Глава 10. Президент читает письма

Начало: http://proza.ru/2016/12/19/571

Пограничная одиссея. Часть 3. Глава 10. Президент читает письма.


Живут во мне воспоминания,
Живут во сне и наяву.
Они тепло моё весеннее,
Моя мечта, моё везение,
Моя надежда и спасение,
Пока я помню - я живу.
Роберт Рожденственский
«…иной раз легче посмотреть в глаза смерти, чем человеку…».
Станислав Ежи Лец


      Сегодня наконец-то солнечный день, можно идти на море.  Я люблю бывать на море когда оно  спокойное, тихо играет с галькой, перекатывая её с места на место. Наблюдая эту картину, приходит удовлетворение и покой, уходит груз  забот. Хочется снять обувь и походить по прибою босиком, а то и броситься вплавь.

       Когда же волны кипят и с пеной бьются о берег, а когда еще гремит гром и сверкают молнии, то я вспоминаю о тех, кто в море и не прочь пропустить за них стаканчик другой. Постепенно земля вдруг покажется  мне милее. Мне захочется, чтобы у тех, кто в море  были непотопляемые корабли, и чтобы и они возвращались к родным берегам.

       Море пробуждает у меня память о прошлом, хотя само не имеет памяти. Море обновляется, как и человек, хотя  это обновление простое повторение, почти тождество. Ведь этот шум моря услышит мой внук, будет точно таким же. Может, оно затронет в его душе  какие-то неведомые струны и заставит его вспомнить обо мне, тоже жившем в этом повторяющемся мире природы.

        Прошли многие годы с тех пор, как я покинул корабль. Многие корабли, которые были в строю во времена моей службы, списали. Хотели списать и мой корабль ПКС «Николай Сипягин», но спасибо мотористу. К сожалению, не знаю его имени. Этакий неизвестный моторист, как неизвестный солдат, написал письмо президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу. Естественно рассказал о себе, что остался служить по контракту, а его корабль решили списать.


       Как же так, ведь это мой корабль, я его полюбил, здесь, сколько судеб слилось вместе за все годы, сколько моряков носят его в душе, сколько мальчишек превратил в мужчин и сколько офицеров вывел с юнцов, превратил в опытных морских волков,  сделал им карьеру. И так просто пустить на иголки, в металлолом. Корабль ведь хороший, фортовый,  боеспособный.

     Президент читает письма. Последовал звонок Директору ФСБ, далее другой звонок руководителю пограничной службы и бюрократическая машина завертелась. Корабль не списан. Мало того его вернули с Камчатки во Владивосток, в свою родную базу где он изначально числился, куда прибыл после постройки из Николаевска на Амуре.

       Он своим ходом пришел во Владивосток. Это было очень приятно, ведь в том, что корабль на ходу есть и моя заслуга. Своих мотористов я приучал беречь народное достояние, значит, мой дух живет на корабле! Потом его  отремонтировали на судоремонтном заводе  в г. Славянка Приморского края.

       Случается, что твой путь и путь твоего корабля пересекаются. Во время ремонта я встретился со своим кораблём. Оказавшись в  командировке в Хасанском районе Приморского края,  я вынужден проживать в  гостинице поселка Славянка. Там я встретил знакомого военного представителя, он сообщил мне,  что корабль стоит в ремонте, он же заказал пропуск на завод. Вечер провел на родном корабле, имел беседу с командиром корабля и командиром БЧ-5. Очень приятные воспоминания.
Корабль вышел из ремонта и стал самым боеспособным кораблем в соединении, как это было в те времена, о которых я пишу в своей Одиссее. Он успел отличиться. 23 октября в 2015 году спас девушку, дрейфовавшую четверо суток на яхте в открытом море. Корабль, возвращался из района учебных стрельб. Яхта потеряла ход еще 19 октября у мыса Аскольд, её уносило  течением все дальше в открытое море. Её  заметил на своих радарах радиометрист Николая Сипягина, классифицировали как нарушителя границы, при опознании оказалось терпящее бедствие яхта с девушкой на борту. Это еще один пример того, что надо серьёзно относиться  к выходу в море.

       Но давайте вернемся к повествованию, вернемся к Одиссее. Тогда, в те годы,  под знаменами Советского Союза проходили переломы в моей судьбе, я становился взрослее и мужественнее. Личная жизнь летела к черту, служба становилось неизбежностью и суровой необходимостью, звание капитан 3 ранга летало в облаках, на корабле матросы в БЧ-5  в тайне жарили картошку. Корабль стоял на рейде Корсакова,  в очень знакомом для меня  месте, в ожидании разрешения на переход во Владивосток. При следовании с похода я забрал с Корсакова личные домашние вещи, а родные должны прилететь самолетом. Вдруг пришла радиограмма, что к вам идет буксир. Оказалось, что мои домочадцы  забыли в шкафу  все документы, в том числе и паспорта, без которых на самолет не пускают. Подняли с трюма контейнер, вскрыли, я вытащил паспорта, буксир увез их в Корсаков, а папка с документами осталась у меня в каюте. Уже потом  я начал перелистывать содержимое папки и обнаружил, что в Анапе   строилась   кооперативная квартира. Это было для меня оплеухой. Воистину, нет ничего тайного, чтобы не стало явью.

