание к его наличию.

Кант обнаружил, что для того, чтобы познать что-либо, мы должны иметь врождённую способность к познанию этого конкретного феномена. Скажем, чтобы воспринимать причинно-следственную связь, человек должен иметь врождённую способность к восприятию причинно-следственной связи. Животные способны к примитивному восприятию причинно-следственной связи на уровне условных инстинктов. Человек способен воспринимать ПСС как абстрактное явление. Кант также утверждал, что восприятие морального закона человека является врождённой способностью.

Достоевский смог развернуть понятие морального закона и показать нам отдельные его части, такие как способность к состраданию, способность к прощению, потребность в прощении. Опять же, все эти способности были у человека и раньше. Они и раньше были врождёнными. Философы просто обратили на них внимание человечества, кардинально, тем не менее, поменяв этим его жизнь.

Именно работы Канта и Достоевского лежат в основе отмены смертной казни во многих странах. Как мы уже поняли, способность к состраданию, к покаянию, есть у каждого человека, и она врождённая. Тем не менее, способность – это ещё не качество. Способность – это возможность развития качества. А вот у кого и до какой степени это качество развито, зависит от многих параметров: от социокультурного контекста, от личных усилий человека, от исторического периода. Человек, совершающий преступление, также имеет способность развить свои моральные качества, но на момент совершения преступления они ещё не развиты. Лишая преступника жизни, мы лишаем его возможности развития этих качеств, лишаем возможности покаяния, осознания содеянного. Также, как общество отказалось от лишения своих членов жизни за неразвитые интеллектуальные качества, оно отказалось от лишения жизни за неразвитые моральные качества.

Философия также вырабатывает способы постижения истины. Правила проведения исследования, научного, юридического или журналистского, построены на философских основаниях. Установление истины в обыденной жизни также невозможно без философских оснований.

Философское мышление повышает осознанность бытия - способность дифференцировать тонкие аспекты информационного и понятийного поля. Чем выше степень осознанности, тем выше степень свободы. В одной и той же ситуации, человек с высокой степенью осознанности найдёт гораздо больше выходов, путей развития и даже развлечений, чем человек с меньшей степенью осознанности. 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин
Представитель объективного идеализма – такого направления в философии, которое утверждает, что есть высший дух, идея, которая даётся нам в различных проявлениях, которые никогда её не исчерпывают. Человек же, с одной стороны, является частью этой высшей идеи, её продуктом, а с другой стороны, занимается чувственным и умственным постижением этой высшей идеи.

О чем пишет Гегель? Поскольку Гегель философ, он пишет о всеобщем, т.е. сначала он берет всё поле явлений и отсекает от него всё конкретное, такое, которое можно потрогать и увидеть. Остаются умозрительные понятия, такие как Бытие, Ничто, Частное, Общее, Количество, Качество, Мера и т.п. Затем Гегель берет все умозрительные понятия и ранжирует их по степени обобщенности. Скажем, понятие Бытия более общее по отношению к понятию качества., поскольку нет качества без Бытия, но есть Бытие без качества. А затем он выводит все понятия одно из другого, начиная с самых обобщённых и двигаясь к более конкретным. Сложность восприятия Гегеля заключается в том, что обыденное сознание движется в обратном направлении. Оно сначала видит конкретные предметы, а затем, наблюдая их в различных вариациях, обобщает их свойства.

1812-1816 Наука Логики
    1. Объективная логика. Учение о Бытии. 1812.
    2. Объективная логика. Учение о Сущности 1813.
    3. Субъективная логика. Учение о Понятии. 1816.

Гегель считал, что предмет науки делится на
    1. Логику — правила развития чистых понятий и абстрактной идеи;
    2. Природу — как внешнее воплощение идеи;
    3. Дух — как новый уровень идеи, который включает в себя понятия и знания о природе.

Логика, как наука, раскрывает универсальные законы саморазвития бытия и сознания. Поскольку сознание развивается по тем же законам, что и бытие, это одни и те же законы. Наука логики — это наука о чистом понятии и абстрактной идее; природа представляет собой внешнюю реальность идеи, её экстериоризацию, дух - снятие экстериоризации, возвращение идеи к самой себе.

Диалектика – принцип развития от абстрактного к конкретному. Так развивается идея, так развивается мир, так развивается человек, так развивается представление о чем-либо.

