Цвета в искусстве!
Каждый цвет – это целая октава души с её удивительными звучаниями, оттенками необыкновенных мелодий и чувств!
/Серж Пьетро. 7 октября 2019 года./
Цвет – это самое главное в живописи явление.
С помощью его художник добивается выразительности произведения –
цветовые переходы, оттенки, полутона, неизменяемый локальный цвет;
в характере красочного мазка и фактуре живописной поверхности, несущей сюжет,
заключается уникальный «почерк художника», мир его восхищения,
его мысли и откровения.
Цвет мы чувствуем интуитивно,
многие оттенки закреплены в нашем сознании, в исторической памяти, часто ассоциативно.
Тем интереснее посмотреть на картины именно через цвет,
в котором таится всё богатство дошедших до нас шедевров живописи творцов всех лет.
В русском изобразительном искусстве изменения в живописных поисках
шли на протяжении нескольких веков и в зависимости от художественного вкуса.
В картинах художников присутствуют цвета в соответствии с принадлежностью их цветового фокуса -
к трём основным цветам – красному, синему, жёлтому,
трём вторичным – фиолетовому, оранжевому, зелёному,
и начинают материю цвета – чёрный и белый цвета,
без которых невозможна живописная палитра цвета.
Для живописи важно понимание цвета, его чувственные объятия,
его сочетание с другими цветами, а также сама теория цветовосприятия.
Теоретики физики, физиологии, оптики и, наконец, живописцы нереальности и бытия,
заинтересовались феноменом цвета ещё со времён Аристотеля.
В более позднее время величайшие умы человечества –
Иоганн Вольфганг Гёте, художник-романтик Филипп Отто Рунге, Исаак Ньютон (без отчества)
И один их отцов-основателей дизайна и звезда «Баухауса» Йоханнес Иттен - изобретатели цветового чародейства -
создали развёрнутые цветовые системы – цветовые круги, колёса и сферы,
будто цветовые планеты создали свои атмосферы,
зачастую представляющие произведения искусства сами по себе, а дело в том,
что они систематизировали цвета, расширяя знакомое каждому с детства знание о том,
что сочетание жёлтого и синего цвета дают зелёный,
а красного и синего – фиолетовый.
В живописи существует множество принципов использования цвета,
но три основных закона таковы: закон видения цвета,
закон его подчинённости содержательной задаче, как в пьесе подчинённость мимики у масок,
и закон цельности, положенный на основу красок.
Видение цвета выражается в умении различить цветовые переходы,
ведь каждое цветовое пятно способно правильно «прозвучать» лишь в общем колорите - даже через годы.
Краска превращается в цвет лишь органично встроившись в общую колористическую схему,
вступив в органические отношения с соседними цветовыми пятнами, словно главы, включённые в поэму.
В Древней Египте цвет был неотъемлемой частью предмета или сущности человека.
Считалось, что вещи, имевшие одинаковый цвет, схожи и по сути – все века.
Цвет входит и в европейскую жизнь, украшая европейские соборы:
цветом сияют не только готические витражи различного цвета,
но и фасады со скульптурами и барельефами, раскрашенные в яркие цвета.
Готические порталы изначально были раскрашены,
как и скульптуры тимпанов,* приукрашены
специальными «художниками образов» (образов, увиденных в снах, в природе, в человеке),
придерживающимися строгой колористической схемы, кодифицированной ещё в XII веке.
В соответствии с этой схемой белый означал чистоту, мудрость и правоту,
чёрный – грусть, но и волю.
У христианского искусства с самого начала возникли совершенно особые отношения с цветом,
Словно навеянные от зари или от радуги-мессии.
Русская иконопись унаследовала символику цвета и от Византии.
Икона вообще – не столько и не только изображение,
сколько текст, насыщенный образами и смыслом, имевшим своё значение.
Белый в это системе символизирует невинность, чистоту, святость, сияние божественной славы.
Близкий смысл вкладывается в серебряный цвет – символ чистоты плоти
и евангельского красноречия во благо души и небесной державы.
Коричневый напоминает о бренности человеческой жизни – в рай проводника.
Фиолетовый связан со служением святого угодника,
а чёрный – с отсутствием благодати, со смертью, пустотой,
со смирением и покаянием, с отречением от суеты мирской.
Некоторые цвета в иконописи не используются принципиально.
Например, серый – цвет смешения добра и зла, двусмысленности, неясности и пустоты,
Потому и не используется специально.