        После  возвращения с того первого похода, о котором сообщалось  в последних главах появилась уверенность в  себе. Я как бы оморячился на новом корабле, прошел практику, занял свое место, узнал, «на что надо надавить, чтобы стало хорошо». Ведь критерием всего служит морская практика. Корабль, прежде всего, должен ходить в море. Это ведь не только плавказарма для матросов, а боевая единица и офицеры и личный состав должны оцениваться по практическим делам именно при нахождении в море.

       Здесь уважаемый читатель, позвольте  поговорить в Военно-Морском Флоте.  Дело будет касаться нахождения кораблей в море и подготовки экипажей. Только в море сплачивается экипаж, совершенствуются офицеры.
Уже на гражданке, в 2017 году я  по просьбе главного инженера замещал трех  специалистов по охране труда в одном электросетевом предприятии в Приморье.  Так бывает на любом предприятии  все вдруг уходят. Пока искали замену месяц с  гаком, я работал один, потом пришел  ведущий специалист, а через месяц пришел начальник отдела.

       Он оказался мой коллега инженер механик, капитан 2 ранга с военно-морского флота. Он кратко рассказал о своей службе, сказал, что инженер механик, учился ВВМИОЛУ имени Дзержинского по специальности атомные энергетические установки. Был командиром корабля, причем корабля с атомной энергетической установкой.
Я обрадовался, так как думал, что с коллегой будет работать веселее.
     — А как же ты командиром стал, — спросил я, — ведь как я понял, ты окончил Держинку, и планировался на АПЛ.
     —Долгая история, потом расскажу.
Но не успел и не рассказал. Более того в первый же день, он ушел по каким-то своим  важным делам. Далее до отпуска я работал в своем прежнем режиме две недели. А после отпуска оказалось, что я уже не в охране труда и был направлен к главному инженеру. Главный инженер сказал:
     —  Владимир Владимирович! Начальник вами  не доволен, не доволен положением дел в отделе в целом. Я Вас ни в чем не виню, это упущение прошлого состава отдела. Идите, работайте, до Нового года. А там видно будет. Возможно, будет сокращение.

      Я понял, что мой уход в отпуск, все-таки заставил моего флотского коллегу начать вникать в дела. Далее я понял, что в последнее время, в том промежуток времени, когда я покинул флот и проработал на гражданке, а это 13 лет, произошли изменения в мировоззрении флотских командиров. Командир должен ставить задачу, подчиненные должны ее выполнять. Так оно и было в наше время, только офицер, командир,  умели заместить своих офицеров и подчиненных в процессе боевой и повседневной деятельности.  Обычно бывших военных хорошо берут на работу, потому что они организованы и дисциплинированы. Военная служба эти качества развивает, заставляет держать себя в форме. По аналогии и на гражданском поприще должно быть то же самое. Мой коллега видимо подумал, что раз я работал один, выполнял все обязанности за сотрудников отдела, в том числе и за начальника отдела, то я и должен это продолжать даже в отпуске.

       Как потом оказалось мой новый начальник, коллега по специальности проходил службу на корабле «Урал», который имел всего лишь один боевой поход. Это переход от судостроительного завода к месту основного базирования бухта Стрелок Приморского края.

      Проект этого корабля 1941. Тонкие любители иронии и мистики могут увидеть причину в  номере проекта, этого плавучего  острова с ядерным двигателем. Этому  кораблю на роду написано стать непотопляемым  несчастьем Тихоокеанского флота. Корабль,  на который в 80-е годы потратили миллиарды   рублей, кончился ничем. А главное мой коллега командовал кораблем, который не ходил в море. …

          Какая служба на корабле,  которого звали  «каютоносец» и к официальной расшифровке индекса «ССВ» судно связи добавилась неофициальная: «Специальный спальный вагон», как на таком корабле можно совершенствоваться в длительных походах,  ведь по распространенному мнению, настоящие моряки вырабатываются в дальних плаваниях.

         Чем длительнее поход, тем чувствительнее, романтичнее возвращение в родную базу. Возникает удивительное состояние души, которое незнакомо людям, не выходившим в море в длительные походы, это, наверно,  как возвращение к жизни после тяжелой болезни или как освобождение из мест заключения.
 
        Возвращение с моря  я испытал уже на Сахалине, но возвращение во Владивостоке какое-то другое. Возвращение с похода это ощущение праздника в душе,  это необъяснимый сплав  чувств: соединение семьи, восторга, радости, грусти, торжества, удовольствия,  восхищения и любви к родному городу. Это подсознательная радость организма предвкушения встречи с  женщиной, восстановления организма, возврата сил, отдыха, восстановления  готовности опять уйти в поход. А поход, это все еще интересное и  радостное чувство перемен, вахты и тревоги, подходы на барже к берегу, запах йода и водорослей! И ожидания сладостного возвращения к родным берегам!