Развитие начинается с абстрактной идеи - тезиса. Он мне не нравится, потому что он слишком заносчив. Абстрактность здесь заключается в том, что тезис основан не на полной картине, а на первом впечатлении, оторванном от предмета в целом.

Однако, в таком, как и в любом ином суждении заложено противоречие. Что противоположно заносчивости? Пусть для целей нашего рассуждения это будет скромность. Скромность – это отрицание заносчивости. В таком случае, наш антитезис – этот человек скромный. Есть ли скромность в этом человеке? Безусловно есть. Тогда как узнать, какой из моментов преобладает? В этом нам поможет опыт. По мере нарастания опыта, т.е. по мере узнавания человека, происходит становление более конкретизированного представления о человеке, которое Отрицает первоначальное представление. Не в смысле замещения одного момента другим, а в смысле формирования нового, более детального, более конкретного представления, в которое входят все предыдущие. Такое новое представление в диалектике называется Синтезис.

Законы диалектики.
    1. Закон единства и борьбы противоположностей. Любое явление внутренне Противоречиво, т.е. в нем находятся противоположно направленные моменты, которые взаимоисключают друг друга, но в то же время неотделимы друг от друга.  Единство и борьба противоположностей – это источник развития явления.
    2. Закон отрицания отрицаний указывает направление развития. Развитие проходит ряд этапов, при этом завершающие стадии развития имеют черты, свойственные также и начальным стадиям развития. Противоположные моменты в явлении не только противоположны, но и тождественны. Их противоположность отрицает их тождественность, что приводит к развитию. Результатом такого развития становится преобладание одной противоположности над другой, что формирует новое качество явления, которое далее снова отрицается путём синтеза, в котором присутствуют обе противоположности. Развитие идёт от единства противоположностей, к их противостоянию и далее к синтезу. Тем не менее, развитие возможно только в результате борьбы внутренних противоречий, которые на начальном этапе развития неочевидны. Зачастую, противоречия – следствие воздействия внешних сил. Анализ явления – это выявление его внутренних противоположностей и направления их движения.
    3. Закон перехода количества в качество и обратно. Переход явления из одного состояния в другое происходит в следствие накопления количественных изменений.

Некоторые категории философии Гегеля.

Бытие (Чистое Бытие). Не имеет определения или опосредования и не является понятием. О нем больше нечего сказать, кроме того, что оно есть. Гегель абстрагирует Бытие, как чистую абстракцию от всего сущего. Что бы мы не делали, с чем угодно, мы сначала постулируем, что оно ЕСТЬ.

Возьмём обыкновенный сотовый телефон. Вот он. Представьте, что я показываю его вам как 3D голограмму. А теперь представьте, что телефон разложился на свои свойства. Вот здесь у нас функционал, вот здесь наши эмоции, связанные с телефоном, вот здесь его физические свойства: цвет, текстура, температура, физические свойства материалов и компонентов, из которых телефон сделан. Теперь давайте проклассифицируем представленные свойства телефона по степени их базовости, основательности. Могут ли эмоции существовать без функций? А функции без эмоций? Получается, что функции телефона первичны по отношению к нашим эмоциям по его поводу. Могут ли функции телефона существовать без его физических свойств? А физические свойства без функций? Получается, что функции телефона основаны на его физических свойствах. У нас получается иерархия свойств по степени их базовости. Так вот, если мы постепенно начнём отбрасывать свойства от самых производных до самых базовых, т.е. сначала отбросим эмоции, затем функции, затем физические свойства, мы в итоге приедем к тому, что самое базовое, на что наслаиваются остальные свойства — это Бытие. Бытие — это такое состояние нашего телефона, когда ничего иного про него сказать нельзя, кроме того, что он есть.

Здесь обычно возникает вопрос: зачем говорить об очевидных вещах? И так понятно, что если что то есть, то оно обладает Бытием. Тут, во-первых, хочется возразить, что да, если что-то есть, то всем понятно, что оно обладает Бытием, но не всем понятно, что Бытие можно абстрагировать от всего и рассмотреть как Чистое Бытие. Во-вторых, если всем понятно, что Бытие есть, то почему тогда Бытие тождественно Ничто?

Что такое Чистое, абсолютно абстрагированное Ничто?

Ничто (Чистое Ничто). Также не имеет определения или опосредования и не является понятием. О нем также нельзя ничего сказать, кроме того, что оно есть.