После эпохи Ренессанса, во время которой особой любовью и пониманием цвета
отличались братья Ван Эйки, Робер Кампен, Ханс Мемлинг –
художники Северного Возрождения, хранители искусства Старого Света,
семейство Беллини, Тициан и, конечно, Паоло Веронезе – художники венецианской школы,
сторонники полноцветного маньеризма Якопо да Понтормо, Аньоло Бранзино,
Россо Фьорентино, Пармиджанино
и фламандцы Питер Пауль Рубенс и его великий ученик Антонис ван Дейк –
последователи колористической роскоши барокко, роскоши столетия, -
после этой эпохи европейская живопись постепенно уходит от «варварского» полноцветия
в сторону приглушённых коричневато-желтоватых колористических схем,
привычных живописи голландцев, Рембрандта и последователей Караваджо –
в сторону «разноцветных» сюжетов и тем.
Против тенденции приглушения цвета в XIX веке восстают прерафаэлиты,
призывающие вернуться к звучной «разноцветной» живописи «до Рафаэля»,
бывшего великим колористом, и впускающие в изобразительное искусство
слепящую рыжину женских волос, яркие чистые цвета тканей, роскошный блеск драгоценностей – и не зря,
как и цветочное разноцветье, сине-зелёный омут фантастических морских глубин и лесов
Великой Британии времён английского короля.
Революцию в цвете, его изображении и восприятии производят импрессионисты, в том числе, например,
выходящие на пленэр**,
логическим образом осветляющие после этого палитру цвета
и приходящие к поразительным колористическим открытиям, подаренным Свету,
в результате которых жёлтые стога у Моне оказываются фиолетового цвета
(в тени цвет меняется на свою противоположность оттенки меняются будто сами),
а обнажённое женское тело у Ренуара играет зелёными и красными рефлексами.
Для импрессионистов, почти как для древнегреческих философов и для физиков, цвет –
это очаровывающий разнообразный свет.
Максимально использовали эффект от сопоставления комплиментарных –
дополнительных, противоположных (по положению на цветовом круге) цветов импрессионисты,
как и постимпрессионисты,
апофеоз подобного противопоставления –
красные рыбки Матисса на зелёном фоне, словно цирковое представление.
Цветовой круг в выставочном пространстве картин-шедевров является путеводителем.
Его цвета для живописной истории с многообразием оттенков и смыслов стали отправной точкой,
Во Вселенную цвета отправителем:
небольшая терракотовая точка в пейзаже Айвазовского –
фигурка, устремляющая взгляд зрителя в глубину полотна, где открывается вид на Ялту;
доминирующий, звучный, народный красный - в портрете девицы художника Малявина;
другое звучание того же цвета в парадных портретах XVIII века, воплотивших красоту –
благородные оттенки красного - чью-то мечту;
и, наконец, драматичный крик локального цвета тех годов -
в работах художников-авангардистов.
Работы выдающихся мастеров живопиcи,
разнообразные по жанру, стилю, сюжету, времени написания - многоплановы,
демонстрируют уникальное культурное наследие России.
Цвета в искусстве настолько разноплановы:
красный цвет символизирует лидерство, опасность, огонь,
силу, гнев, аристократизм, кровь,
страсть, запрет, любовь;
жёлтый цвет символизирует Солнце, энергию, свет, радость,
золото, предупреждение, ревность,
обман, декаданс***, болезнь;
синий цвет символизирует небо, благородство,
бесконечности превосходство,
меланхолию, покой, воду, глубину,
грусть, интуицию, мечту;
фиолетовый цвет символизирует гордость, преданность,
магию, власть, независимость,
роскошь и может быть символом лицемерия,
может символизировать сирень, царственность,
но может символизировать и мудрость;
зелёный цвет – это гармония, весна, возрождение, и ещё это -
природа, молодость, надежда, безопасность, за счёт которой живёт наша планета,
и ещё деньги, колдовство, плодородие – зелёное всё это;
оранжевый цвет символизирует тепло, экспрессию, радость, уверенность,
перемены, энтузиазм, энергию, опасность, смелость,
и осень, как бы нам этого ни не хотелось.
_________________
*Тимпан (др.-греч. барабан), в архитектуре - внутреннее поле фронтона, щипца, закомары - плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом; углублённая часть стены над дверью или окном, обрамлённая аркой.
** Пленэр - работа художника над живописным полотном на открытом воздухе.
*** Декаданс - особое восприятие, чувствование окружающего мира, вылившееся в то или иное упадническое состояние и преобладающее в определенных общественных кругах.
/Автор первичного текста о цвете - Динара Дубровская./
Свидетельство о публикации №219101001141