       Сразу корабль стал к причалу на полуострове Агершельд  под заправку. Меня высадили на барже с несколькими матросами, так как больше некому   завести  концы на кнехты при швартовке. Пока  организовывал заправку, вдыхал ароматы большого города  и берега, оформлял документы к кораблю подошел капитан 3 ранга.  Это был  среднего роста и возраста мужчина приятной наружности, которая нравится женщинам, на лице печать службы, голова смотрит вверх под острым углом, как бы смотрит на клотик мачты, мол,  иду  по жизни с высоко поднятой головой.
 Как полагается я представился, незнакомый офицер, вдруг проверяющий из штаба. Он не представился, а сказал:
     —Будем вместе служить.

      Мы довольно долго еще ждали, пока с корабля подадут сходню. Не разговаривали. Появилась неудобная пауза, человек животное социальное, ведь ценность жизни именно в общении, а тут вернулся с моря, все интересно и неудобная тишина. Я молчал, потому что не знал, с кем имею дело. Капитан 3 ранга видимо держал дистанцию, не опускался до разговора с младшим офицером, а раз представился, значит,  веревки можно вить.


       Позже оказалось, что капитан 3 ранга это Андрей Загонов. Перевелся с Камчатки, где был командиром  «Альбатроса» на наш корабль на должность помощника корабля. Он к тому же оказался одноклассником командира корабля. Из Камчатки во Владивосток на две ступени ниже по воинскому званию, мне показалось это странным. Сам он объяснял семейными обстоятельствами. Он повел себя довольно неожиданно, если я ему представился, может, посчитал себя моим начальником. Как же, помощник командира, а командир всем начальник. Я привык конструктивным претензиям и замечаниям,  исходящим от руководителей. А этот  неизвестный, не вникнув курс дела, начал свою деятельность с претензий  к БЧ-5, ругаться за бочки на палубе, которые выставлялись из трюма ГСМ для перекачки масла, а иначе, ведь нельзя перекачать.  Забирать с развода моих моряков для корабельных работ и т.д.  Я подумал, что сначала надо было ему почитать свои обязанности и изучить корабль.  На транспорте обязанности помощника огромнейшие, связанные с грузоперевозками. Если их до конца выполнять, то заниматься другими делами, просто нет времени. К слову он должен рассчитывать весовую нагрузку корабля, на что все помощники транспортов забили.

       Дорогой читатель, я прошу, чтобы вы не подумали, что все это я выполнял беспрекословно. Я защищал интересы БЧ-5, потому что это интересы, прежде всего корабля, его живучести и боеготовности, но на это уходили нервы и время. Откровенно я его чаще не обращал внимания, иногда посылал подальше, на то и моя должность. Она выше по рангу, чем помощника, командир БЧ-5 подчиняется по корабельному ставу командиру корабля, а Загонов, видимо, еще продолжал командовать кораблем. Почему молчал штатный командир? Не могу сказать, но не думаю, что потому что учились вместе, скорее всего,  действовал принцип «разделяй и властвуй».

       Командир, любой, не только корабля, должен в первую очередь думать не о силе своей власти и своего авторитета, а о пользе дела. Подчиняться не своим внутренним неприязням и своим чертам характера, а пользе дела и здравому смыслу. В нашем случае думать о корабле, о своем родном железе, которым ты командуешь, о нем больше никто не позаботится кроме тебя, и цени людей, кто думает об этом тоже, даже если они плохие по твоим понятиям. На этом железе ты живешь, и оно тебя спасает в трудную минуту.

       Для меня появилась проблема со сваркой, ну здесь помощник совсем впал в детство. Должности газоэлектросварщик в штате не было, это не военная специальность, но сварочное оборудование было в заведовании БЧ-5. Обычно сварщика выбирали из тех, у кого были «корочки с граждански» и это правильно по профессиональному стандарту. На военно-морском флоте тоже были корабли проекта 1595, 2 единицы Ирбит и Иркут: один на Тихоокеанском флоте, другой на Северном. Так на них экипаж гражданский, только командование корабле военное. Это более правильно, не нарушается  трудовой кодекс и профессиональный стандарт. Мне удалось побывать на Ирбите. Я был поражен порядком в машинном отделении и уже знал, к чему надо стремиться.

      Уже на Камчатке старшина 2 статьи Лопушняк Руслан, не будучи сварщиком, решил заварить масляную трубку газосваркой. Он оборудовал сварочный пост, но при сварке получил обратный удар. Шланг с ацетиленового баллона соскочил, образовалась струя из огня направленная в переборку. Как назло за переборкой арсенал боезапаса для корабельных АУ. Недоработка конструкторов проекта.  После аварийной тревоги  командир спросил меня:
    —Мех, какие рекомендации, что делать будем?
     —Раскатать пожарный рукав и охлаждать переборку струей воды и уповать на то, чтобы баллон не взорвался.
     Не успел я проговорить, как мой старшина 2 статьи накинул на голову бушлат и, взяв перчатку, бросился в пламя и закрыл ацетиленовый баллон.

        Все кончилось. Этот пример я привожу для того, чтобы читатель узнал про подвиг моего матроса, а для того чтобы не подумал, что раз твое заведование то и ты и думай, как будешь варить.
 
        К несчастью моему в то время сварщиком был марсовый, подчиненный Загонова.  Кстати матрос  Некрасов всегда с удовольствием выполнял сварочные работы. Ему хотелось набить руку. Любил он свою профессию.