Как понять, что такое Ничто? Опять берём телефон и делаем все то же самое. Отбрасываем эмоции, функционал, физические свойства, а когда останется Чистое Бытие, отбрасываем и его. Телефон без свойств и без Бытия – это и есть Ничто, как и любой другой предмет без Бытия.

Получается, что как Бытие, так и Ничто не имеют ни определения, ни опосредования, и о них ничего иного нельзя сказать, кроме того, что они есть. А если у нас есть два явления или предмета с абсолютно одинаковыми характеристиками, то ничто не мешает нам сказать, что они тождественны.

Причём, Бытие всегда переходит в Ничто, а Ничто в то же время переходит в Бытие. А это как? Вот так всегда у Гегеля. Читатель постоянно пересекает грань понятного и непонятного. Стоит только с чем-то разобраться, как тут же погружаешься в ещё более сложное.

Перед тем как мы поймём как Бытие переходит в Ничто, стоит сказать о Снятии диалектикой формальной логики, т.е. диалектика является новым развитием формальной логики и во многом её Отрицает.

Формальная логика – Закон исключённого третьего. А или равно Б, или не равно, третьего не дано. В диалектике А может быть и А и Не-А одновременно. С точки зрения формальной логики никакой диалектики быть не может. С точки зрения диалектики любое явление и равно себе и не равно себе одновременно.

Вся логика, включая диалектику – это метаязык. Это такая структура, которая стоит за языком и определяет его, определяет правила движения понятий.

Сложность понимания диалектики в том, что в ней рассматриваются понятия, которые существуют одновременно, но описываются последовательно, одно за другим. Это создаёт иллюзию их последовательного возникновения.

Если мы говорим, что о Бытии НИ-ЧЕ-ГО нельзя сказать, кроме того, что оно есть, мы тем самым постулируем Ничто. Но как только мы обращаем своё внимание на Ничто, оно тут же обретает Бытие, хотя бы в нашем разговоре.

Мы все сейчас есть, но в то же время, мы все сейчас умираем, т.е. переходим в Ничто. А есть ли хоть что-нибудь, что обладает Бытием, которое никогда не перейдёт в Ничто? А есть ли такое Ничто, которое при малейшем рассмотрении не обрело бы Бытие? Получается, что нет иного Бытия, кроме как Бытие, переходящее в Ничто, как и нет иного Ничто, как Ничто, переходящее в Бытие.

Переход Бытия в Ничто и Ничто в Бытие называется Становлением.

В Становлении есть два противостоящих момента. Переход Бытия в Ничто – Прехождение, переход Ничто в Бытие – Возникновение.  Становление – это первая конкретность. До этого мы имели дело с чистой абстракцией. Почему конкретность? Потому, что выводится из других понятий, а значит ими определена.

МОМЕНТЫ – это два противоположных движения в одном движении. Каждое из них не существует без другого.

Представьте себе горку. Это спуск или подъём? Это и спуск и подъём одновременно. (Поскольку философия – это наука о всеобщем, то в качестве примера можно представить себе что угодно: знание и незнание, жизнь и смерть.) А процесс движения по горке – это Становление. Если мы движемся вниз, то это Прехождение спуска и Возникновение подъёма. Тоже самое применимо и к человеческой жизнь, к жизни общественной формации, ко всему.

Становление – беспокойное единство Бытия и Ничто. Но мы уже знаем, что в диалектике ни одно явление не существует само по себе, без своей противоположности, Отрицания. Без противоположности нет развития, как в мире вещей, так и в мире людей, так и в мире понятий. Нет Бытия без Ничто, а значит нет явления без противоположного явления. Что противоположно беспокойному единству, т.е. Становлению? Единство – это неразрывное сочетание многих. Противоположность единству — Простота, т. е. отдельное бытие. Противоположностью беспокойного единства, т.е. Становления, является спокойная простота или Снятие, т.е такое новое состояние, в котором Бытие и Ничто уже не два момента, а одно состояние, и процесс его формирования закончен.

Снятие - это единство сохранения и прекращения. Снятие это Бытие или Ничто? Оно есть, значит Бытие. Кроме Бытия в Снятии есть Ничто, но оно "Снято", т.е. оно послужило Становлению и входит в него как бы в скрытом виде. Антитезис снимает тезис, синтез снимает антитезис. Механическое движение включено в биологическое движение в Снятом виде. В каждом из нас есть все человечество в Снятом виде.

Снятие подразумевает в себе Становление в Снятом виде, в котором, в свою очередь есть Ничто в Снятом виде.

Представьте себе горку. Вот стоит некая абстрактная горка, на которой мы ещё не были. Это подъём или спуск? Это и то, и другое. Теперь давайте впишем её в контекст. Мы живём наверху или внизу? Пускай мы живём наверху. Давайте съедем с этой горки. Наш процесс съезжания – это Становление. Возникновение подъёма и Прехождение спуска. По мере того, как мы спускаемся с горки, она все меньше становится спуском и все больше подъёмом. И вот мы доехали до конца. У нас больше нет спуска, есть один только подъём. Теперь у нас Становление перешло в Снятие. Это уже не единство двух противонаправленных моментов, а одно явление – подъём. Но не как раньше, когда он был равен спуску. Теперь это подъём после спуска, т.е. спуск в нем присутствует в Снятом виде.

Итак, у нас произошло Становление, в котором из Чистого Бытия и Чистого Ничто появилось одно явление. Это Бытие? Это Бытие. Но не то Чистое Бытие, которое было изначально, а уже новое Бытие, прошедшее Становление и включающее в себя Чистое Ничто в Снятом виде. Такое Бытие называется Наличное Бытие. Оно есть результат Снятия Становления. Ничто, которое в Снятом виде содержится в Наличном Бытии называется Небытие. Это тоже не Чистое Ничто, а такое Ничто, которое прошло становление и послужило формированию Наличного Бытия, а значит является частью этого Наличного Бытия, пусть и в Снятом виде. Это Небытие, которе наступило после Бытия. Если о чистом Ничто ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть, то о Небытии можно сказать, что когда-то оно было Чистым Ничто. 

Поскольку Наличное Бытие – есть результат Снятия, значит в Наличном Бытии есть Становление в Снятом виде.

Итак, внизу горки у нас в Наличном Бытии только подъём, но этого подъёма бы не случилось, если бы он не сформировался в результате своего Становления и в результате Прехождения спуска. Это Наличное Бытие подъёма, но в нем в Снятой форме есть Ничто – спуск, который нам пришлось преодолеть. Теперь подъём у нас в Наличном Бытии. Вот он перед нами. Материализовался из Ничто. А спуск ушёл в Небытие, но лишь после того, как был полностью преодолён.

Отрицание. Имеется ввиду Отрицание тождества. Чистое Бытие и Чистое Ничто тождественны. Их противопоставление, их конфликт – это Отрицание их тождества. Отрицание тождества – это утверждение Противоречия. Это Противоречие приводит всю конструкцию в движение, которое называется Становлением. Отрицание Отрицания – это Отрицание Противоречия, утверждённого первым Отрицанием тождества. В результате Становления происходит Отрицание Противоречия, в результате которого, в свою очередь, получается новое Бытие. Наличное Бытие.

Человек равен себе до школы и равен себе после школы, но уже на новом уровне. Школа как бы Отрицает человека в той его форме, в которой он туда приходит, и одновременно утверждает его в его новой форме.

Такое возвращение к себе на новом уровне называется Опосредствование(Опосредование) – Возвращение к себе через Отрицание Отрицания. Соответственно, если мы хоти показать, что одно явление вырастает из другого, как оно появляется посредством другого, нам нужно показать, как это происходит на уровне отрицаний.

Эта схема у Гегеля называется Тезис-Антитезис-Синтезис. Отрицание не означает аннигиляцию или уничтожение. Отрицание – это двигатель развития. Способ перехода на новый уровень. Каждое новое Отрицание включает в себя все, что было до него.

В Наличном Бытии мы различаем три аспекта:
    I. Определённость Наличного Бытия;
    II. Качество и;
    III. Нечто, как Налично Сущее.

Определённость – Небытие в Бытии, когда целое имеет форму Наличного Бытия. Мы сказали, что в Наличном Бытии есть Ничто, которое внутри Наличного Бытия находится в Снятом виде и называется Небытие. Именно это Небытие есть Определённость Наличного Бытия. Небытие как бы полагает Наличному Бытию Предел, т.е. определяет, показывает до какой степени оно может развиться.

Мы съехали с горки. В образовавшемся в результате Становления подъёме есть в снятом виде преодолённый спуск. Именно он определяет подъём. Вот сколько спускались, столько будем и подниматься. Точнее, не больше. Меньше Предела можно.