       Мне трудно стало проводить при необходимости сварочные работы, так как не отпускал помощник  сварщика. Однажды  после осмотра и проверки техники была обнаружена трещина в воздушной трубке на пуск правого двигателя. Её  надо  было немедленно заварить, иначе дизель не исправен. Я пошел клянчить сварщика, получил отказ.  Я доложил, о результатах осмотра и проверки старпому и начал ждать. Я сознательно пошел на конфликт. Иногда  без конфликта не обойтись, процесс воспитания взаимный. Это как сделать прививку от тяжелой болезни, будет немного неприятно и больно, зато спасет от тяжелых последствий.

        При съемке с якоря я доложил, что пуска правого двигателя не будет. Дизель не завелся, но завелся командир…. Со всеми вытекающими отсюда последствиями...

       Тогда для себя я сделал вывод. Кто был командиром и, по воле судьбы окажется ниже  на должности, тот больше работать не будет.  Однажды, когда я был на барже, по его команде была израсходована на покраску бочка бензина для покраски палубы, который предназначался для мотонасосов. Помощник руководитель всех грузовых операций. На транспорте, как правило, в бригаде не ставили командиров офицеров не прошедших школу помощника. Так учись, тренируйся, занимайся своим делом. До тебя здесь все отработано на этом корабле, изучай материальную часть, вникай в организацию, куда тебя заносит.

       Мы, конечно, общались, на одном корабле это нормально, иногда играли в шашки. Иногда он мог быть «своим в доску». На 23 февраля он подошел ко мне:
     —Мех, я знаю, что у тебя есть спирт, может, отметим праздник?  — , я отлил содержимое из фляжки,  мы убыли из борта, пришли на Березовую, 7, где жили мои специалисты по дизелям из Ленинграда с завода Русский дизель. Там мы справили торжество, и вдруг я услышал от него:
      — Я не пил больше года, ты меня напоил, ответишь за это!
      — Вот так вот, а если по-другому.
     — Пошли в ресторан.

      Однажды в море, когда руководил подъемом баржи, она некоторое время осталась  без внимания лебедчика и ушла почти с подушек на  правый борт, начала падать. Леера на юте были срезаны, как бритвой, повезло, что никто не стоял. Такой случай был впервые, уже задумался командир. Надо убирать.

      Люди приходят и уходят, никто не остается надолго,  с Загоновым  пришлось помучиться больше года, мой одаренный «друг» стал командиром корабля,  моя  проблема перешла командиру бригады. Пришел помощником Алексей Бороздин, приятный москвич, мы подружились и помогали друг другу.

      Я думал, что забуду Загонова. Но когда я уже был начальником технадзора и проверял ПСКР «Неон Антонов», где Загонов был командиром корабля, в паспорте грузовых устройств, я увидел запись, что он, Загонов, расписался в том, что он провел полное техническое освидетельствование грузовых устройств. Явное превышение должностных полномочий, случись беда, пошел бы под суд. Такую запись может делать только инспектор технадзора и то не всегда.
       Как видите, не всегда все было гладко во взаимоотношениях с Загоновым.  Это был  наглядный  начальствующий, властный тип, склонный к авантюрам, интригам совместно  с алчностью и мстительностью. Когда прибыли на Камчатку один из офицеров сказал мне,
      — Не занимайте только ему денег, не отдаст.
Я не послушал, его, решил убедиться, …пришлось  простить ему  5 пачек сигарет Ленинград, купленных  в Южно-Курильске.

        В годы плюрализма и гласности штаб решил встретить корабль с похода поросенком и  оркестром. На пирсе выстроились все, и семьи, и штаб, в общем — все свободные военные и гражданские собрались на пирсе. Корабль швартуется, командир корабля Загонов. Он решил показать шик, разогнался, но задний ход не сумел погасить инерцию и корабль въехал кормой в пирс. В корме образовалась, огромна дыра.

         На пирсе установилась зловещая тишина. Её прервал голос одного командира корабля, все четко услышали:
       — Жопа!
       Наступила неловкая ситуация, которая, испортила праздник, на самом деле, никто не ожидал при встрече корабля увидеть «жопу», вскоре она же перешла в   прозвище.

      Здесь для читателя требуется пояснение: на корабле «жопа»,  не часть тела, а событие, а «полная жора» это комплекс мероприятий.

       В те годы руководство заботилось об офицерах, так как  ко мне должна была прилететь семья, то руководство бригады выделило квартиру 2-х комнатную, недалеко от воинской части на улице с романтическим  названием Березовая. Я тогда еще не знал, что улиц с названием деревьев во Владивостоке около двадцати.
К слову скажу, что 10 бригада дислоцируется на полуострове Голдобина и крайний мыс называется мысом Чуркина. Почему-то и место, район города, где мне предстояло жить и служить называется Чуркиным. Когда,  например, в морском отделе говорят, что поехал  на Чуркин, подразумевается, что поехал в 10-ю бригаду.