Можно рассматривать Определённость отдельно, но важно понимать, что она не может быть отдельно от Наличного Бытия, потому что она есть то, что делает Наличное Бытие таковым. Соответственно, нет иного Наличного Бытия, кроме Определённого Наличного Бытия, и называется такое Определённое Наличное Бытие - Нечто.

Как можно рассмотреть Определённость?

    I. Определённость, взятая сама по себе, называется Качеством. Современное русское слово, которое лучше передаёт смысл Качества – это состояние. Сама по себе означает, что мы берём Определённость без учёта всего того, из чего она логически выросла. Поскольку Качество – это Определённость, оно есть переход от Наличного Бытия к Нечто. В Наличном Бытии Бытие и Ничто едины, а значит, насколько Наличное Бытие есть Сущее, настолько же оно есть Небытие Определённое. Соответственно, Качество должно быть рассмотрено как Сущее и как Отрицание. Качество, взятое таким образом, чтобы оно, будучи различённым, считалось сущим - Реальность. Это такая Определённость, которая утверждает, что есть. Качество, рассмотренное, как Отрицание – Предел. Это Определённость в своём крайнем проявлении, за которой это уже иное Качество.

    II. Что является противоположностью Качества? Количество. Количество, как противоположность Качеству – это снятая определённость, т.е неопределённость. Такое состояние, когда Качество не сформировано. Становление – есть накопление Количества. Становление само снимается, когда Количество переходит в Определённое Наличное Бытие, т.е. в Качество.


    III. И наконец, Определённость Количества Качеством называется Мера. Мера – это снятое Количество в Качестве. Когда Качество сформировано, количество, его сформировавшее, уходит в Небытие и формирует таким образом Определённость Качества. Вот именно то Количество, которое требуется для перехода в новое Качество и называется Мера.

Определённость подразумевает наличие качеств и моментов отношения с собой. Если что-то есть сущее (яблоко), то у него обязательно будут качества (цвет, форма) и обязательно будут моменты развития – то, что остаётся неизменным и то, что меняется.

Пока мы ехали по горке, она была спуском, который в процессе становления переходил в подъём. Пройденное расстояние накапливалось количественно, пока горка не перешла в новое Качество и не стала подъёмом. После того, как мы съехали с горки, она стала подъёмом и перестала быть спуском. Это её качественно новое состояние, новое качество, в котором она нам предстаёт. Количество произведённого спуска – это Мера, т.е. то количество спуска, которое требуется, чтобы горка полностью перешла в подъём.

Определённое Наличное Бытие называется Налично Сущее или Нечто. Получается, что Нечто – это что-то, что прошло Становление и имеет в себе свою противоположность в снятом виде. Чтобы стать Некто, надо пройти становление.

Сущее – значит принадлежащее Наличному Бытию, существующее.
Моменты Изменяющегося Нечто (Определённого Наличного Бытия). Поскольку Изменяющееся Определённость неотделима от Нечто, а Качество – есть Определённость, взятая сама по себе, то эти моменты есть и в Определённости и в Качестве.
    I. Бытие-в-себе – Момент равенства с собой. То, что не изменяется в изменениях. Опосредование собой. Способность положительно определять себя, реализовывать.
    II. Бытие-для-иного – Момент неравенства с собой. То, что изменяется в изменениях. Способность становиться иным, Отрицать себя.
    III. Бытие-в-нём – Момент равенства с собой, в котором содержится Отрицание Бытия-для-иного. Связывает первые два. Способность сопротивляться изменениям, при этом оставаясь собой и изменяясь.

Изменение – есть единство и борьба моментов равенства и неравенства с собой.
Определение – Качество, которое есть "в-себе" в простом Нечто и сущностно находится в единстве с другим моментом этого Нечто, с Бытием-в-нём. Нечто, взятое как в-себе-бытие. Определение – это такое качество, которое сохраняется, в изменениях и способно им сопротивляться.

Свойство (Характер) – Качество, которая будучи неизменным, то есть, равным самому себе, выходит за свой Предел вовне, проникая в Бытие-для-иного. Нечто, взятое как иное. Свойство – это такое качество, равное себе, которое воздействует на Иное, т.е проявляется вовне.
Иное – Нечто, взятое, как Ничто. Это тоже Определённое Наличное Бытие, как и Нечто. Ничем иным не отличается от Нечто, как тем, что является Иным Нечто.