        Улица Березовая появилась на карте города вскоре после установления советской власти во Владивостоке. До войны  началась активная застройка полуострова Голдобина. Многие улицы получили здесь названия в честь южнорусских и украинских городов: Харьковская, Измаильская, Запорожская. Это не удивительно,  подавляющая часть населения Приморского  края украинцы. 22 улицы были названы по породам деревьев, которые высаживались в постоянно проводимые в то время Дни леса: Черемуховая, Пихтовая, Каштановая. Долгое время я не понимал почему, к примеру, названо улица  Окатовая, ведь такого дерева нет. С  улицей произошло то, что может произойти с любым человеком, когда каким- то неизвестным чиновником крючкотворцем сделана  ошибка,  на карте подписана улица  как Окатовая, хотя  названа она была по названию дальневосточного дерева Акат.

       Тогда НЭМС Мизев Г.М. сообщил, что мне выделили квартиру на Березовой, при этом я не увидел на его лице особого восторга.

       На следующий день я отправился на осмотр моей новой квартиры. Группа моих подчиненных добровольно вызвалась идти вместе со мной:
      —Товарищ капитан-лейтенант, а вдруг понадобится какая-нибудь помощь, — сказал старшина второй статьи Савченко, командир отделения электриков, родом из Ростовской области. Моряки устают на корабле, хочется им на берег.
      —Хорошо, берите тогда необходимый инструмент, который может пригодиться для мелкого ремонта в квартире.

       Через десять минут мы были уже у дома. Входная дверь была не закрыта. В пустой квартире ощущался запах запустения и пыли. Квартира оказалась, мягко сказано,  не в лучшем виде. Она давно пустовала, так как все отказывались от нее, малогабаритная, первый этаж без балкона, внизу затопленный подвал, сырость и всякие выползавшие с подвала насекомые: сороконожки, мокрицы, сколопендры, вестники хороших вестей пауки и прочая живность. Потом особенно досаждали потом подвальные комары.

      Матросы быстро сделали большую приборку, вынесли мусор. Чтобы поставить замок во входную дверь пришлось дверь в меньшую комнату поменять с входной дверью,  в которой уже не было целика для установки замка. Сразу же быстро вставили входной замок. Конечно, в квартире нужен был хороший ремонт.

      Я зашел в маленькую комнату, стал возле батареи, у окна и вдруг как будто в каком-то фантастическом фильме я увидел всю последующую жизнь в этой квартире, какое-то дежавю, только вместо прошлого, проецировалось   будущее. Как все-таки удивительна жизнь. Сейчас я как будто костьми прирос  к этой квартире, сейчас в ней   живу, и не  понятно, какая-то сила меня здесь удерживает. Я сделал хороший ремонт уже после окончания службы в 2012 году, потратил большие деньги. Мои попытки сменить квартиру, все-таки первый этаж без балкона, на первом этаже, внизу грязный и мокрый подвал, всегда встречали явные противодействия со стороны должностных лиц управления и 10 бригады, которые занимались жильём для военнослужащих.

       Я не всегда это могу объяснить для себя, потому что им это было зачем? Как будто какая-то свыше сила мешала  и мешает этому. А может отчего-то судьба  уберегает?  Я уже стал, был на очередь на улучшение жилой площади.  Но сменился начальник тыла округа и начальник КЭО. Последний откровенный бездельник из стройбата вооруженных сил России занимался только личной выгодой и стремился только получить себе две квартиры. Кстати это у него получилось весьма просто, хотя и не понятно.
 
        Он оказался недоволен результатами моей проверки в воинских частях. Надо пояснить, что к тому времени я служил в управлении и занимался вопросами безопасности жизнедеятельности военнослужащих. По результатам моих проверок начальника КЭО вызывали часто на ковер за упущения в работе. Он добился того, что меня вычеркнули из очереди, видимо решил меня проучить и расправиться со мной таким образом. Поразительно, что все члены комиссии жилищной комиссии, среди которой был и мой начальник отдела Наумов А.В. и друг по морскому Отделу Малинин В.В. как один  проголосовали единогласно, чтобы меня вычеркнули из очереди.
 
        Так потом и было,  хорошие квартиры получали все, кто служил в Управлении и бригаде и офицеры, и мичманы, и одинокие женщины, служащие по контракту.
Они отказывались от квартир, которые им не нравились, говорили просто, жена, мол, не хочет иметь такую квартиру, вплоть до развода, очередь сдвигалась, а они заезжали в желаемую жилплощадь и увольнялись со службы. Выходит, что главная цель службы для  них была получить квартиру, нормальную квартиру, а то и две. Оформляли развод, старую квартиру, оставляли семье и ждали новую, получали и увольнялись. Все фантастически сходилось, у меня же был тупик. Я захотел развестись с женой, не потому чтобы сжульничать, потому что у меня не сложилось, не ради квартиры, я чувствовал, что все к этому идет, все откладывал. Когда терпеть уже не мог, собрал документы и направил по почте в суд. Суд их отклонил, там какой- то клерк, то ли секретарь, под надуманным предлогом документы вернул, что- то было не так, какой- то запятой не хватало, а по сути надо уменьшить поток разводов и судебных заседаний. Документы всегда возвращают или пишут определение об отказе в рассмотрении дела. Это шаблон, так называемый чек лист нашего независимого суда. Упаси вас бог, читатель попасть под судебную машину.