Граница - Имманентное, но в то же время подвергшееся Отрицанию Бытие-для-иного.  Определённость, которая объединяет и разъединяет два Нечто.

Конечное - Нечто, взятое со своей имманентной Границей. Доведённое до крайности качественное Отрицание. Момент Отрицания Бытия-для-иного, Отрицания изменения. Ограниченность.

Конечное имеет в себе два момента: Предел и Долженствование.

Предел – Граница, которую переступают.
Долженствование - в-себе-бытие как Отрицательное соотношение со своей границей, также отличной от него, с собой как пределом. Категория, противоположная Пределу. Способность быть тем, что ты не есть и, наоборот, не быть (только) тем, что ты есть. Долженствование состоит в том, чтобы постоянно выходить за свой предел. В обыденном сознании предел представляется непреодолимой границей. Всё, что развивается, непрерывно переходит свой предел.
Поскольку Граница – это то что соединяет и разъединяет два Нечто, получается, что выходя из одного Нечто, мы тут же оказываемся в Ином, т.е. в рамках его границ. Есть ли, в таком случае, Бесконечное?
Если смотреть на Бесконечное, как на Отрицание Конечного, то оно становится ограничено конечным, а значит уже не Бесконечным. Скажем, как теорема Пифагора. Она уже открыта навсегда и в бесконечность, но не навсегда в прошлое. Истинное Бесконечное достигается снятием противоречия Конечного и Бесконечного, т.е истинное Бесконечное включает в себя в снятом виде и Конечное, и Бесконечное. Поскольку у Бесконечно не может быть Предела, т.е. оно не определено, значит оно находится до Наличного Бытия и относится лишь к Чистому Бытию и Становлению. Только они бесконечны.

Учение о Сущности.
Тезис — сущность как основание существования.
Антитезис — явление как единство основания и сущности.
Синтезис — действительность как единство существования и сущности.

Сущность — основание существования. Снятое бытие.

Единство основания и существования — вещь (материя или явление). Существование, положенное в его противоречиях.

Мир явлений — есть мир опосредований, зависимостей.

Действительность — то в явлении, что соответствует сущности. Единство сущности и существования.

Возможность — скрытая действительность (абстрактный момент).

Все, что не противоречит самому себе — есть формальная (абстрактная) возможность.

Действительность содержит в себе все имеющиеся возможности.

Действительность, взятая как возможность — случайность. Она не вытекает однозначно из основания вещи. Реальной возможность делает совокупность всех обстоятельств и условий бытия.

Возможность, взятая как реальность — действительность.

Развитая действительность — необходимость.

Задача познания — выявление необходимости в случайности.

Абсолютная необходимость — в которой все обуславливается и определяется ей самой. В ней нет случайности.

Субстанция — необходимость, которая является причиной самой себя.

Необходимость слепа лишь постольку, поскольку не постигается понятием. В познании необходимость освещается понятием и превращается в свободу.

Деятельность свободна тогда, когда основана на познанной необходимости.

Истина необходимости — свобода.

Истина субстанции — понятие.

Закон — есть спокойное в явлении.

Тождество — есть тождество различного.

Различие — есть различие тождественного.

Нельзя относиться к суждению как к определению.

Противоречие - сущностное различие, стороны которого взаимоопределяются.

Учение о Понятии.

Понятие — принцип всякой жизни.

В сфере бытия наблюдается переход в иное, в сфере сущности имеется видимость в другом, диалектический процесс рефлектирования. Движение понятия — развертывание того, что изначально в нем заключено.

Бытие — есть продукт понятия.

Субъективное понятие (тезис) — объект (антитезис) — идея (синтез).

Субъективное понятие — понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — единство общего, особенного и единичного. Снятая сущность. Такое бытие, через которое просвечивает сущность.

Всеобщее понятие существует самостоятельно и через саморазличение производит особенные и единичные понятия.

Суждение — понятие в его особенности, выражаемое формулой: «единичное — есть всеобщее» или «субъект — есть предикат».

Предикат — то, что говорится о субъекте суждения (о его предмете) Материя протяжённа.

Все вещи — есть суждения, поскольку являются единичными, имеющими в себе всеобщность (внутреннюю природу).

Понятие первично, а чещи таковы, каковы есть благодаря открывающемуся в них понятию.

Четыре вида суждений:
1. Качественные или суждения наличного бытия.
2. Рефлективные Содержат в себе такой предикат, который связан с другим суждением.
3. Суждения необходимости.
4. Суждения понятия.