       В конце концов, я развелся, но с тяжелыми для меня последствиями и не в хорошей для себя форме, но после службы, поезд ушел, я остался жить на Березовой, а бывшая жена получила новую квартиру. Злой рок до конца преследует меня. По понятной причине для меня причине,  я прошу высшую силу не наказывать лиц, ставших препятствием к достижению моих целей. Для читателя расскажу причину позже. Я писал письмо в главк, по совету товарищей, потому что в стране поменялось отношение к обеспечению  жильём  военнослужащих. С главка письмо вернули в Управление, где я служил. Те отписались, что все по закону, имеешь «двушку», живи и радуйтесь. Вы утратили связь с погранвойсками, обращайтесь в муниципальные органы власти.

        Теперь я смирился. Помня заповедь, не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней. Хотим мы этого или нет, но жизнь развивается по своим законам. И дело каждого из нас – считаться с этим или нет.

       В любой неприятности и негативной  ситуации есть обратная сторона и какие-то положительные моменты, равно как и в положительной обстановке, есть отрицательные стороны. Лишь тот достигает успеха, что положительное  находит и использует их  с пользой, и отрицательные стороны не упускает из вида. Поэтому всегда дела оборачиваются самым лучшим образом у тех, кто каждый раз извлекает пользу из любой сложившейся ситуации, так как успех приходит не от ухода от проблем, а благодаря их решению.
 
       Начала вырисовываться следующая картина. В детстве я был заворожен подвигом крейсера «Варяг» в Русско-Японской войне. Меня трогали и исторические очерки про этот подвиг и, особенно песни. Их слова я знал наизусть. Так вот что оказалось. Вместе, где стоит мой дом, жил последний ветеран, участник боя крейсера Варяг у Чемульпо  Псалом Сила Васильевич!

       Это мне рассказал мой коллега по шахматам Корецкий Николай Петрович. Ему уже девятый десяток близится. Ценный друг, много знает интересного про жизнь Владивостока до Великой отечественной войны, потому что жил в то время. Не чурается пропустить рюмочку, другую, но всегда знает меру.

        Так вот Петрович  лично знал георгиевского кавалера, ухаживал за ним. Жил Псалом  в Великую отечественную войну один в землянке, близких не было, к тому же слепой. Зрение потерял, хлебнув денатурату, как такое получилось, история умалчивает.

        Псалом Сила Васильевич, отслужив свой срок на флоте перед возвращением в Россию, узнал, что крейсер примет бой с японцами, выпросил разрешение остаться на корабле. Похоронен он на Морском кладбище Владивостока в отдельной могиле рядом с братской могилой 15 моряков с крейсера "Варяга". В историю Русско-японской войны навсегда вошёл подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав не равный бой с японской эскадрой, не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишённый возможности продолжать бой, но не сдались врагу. Комендор, звание матроса в русском ВМФ (с начала 18 века до 1917 г.) и некоторых иностранных флотах, специально подготовленного для стрельбы из корабельных орудий.

        Вернемся в 1986 год. Приближалась осень. Кораблю предстоял большой  «овощной рейс»  на Чукотку, так называемый завоз на северо-восточные заставы овощей. Исходя из этого, командир мне поставил задачу серьезно готовиться, для чего из журнала учета неисправностей  выбрал список  запасных частей и оборудования, которое наиболее часто выходят из строя в процессе выгрузки. Получилось, что он  в основном касался баржи Восток. Она построилась заключенными на Славянском судоремонтном заводе, я уже знал, куда надо идти.

        На барже с моряками отправился на  завод за запасными частями через Амурский залив на Юго-Запад Приморья. Переход морем   27 морских миль от бригады до причала Славянского судоремонтного завода занял порядка 3-х часов и привел меня в мир добрых людей.  Мне сравнительно легко удалось раздобыть весь перечень  запасных частей. Это получилось  через начальника производственного отдела завода, с которым познакомился в тот же день. Просто удивительно, как в годы Советского союза его жители уважали служивых.  Я просто обрисовал всю картину, описал ему все проблемы и он пошел на встречу. Он прошел в тюрьму и добыл мне запасные части, весь список.  Всё было отдано безвозмездно без всяких накладных,  всяких счетов, гарантийных писем и предоплат. Он нехотя взял, чтобы не обидеть, два хвоста красной соленой рыбы, которую запасли на Камчатке! Я её вручил уже тогда, когда он  провожал меня на барже с завода. Этот доселе  незнакомый человек вдруг мне стал родным и близким. Вспоминая  свою жизнь, я вдруг подумал о том, что хороших людей все-таки больше. Мне попадалось больше хороших людей, может, поэтому и выжил. Ведь в море нигде не возьмешь, если не запасся на берегу.  Эту истину должен усвоить любой моряк. Говорят, что мир делится на добро и зло. Мир на самом деле нейтрален, он лишь послушно реализует наши фантазии и мысли.

       И вот уже корабль на ходу, на полном ходу держит курс на самую восточную часть страны. Сначала  предстоит заход в Петропавловск-Камчатский. На Чукотку идти удобно. По силе  Кориолиса все циклоны идут на Северо-Восток. Остается только выбрать среднюю точку между циклонами и начать движение, весь переход будет как по  маслу. Морем ходят пароходы, совершают переходы. Все как песне. Чистый горизонт, ровная линия соединяющая океан с небом, с пятым океаном, крики чаек за кормой, уходящая  вдаль кильватерная струя.