Достигнутая в умозаключении реализация понятия знаменует переход от субъективного понятия к объективному.

Три ступени развертывания объекта:
1. Механизм. Механическое движение и механические свойства.
2. Химизм. Химические свойства и взаимодействия.
3. Телеология. Внутренняя целесообразность, характерная для живой природы.

Живое существо — это всегда цель, которая воплощается через средство, т. е. Предмет, воплощающий данную цель, но могущий служить воплощению и какой-то иной цели.

Понятие, как внутренняя цель, воплощаясь в объекте, становится идеей.

Идея — есть абсолютное единство понятия и объективности.

Бытие и сущность — это лишь моменты идеи.

Идея — это процесс, который в своём развитии проходит три ступени:
1. Жизнь, или идея в форме непосредственности,
2. Познание, как форма опосредованности, различённости идеи, поскольку здесь идея ч/з субъекта осознает себя,
3. Абсолютная идея — чистая форма понятия, созерцающая своё содержание, которое совпадает с ней самой.

1807 Феноменология Духа.
Гегель утверждает, что существует первоначальная идея, которая есть до всего сущего и которая воплощается в природе, тем самым отрицая себя саму. Вершиной развития природы является человек, способный постигать природу, своё сознание и первоначальную идею. Таким образом происходит синтез первоначальной идеи и природы. Идея познает сама себя.

Процесс развития сознания начинается с обывательского сознания, которое вырабатывает знание о предметах, Затем оно перерастает в научное или философское сознание, которое вырабатывает знание о явлениях сознания. Такое знание постепенно очищается сознанием от всего эмпирического и личного, в итоге приближаясь к абсолютному знанию, которое проявляется в трёх формах: религия, искусство и философия, из которых самой высшей является философия.

Поскольку мышление развивается в процессе собирания знаний о предметах, а предметы являются воплощением идеи, то логика мышления совпадает с логикой предметов, как и с логикой идей. Отсюда Гегель делает вывод, что предметное сознание, реальный мир и абсолютное сознание, все основаны на одних и тех же законах. Развитие же сознания, как в онтогенезе, так и в филогенезе человека, это процесс движения от предметного или обывательского сознания через изучение природы и феноменов сознания к постижению абсолютного сознания.

Бытие и сознание тождественны, поскольку логика – это не свойство разума, но свойство Бытия. Скажем так, Бытие и сознание развиваются по одним и тем же законам и потому тождественны, как явления, но противопоставлены на определённых этапах познания.

Установки обыденного сознания:
    1. Форма и содержание познания не связаны и противопоставлены.
    2. Объект завершён и самодостаточен, мышление не завершено и и не самодостаточно. Истина понимается, как соответствие мышления своему предмету.
    3. Мышление происходит внутри субъекта и принадлежит только ему.
Установки разумного познания:
    1. Направлено не на познание объекта, а на познание предмета, т.е. на познание сути, предметности объекта, как чистой субстанции. Равно как и на познание знания, как чистой субстанции.
    2. Истина – это совокупность всех способов познания.

Тем не менее, в начальный момент исследования разумное познание ничем не отличается от обыденного, поскольку изначально объект существует вне сознания, не связан с ним и противопоставлен ему.

Что такое истинное познание, как совокупность всех форм познания? Какие есть формы познания предмета? Визуальное познание, кинестетическое познание, интуитивное познание, мыслительное познание, эмоциональное познание. Вся совокупность всех форм познания всех людей – есть истинное познание по Гегелю. Приближение к истинному познанию происходит в процессе осознания своих форм познания и расширения их спектра.

Что же такое ложное познание? Слово ложь, что в русском, что в английском языке происходит от слова лежать, т.е. находиться на поверхности. Знание о предмете лишь с одной его поверхности, с одной стороны, без представления о других его сторонах и без синтеза этого представления с представлением о его сути – это и есть ложное знание. В этом смысле ложь – это всегда правда.

Почему мы часто обманываемся в людях? Потому что принимаем наше ложное знание о них за истинное. Она предназначена для того, чтобы готовить мне борщ, стирать, убирать, ублажать меня в постели. Это истина? В лучшем случае это может быть правда. Или он должен дарить мне цветы, покупать дорогие подарки, носить меня на руках. Что делать, когда мы понимаем, что обманулись в человеке? Если отказаться от этого человека и применить свою правду к другому, результат будет точно такой же. Выход – выводить свою правду в сферу иного, дополнять её с помощью реальности до их единства и принимать человека таким, какой он есть.