        Моряки любят овощные рейсы, третий год остался на корабле, хотя смена уже прибыла. За время службы они не были на Чукотке, зная, что уедут домой позже всех, остались на корабле ради того, чтобы побывать  в незнакомом месте. В БЧ-5 полный комплект личного состава, ходовая вахта в   три смены. Мерно стучат дизеля, корабль со скоростью 18 узлов уверенно держит курс.

       Командир перед обедом зачитал телеграмму о присвоении очередного воинского звания капитан 3 ранга и вручил погоны. Поздравления друзей офицеров. К Петропавловску уже форма было приведена в соответствие, на берег сошел молодой капитан 3 ранга.  Первому матросу, поприветствовавшему  капитана 3 ранга, вручен рубль.

        Часть овощей выгрузили в отряде в Петропавловске – Камчатском и опять длительный переход. Корабль идет на Чукотку.

        Поход проходит как увлекательное путешествие, по крайней мере, для меня. Из-за плохой погоды зашли в бухту Натали, стали на якорь. Очень красиво, виды похожи на те, которые я видел, путешествую еще курсантом на первом курсе, когда добирались на автомобилях в бухту Печинга.

         О таких бухтах, как Бухта Натальи в Беринговом море я и не слышал, к  ней примыкают две небольшие бухточки — Петра и Павла. У входов в эти три бухты находится небольшой скалистый остров Богослова, который является памятником природы. Скалы острова – места гнездования морских колониальных птиц и крупных лежбищ моржей. В Натали  был самый восточный на Камчатке рыбзавод.

           Самый восточный в системе Камчатрыбпрома Натальинский рыбокомбинат обрабатывал, в основном, многочисленную в 1950-60-е годы олюторскую сельдь, прославившуюся на весь Советский Союз. «Олюторская сельдь (из Олюторского залива) также очень хороша, вкусна и содержит много жира», — написано в книге «О вкусной и здоровой пище» (1954). Мясо олюторской сельди плотное, содержит 1,5 мм жировую прослойку и значительно превосходит по вкусовым качествам атлантическую сельдь: оно богато полноценными белками и содержит полный спектр незаменимых аминокислот.
В 1962 г. был поставлен рекорд вылова этой невероятно крупной (до 50 см) и сверхжирной сельди, ставшей камчатским брендом, — 268 тыс. тонн. Её ловили ставными и дрифтерными сетями, черпали кошельковыми неводами вместе с молодью… К сожалению, казавшиеся неисчерпаемыми запасы олюторской сельди были к началу 1970-х полностью подорваны бессистемным промыслом. Добыча сельди там была запрещена и была вновь разрешена совсем недавно — в конце 2011 года. Но комбинат продолжал работать на других видах океанических рыб.

        В Натальинский рыбокомбинат №1 на обработку рыбы каждое лето приезжали со всей страны сезонницы («вербота» на местном слэнге), студенческие отряды. Известный бард Александр Городницкий, побывавший в бухте в 1972 году, написал песню:
Бухта Наталья
В распадках крутых непротаявший лед -
Зимы отпечатки.
Над бухтой Наталии рыбозавод
У края Камчатки.
Как рыбы, плывут косяки облаков,
Над бухтой клубятся.
Четыреста женщин - и нет мужиков:
Откуда им взяться?

И жаркие зыблются сны до утра
Над бабьей печалью,
Что где-то с добычей идут сейнера
На бухту Наталью.
На склонах во мхах, как огни маяков,
Костры задымятся...
Ведь нету в поселке своих мужиков -
Откуда им взяться?

По судну волна океанская бьет
Сильнее свинчатки.
Над бухтой Наталии рыбозавод
У края Камчатки.
Там гор в океан золотые края
Уходят, не тая.
Прощай, дорогая подруга моя,
Наталья, Наталья!

        Все как на Курилах на острове Шикотан, сходная картина.

         Трагична история многочисленных некогда на Камчатке рыбозаводов, рыбокомбинатов, рыбных баз и посёлков, закрытых административно в связи с неперспективностью. Не избежал этой участи и Натальинский рыбокомбинат. На Севере много заброшенных мест было уже в 1986 году, в наше  время еще больше. Не знаю почему, но они притягивают некой неведомой силой, может результатами труда живших здесь людей,  может энергией живших здесь душ или их воспоминаниями. У человека много не понятных духовных тайн.

        Брошенные поселки города не оставляют равнодушными, но производят очень удручающее впечатление. Помню, какое угнетающее впечатление произвел на меня  и на Аненкова Александра брошенный поселок рыбаков Шелехово на Симушине. Его оставили после знаменитого цунами.  Стоящие на слипе МРС, прутки металла на стеллажах и многое другое оставлено так,  как бы в живую. Если бы не вековая ржавчина, да разваливающийся пирс, то можно подумать, что вчера здесь были люди. Короткая стоянка, съемка с якоря и опять путешествие. Матросы рассматриваю службу, прежде всего как увлекательное  приключения, может это и правильно.

        Уже пересекли мыс Наварин, пошли морские 50% и вот уже первая застава Чукотского пограничного отряда. На баржу грузят овощи, выращенные в Приморье, в пограничном совхозе в Сибирцево, скоро она ляжет на стол пограничников заставы, потом следующая застава и вот уже корабль входит в Анадырьский лиман и  самый восточный город  в СССР Анадырь.

        Анадырь не произвел впечатления, серые неухоженные  дома  стоят на сваях. Фундаментов нет, потому что вечная мерзлота. Анадырь чаще  ассоциируется с операцией, которую успешно провели вооруженные силы Советского Союза во второй половине 20-го века, благодаря чему наш мир существует. Это доставка ядерного оружия на Кубу.

        Как бы нынешние предатели и коллаборационисты либералы не говорили,  и не злили, преданных России простых людей, Родину  надо защищать, ибо нет в жизни более значительной задачи и смысла существования как любовь к Родине. Изменники Родины умышленно искажают факты и историю, раздражают обидными словами, рассылая неправду   по социальным сетям. У них одна  цель — дискредитации власти в России, поднять бессмысленный беспощадный бунт, вызвать недовольство масс и на этой волне разрушить Россию. Поэтому Родину надо защищать, это я понял давно и без этого не представляю своей жизни. Что такое патриотизм?  Кто-то имеет в виду любовь к берёзкам, для кого-то это любовь к людям, к земле. Для меня это не обсуждаемая тема. Потому что любовь к родине должна быть в крови.

        Поразительно, что Чукотка красива. Очень красивы скалы, но не только.  Там растет карликовая березка и красивейшие северные цветы, ягоды; морошка, шикша, голубика и брусника, грибы;  красноголовик, подберезовик, груздь и сыроежка. В море водится различная рыба;  нерка, горбуша, кета, чавыча, навага, в диких местах есть морж, нерпа, в открытом море кит и касатка, а в тундре олень, медведь, лиса, россомаха, заяц и евражка.

       После Анадыря зашли в залив Креста. Там пограничная комендатура и застава в поселке Экгвекинот. Он находится  на крайнем севере, где преобладает тундра и вечная мерзлота, в 17км проходит полярный круг, недалеко Берингов пролив, разделяющий Россию и Канаду. По близости есть места с удивительными названиями: Амгуэма, Иультин, Конергино, Уэлькаль, гора Матачингай и бухта Этелькуюм.


       Я благодарен судьбе, что побывал в тех краях. Они мне дороги и близки, считаю, что жизнь прожил не зря. В тех краях и думаешь по-другому, настроение другое, тонус другой, какое то необычное романтическое состояние. Напрасно люди не хотят бывать в тех краях. Характерны северные чудеса –  северное сияние, полярный день, полярная ночь, гало. Зимой морозы и сильный ветер, метель и пурга. Мне вспомнилась песня, звучащая в Анапе на танцплощадке  далекие золотые годы "А чукча в чуме ждет рассвета". Эта мажорно звучащая песня на танцплощадке для меня звучала печально. На самом деле  грустно–сидит бедный чукча в чуме и ждёт рассвета, а рассвет наступит только летом. Тоска и безысходность какая-то.

       Моё поколение помнят нанайского певца по имени Кола Бельды и его самую известную, очень бодрую и задорную, оптимистичную песню «Увезу тебя я в тундру». Кстати, исполнитель песен  Кола Бельды  был  во время войны юнгой  Тихоокеанского флота.

       На нашей эстраде никто ещё так красиво не заманивал любимых девушек на Севера, в то время  я прочувствовал и оценил полный комплект таёжно-тундровой романтики. Представил звёздный иней, который загорается на ресницах серебром,  хрустящий мороз, дымные сугробы, снежная заря. Такие зимы были в моем детстве. Может поэтому такое состояние? Ну как после таких слов не махнуть на Ямал, Таймыр, Чукотку или в Якутию? Может поэтому матросы с Николая Сипягина остались на корабле, чтобы посмотреть Чукотку   Я лично очень рад, что кто-то откроет мою книгу, она  познакомит читателя с этим прекрасным краем.

         Владивосток  2019 Продолжение следует

Продолжение: http://proza.ru/2020/05/15/286


Рецензии
Инженер-механик ВМФ - звучит торжественно и красиво.
Что может корабль без хорошего опытного механика? - Погрузится на дно!
Разве не так, Владимир?
Прекрасный, как всегда у вас, эпиграф из Роберта Рождественского:
"Пока я помню - я живу".
Прекрасны ваши слова о море:" этот шум моря услышит мой внук, будет точно таким же. Может, оно затронет в его душе какие-то неведомые струны и заставит его вспомнить обо мне, тоже жившем в этом повторяющемся мире природы".

В этой главе много грустных воспоминаний: о Загонове и о других карьеристах, об эпопее с квартирой... да ещё брошенные поселки, рыбозаводы не оставляют равнодушными, производят очень удручающее впечатление.
Но зато есть и письмо Путину, спасшее ваш любимый корабль!
Есть ваши слова, проникнутые гордостью:
"Как бы нынешние предатели и коллаборационисты либералы не говорили, и не злили, преданных России простых людей, Родину надо защищать, ибо нет в жизни более значительной задачи и смысла существования как любовь к Родине".
Спасибо, Володя!

Элла Лякишева   25.11.2020 20:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.