У слова правда есть много антонимов – неправда, клевета, вранье, обман. У слова истина полного антонима нет, поскольку оно бы обозначало все, что не является истиной, т.е. совершенно все.

По Гегелю, все зло, все страдание, вся жестокость в мире от сопротивления тезиса антитезису в процессе перехода к синтезису.

Также, как все начинается с чистого Бытия, сознание начинается с чистой способности к сознанию. Эта чистая способность с момента своего появления находится в состоянии единства и борьбы со своей противоположностью – реальностью, которую сознание пытается осознать. В результате этой борьбы происходит снятие за счёт осознания сознанием самого себя и способности сознания к саморазвитию. Такое сознание само создаёт свой предмет, т.е. осознание чего бы то ни было порождает предмет для новых осознаний. Гегель называет такое сознание изображением Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения мира.

Дух – Субъект познания, а точнее неспокойное единство сознания, как субъекта познания и как его предмета. Это сознание, себя познающее, постоянно генерирующее новый предмет познания в своём процессе познания. Посему дух – саморазвивающееся явление, способное к самостоятельному изменению себя. Когда Гегель говорит о духе, он имеет ввиду как чистый дух, т.е. объективно существующий саморазвивающийся дух, так и дух общества и дух человека, как проявления чистого духа. Развитие каждого из этих духов происходит одинаково.

Дух начинается, как чистый дух – как возможность всего сущего и его познания. Затем эта возможность постепенно реализуется в возникновении всего сущего, от законов механики, до примитивных организмов, сложных организмов и наконец, духовных организмов, способных к собственному сознанию. Дух человека – это максимальная конкретизация чистого духа.

Человек рождается с массой способностей, но безо всяких наличных умений. С первого момента бытия он находится в столкновении с реальностью, которая его формирует. Он учится её есть, держать, толкать, тянуть, предвидеть её развитие, видоизменять её, изучать её законы, пока в какой-то момент не поймёт, что у всех этих процессов есть не только объект, но и субъект. Есть Я. Это Я воздействую на реальность. Это я её ем, рву, мну, и делаю ещё массу вещей из трёх букв. Так у человека формируется субъективный дух.

Субъективный дух. Сознание, которое уже осознает себя, но ещё не осознает сознание других, не признает их прав и свобод. Проявляется в первичной преобразовательной деятельности.

Но феноменология сознания не описывается словами из трёх букв. Здесь нужен более глубокий уровень осознания, а значит более существенный понятийный аппарат. Ведь чтобы что-то понять, нужно выразить это в понятиях. Как узнать, развит у человека дух или нет? Посмотрите, какими словами он разговаривает и как глубоко их понимает.

Объективный дух. Сознание, которое признает самосознание не как личное свойства индивида, но как независимое, объективное свойство всех людей. Проявляется в виде права, семьи, гражданского общества, государства, истории. На этом этапе развития духа человек уже осознает, что объективный дух объективен и что о ограничивает его субъективный дух, но ещё не в состоянии это принять. Становление объективного духа в человеке – есть его социализация. Объективный дух Отрицает субъективный дух, противостоит ему, подавляет его, но и является источником развития человека, общества и самого духа. Синтезом является абсолютный дух.

Абсолютный дух – это признание Противоречивости человека (общества, духа), как противоборства субъективного и объективного духа. Проявления абсолютного духа – искусство, религия и философия. Это наивысшие формы развития всего предыдущего знания, которые несут в себе все остальные формы знания в Снятом виде.

Свобода – сущность духа. Дух может подчиняться только духу и только по собственной воле.

Что отделяет человеческое познание от истины? Ограниченность форм (Гештальтов) познания или Субъективность. Движение человека к истине – это преодоление его собственных способов познания, но не через подавление, а через понимание и дополнение их другими способами познания. Движение духа к истине – это количественное накопление способов познания, которое в итоге переходит в новое качество – абсолютное познание, т.е. единство духа и истины. Смысл развития духа (истории) – приближение к истине.  Вообще, слова история и истина однокоренные. Древнегреческое слово история означало выспрашивание, установление истины. Т.е. движение к истине – это не квест для людей. Движение к истине – это в принципе движение истории. Философия – это наивысший способ приближения к истине – совершенная система знаний о единстве знания и реальности в его развитии.


Рецензии